г. Москва |
Дело N А40-53435/08-115-228 |
18 декабря 2008 г. |
N 09АП-16031/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена15 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен18 декабря 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей П.В. Румянцева, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции
Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 27.10.2008 г.
по делу N А40-53435/08-115-228, принятое судьей Л.А. Шевелевой,
по заявлению Открытого акционерного общества "Сигма-Трансстрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве
о признании незаконными решения, бездействия и обязании произвести зачет
страховых взносов.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Чиненова А.С. по дов. N 90 от 01.09.2008 г.
от заинтересованного лица - Киселева К.В. по дов. N 05-07/47338 от 21.12.2007 г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сигма-Трансстрой" просит Арбитражный суд г. Москвы признать незаконным принятое Инспекцией федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве (далее - нштоговый орган, инспекция) решение, выраженное в письме от 30.06.2008 г. N 11-10/40396 от отказе в зачете ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии с заработной платы за период февраль, март, апрель, май 2008 г.; признать незаконным бездействие, выразившееся в непроведении зачета 253 937,86 руб. ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период февраль, март, апрель, май 2008 г., а также обязать зачесть ошибочно перечисленные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 253 937,86 руб. за период февраль, март, апрель, май 2008 г.
Решением суда суд решил: признать незаконным принятое Инспекцией федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве решение, выраженное в письме от 30.06.2008 г. N 11-10/40396 от отказе в зачете ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ОАО "Сигма-Трансстрой".
Признать незаконным бездействие Инспекции федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве, выразившееся в непроведении зачета 253 937,86 руб. ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за февраль, март, апрель, май 2008 г.
Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве произвести зачет ОАО "Сигма-Трансстрой" ошибочно уплаченной суммы страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в размере 253 937 (двести пятьдесят три тысячи девятьсот тридцать семь) руб. 86 коп. в счет уплаты страховых взносов по страховой части трудовой пенсии за февраль, март, апрель, май 2008 г. (КБК 18210202010061000160).
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Как видно из материалов дела, заявитель платежными поручениями N 130 от 12.03.2008 г. в сумме 61 434 руб., N201 от 10.04.2008 г. в сумме 64 693,07 руб N270 от 12.05.2008 г. в сумме 61 616,94 руб., N334 от 09.06.2008 г. в сумме 66 193,85 руб. (л.д.15-18) ошибочно перечислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 253 937,86 руб., указав неверный КБК 18210202020061000160 (уплата страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии) вместо КБК 18210202010061000160 (уплата страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии).
Платежными поручениями N 129 от 42.03.2008 г. в сумме 8 160 руб., N200 от 10.04.2008 г. в сумме 8 373,90 руб., N268 от 12.05.2008 г. в сумме 4 990,65 руб., N333 от 09.06.2008 г. в сумме 5 289 руб. (л.д.31-34) подтверждается уплата заявителем страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, исчисленная согласно расчетам авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за период с февраля по май 2008 г. (л.д. 19-30).
Заявитель письмом от 23.06.2008 г. (л.д. 12) обратился к налоговому органу, указав на допущенную ошибку при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с просьбой о зачете переплаты взносов на обязательное пенсионное страхование в страховую часть трудовой пенсии.
Налоговый орган письмом от 30.06.2008 г. N 11-10/403965 сообщил, что правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют (л.д.13-14).
Данное решение об отказе в зачете ошибочно уплаченных по неверному КЬК взносов, содержащееся в письме Ответчика от 30.06.2008 г. N 11-10/40396. а также бездействие Ответчика, выразившееся в не произведении указанного выше зачета, являются незаконными на основании следующего.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное и ре не предусмотрено этим Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о пенсионном страховании контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В п. 1 ст. 13 Закона о пенсионном страховании установлено право страховщики -Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ.
Действующее законодательство о налогах и сборах не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания кода бюджетной классификации.
В силу п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам. погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Пунктами 2-14 ст. 78 Налогового кодекса РФ установлен порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога.
Из буквального содержания данной статьи Кодекса следует право налогового органа произвести зачет суммы излишне уплаченного налога как по заявлению налогоплательщика при наличии недоимки по налогу, так и самостоятельно.
В п. 17 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 1 16н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет. Абзац 5 данной нормы прямо предусматривает возможность возврата (возмещения) излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих распределению полностью или частично в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с п. 44 Порядка взаимодействие Федерального казначейства и (или) органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет платежных документов на возврат, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений и иных документов, предусмотренных настоящим Порядком, в пределах возложенных на администраторов поступлений в бюджет полномочий.
В соответствии с Приложением 8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 г. N 74н главным администратором доходов бюджетов по всем видам страховых взносов, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации,является Федеральная налоговая служба.
На основании вышеизложенного, территориальные налоговые органы, являясь подразделениями Федеральной налоговой службы, обязаны производить зачет излишне (ошибочно) уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, и имеют на по полномочия, установленные вышеуказанными нормами Законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно определения Конституционного суда Российской Федерации N 173-0 от 21.06.2001 г. статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, устанавливает обязанность налогового органа сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известном факте излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
Из Приказа Федеральной налоговой службы от 04.04.2007 г. N ММ-3-11/193 "О закреплении полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" за территориальными органами Федеральной налоговой службы, а также Приложению к нему, закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" по соответствующим кодам согласно приложению к настоящему Приказу за территориальными органами Федеральной налоговой службы, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В Перечне доходов, администрируемых территориальными органами Федеральной налоговой службы в 2007 г., находятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 18210202010061000160) в страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в пенсионный фонд Российской федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 18210202020061000160).
Учитывая изложенное и принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 2776/06 и N 4240/06, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 N 3722/08, руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что налоговый орган вправе и обязан осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 45, статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, возражения налогового органа по данному спору являются несостоятельными, а нарушенные по существу права и интересы заявителя подлежат восстановлению судом.
Отказав Заявителю в зачете ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Ответчик нарушил право Заявителя на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, установленное подпунктом 5 пункта I ст. 21 Налогового кодекса РФ.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции принято в полном соответствии с нормами материального и процессуального права и отмене не подлежит. Доводы апелляционной жалобы не опровергают аргументы суда первой инстанции, положенные им в основу решения и во внимание приняты быть не могут.
В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" заинтересованным лицом производится оплата госпошлины по апелляционной жалобе.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2008 г. по делу N А40-53435/08-115-228 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве государственную пошлину в доход федерального бюджета 1000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53435/08-115-228
Истец: ООО "Сигма-Трансстрой"
Ответчик: ИФНС РФ N 20 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16031/2008