Каков порядок учета для целей налогообложения прибыли у поставщика (продавца) и покупателя скидок (премий), предоставленных (выплаченных) поставщиком покупателю без изменения цены товара, до и после 2006 года?
На основании статьи 424 ГК РФ установленная соглашением сторон цена договора может быть изменена в случаях и на условиях, предусмотренных договором.
В частности, договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.
В случае изменения цены единицы товара организация на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносит изменения в данные налогового учета о стоимости проданных товаров.
При этом согласно статье 54 НК РФ организация-продавец должна внести исправления в данные налоговых деклараций периодов реализации товаров, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы.
Если же организация-продавец производит по окончании календарного года пересмотр суммы задолженности покупателя по договору, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности заплатить за приобретенные товары в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров, то такая скидка на основании статей 572 и 574 ГК РФ должна рассматриваться в качестве безвозмездной передачи имущественного права.
В данном случае в соответствии с пунктом 16 статьи 270 НК РФ сумма скидки до 2006 года не может учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и сборах" дополнил пункт 1 статьи 265 НК РФ подпунктом 19.1, который вступил в силу с 1 января 2006 года.
В соответствии с этим подпунктом расходы в виде скидки (премии), предоставленной (выплаченной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, учитываются в качестве внереализационных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организацией-продавцом.
Таким образом, с 1 января 2006 года налогоплательщик-продавец товаров, предоставляющий (выплачивающий) покупателям скидки (премии) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких скидок (премий) в составе внереализационных расходов.
У организации-покупателя во всех случаях предоставления (выплаты) скидки (премии) до и после 1 января 2006 года скидка (премия), полученная от продавца, в той же сумме является внереализационным доходом.
Обратите внимание: методику применения скидок налогоплательщику-продавцу следует отразить в ценовой политике, а также в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. N 19-11/58863 от 3 июля 2006 г., подписанного руководителем Управления ФНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Н.В. Синиковой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1