город Москва |
Дело N А40-32326/08-121-269 |
14 ноября 2008 г. |
N 09АП-11493/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.11.2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Веклича Б.С., Якутова Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиной И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Компания "Лесинкар" на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2008 по делу NА40-32326/08-121-269 судьи Аксеновой Е.А. по заявлению ООО "Компания "Лесинкар"
к УФМС России по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.08.2008, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ООО "Компания "Лесинкар" (далее - Общество) о признании незаконным и отмене постановления УФМС России по г.Москве от 06.06.2008 N 1086 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
При этом суд исходил из того, что постановление является законным и обоснованным, поскольку вынесено полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывается, на момент заключения трудового договора с гражданином Республики Молдова Бодю И. не было утвержденных правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. Сослался на малозначительность совершенного административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание не явились представители сторон. Располагая доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ОИК УФМС России по г.Москве от 19.05.2008 N 258 проведена проверка соблюдения миграционного законодательства ООО "Компания "Лесинкар", находящегося по адресу: г.Москва, ул. Братьев Фонченко, д. 9.
В ходе проверки установлен факт привлечения Обществом к трудовой деятельности гражданина Республики Молдова Бодю И. без уведомления об этом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Административным органом в отсутствии представителей Общества, надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола, 30.05.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 9/9-07-1086 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.15 КоАП РФ. В материалах административного дела имеется телеграмма, в которой административный орган извещал Общество о дате, времени и месте составления протокола - 30.05.2008, направленная по месту регистрации юридического лица. Согласно уведомления о вручении от 29.05.2008, Общество отказалось принять данную телеграмму.
30.05.2008 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 06.06.2008.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель общества был уведомлен телеграммами N N 552/80381, 552/80383, полученными Обществом 02.06.2008.
Заместителем начальника отдела - начальником отделения иммиграционного контроля в ЗАО ОИК УФМС России по г. Москве в присутствии законного представителя Общества, генерального директора Бредихина А.М., 06.06.2008 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1086 о привлечении ООО "Компания "Лесинкар" к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, и наложении штрафа в размере 500 000 рублей.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что процедура и сроки составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом соблюдены.
Согласно ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п.9 ст.13-1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 N 798, работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Компания "Лесинкар" привлекло к трудовой деятельности в качестве грузчика гражданина Молдовы Бодю И., что подтверждается трудовым договором б/н от 22.12.2006, не отрицается Обществом.
Уведомление о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина в ФМС и центр труда и занятости Общество своевременно не направило.
Данный факт административный орган счел нарушением обязательных требований и условий, установленных Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ) и пунктом 2 "Правил подачи работодателем или заказчиком работ уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу", (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 183 от 18.03.2008.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ предусмотрено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Предусмотренная законом обязанность такого уведомления органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения регламентируется в дальнейшем вышеупомянутыми Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 183 от 18.03.2008.
Согласно пункту 2 Правил работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.
Согласно действующему на момент привлечения иностранного лица к трудовой деятельности Постановлению Правительства Российской Федерации 23.12.06 N 798 были утверждены Правила подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в российскую федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Согласно пункту 2 названных Правил работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Упомянутые Правила утратили силу 22.03.08 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.08 N 183 об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.
Пунктом 2 этих Правил обязанность уведомления территориального органа Федеральной миграционной службы и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации о заключении трудового договора и (или) гражданско-правового договора с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющим разрешение на работы, не устранена, а напротив, уведомление подлежит направлению в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения договора.
Как усматривается из материалов дела, подтверждено Обществом в суде первой инстанции данный иностранный гражданин и в настоящее время продолжает осуществлять трудовую деятельность в Обществе, поэтому довод апелляционной жалобы о том, что трудовой договор заключен 22.12.2006 раньше, чем Постановление Правительства РФ N 798 и поэтому освобождает Общество от установленных обязанностей, не принимается судебной коллегией, как несостоятельный, поскольку не является основанием для освобождения Общества от исполнения возложенных федеральным законодательством обязанностей по уведомлению о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае такая возможность у Общества имелась, доказательств, препятствующих реализации Обществом возложенной законодательством обязанности не представлено.
Статьей 2.9 КоАП предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, при малозначительности правонарушения.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. 5 ноября 2006 г. принят Федеральный закон N 189-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)". Данным Федеральным законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен рядом новых составов административных правонарушений в сфере трудовой миграции (статьи 18.15 - 18.17), которыми ужесточена ответственность работодателей, незаконно привлекающих к трудовой деятельности иностранцев. Введена ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), а также за несоблюдение установленных в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
Таким образом, довод заявителя об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по причине малозначительности допущенного им административного правонарушения, в связи с отсутствием угрозы охраняемым общественным отношениям, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
Иная оценка заявителем установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что оспариваемой постановление является законным и обоснованным, поскольку вынесено полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, оснований для безусловной отмены верного по существу судебного решения первой инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266 - 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2008г. по делу N А40-32326/08-121-269 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
Б.С.Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32326/08-121-269
Истец: ООО "Компания Лесинкар"
Ответчик: Управление Федеральной Миграционной службы России по г. Москве, ОИК по ЗАО ОИК УФМс России г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11493/2008