г.Москва |
Дело N А40-48876/08-119-189 |
25 декабря 2008 г. |
N 09АП-16038/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиной И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2008
по делу N А40-48876/08-119-189 судьи Быковой Ю.Л.
по заявлению ЗАО "Интерлот"
к Федеральной налоговой службе
о признании незаконным решения от 01.07.2008 N 2-616/00006е
при участии:
от заявителя: Толкачев А.В. по дов. от 11.01.2008, паспорт 45 00 607073; Лиздунов А.И. по дов. от 12.11.2008, паспорт 45 09 699530; ген. директор Зибров А.Н. приказ N 130-к, паспорт 45 01 623775,
от ответчика: Макаров Д.А. по дов. от 13.02.2008, уд. N 0428,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2008, принятым по данному делу, удовлетворены требования ЗАО "Интерлот" о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы от 01.07.2008 N 2-616/00006е об отказе в выдаче разрешения на проведение всероссийской негосударственной лотереи ЗАО "Интерлот".
При этом суд мотивировал свои выводы тем, что технология проведения лотереи "Код удачи", предусмотренная Условиями лотереи, при которых сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно, соответствуют условиям проведения лотерей в обычном режиме, предусмотренном пунктом 2 части 6 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
Не согласившись с принятым по делу решением, Федеральная налоговая служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, в частности, пункт 2 статьи 3 Федерального Закона "О лотереях". В обоснование указывает, что всероссийская негосударственная тиражная лотерея "Код удачи" не является тиражной, поскольку при проведении тиражной лотереи договор между участником и организатором лотереи может быть оформлен только путем выдачи лотерейного билета, а организатор лотереи выпуск лотерейных билетов не планирует. Указывает также, что порядок изготовления регистрационного листа, посредством которого оформляется договор между участником и организатором лотереи, не соответствует нормативным актам Министерства финансов РФ. Считает, что технология всероссийской негосударственной тиражной лотереи "Код удачи" не соответствует технологии проведения лотереи в обычном режиме.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что ЗАО "Интерлот" заявлена тиражная лотерея, которая возможна только при наличии лотерейного билета, в виде защищенной от подделок полиграфической продукцией, кроме того, из условий лотереи следует, что она проводится в режиме реального времени, проведение которой разрешено только федеральным органом исполнительной власти.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве. Считает, что отказ налогового органа в выдаче разрешения не соответствует нормам Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях". Полагает, что требование об изготовлении лотерейного билета именно полиграфическим способом основано на неправильном толковании Закона. Пояснил, что условия лотереи и технические возможности не позволяют заявителю проводить лотерею в режиме реального времени.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, оценив все доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Интерлот" обратилось в Федеральную налоговую службу с заявлением от 14.05.2008 о предоставлении разрешения на проведение в обычном режиме Всероссийской негосударственной тиражной денежной вещевой лотереи "Код удачи" сроком на 5 лет с приложением необходимого пакета документов, предусмотренных ст. 6 Федерального закона "О лотереях" от 11.11.2003 года N 138-ФЗ.
Решением N 2-616/00006е от 01.07.2008 ответчик отказал заявителю в выдаче разрешения, мотивировав свой отказ тем, что в нарушение части 2 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" организатор лотереи при проведении Всероссийской негосударственной тиражной денежно-вещевой лотереи "Код удачи" не планирует изготовление лотерейных билетов, в то время как под тиражной лотереей понимается лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Также основанием для оспариваемого отказа послужило то обстоятельство, что, по мнению ответчика, заявитель предполагает проведение лотереи в режиме реального времени, проведение которой осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, считает данные доводы ответчика, аналогичные доводам апелляционной жалобы, несостоятельными.
Принимая оспариваемое решение и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил круг обстоятельств подлежащих доказыванию по настоящему делу и применил нормы права, подлежащие применению.
Так, суд правильно исходил из того, что в соответствии со ст.3 Федерального закона "О лотереях" виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
В силу ч.2 ст.3 указанного Закона тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Согласно п.5 ст.2 Федерального закона "О лотереях" лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией.
В соответствии с п.2 ст.1063 ГК РФ в случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом.
Аналогичная позиция изложена и в п.1 ст.2 Федерального закона "О лотереях", согласно которой лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Таким образом, из смысла указанных норм следует, что лотерейный билет это лишь один из способов оформления заключения договора между участником и организатором лотереи на участие в ее тираже, а не обязательное условие, по мнению ответчика, необходимое для оформления договора между участником и организатором лотереи о проведении тиражной лотереи.
Кроме того, в соответствии с п.п.З п.6 ст.6 Закона заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения такой лотереи и вид лотереи. К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы: 1) условия лотереи; 2) нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах); 3) макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков и т.д.
В настоящем случае судом правильно принято во внимание, что возможность применения альтернативных способов заключения договоров на добровольной основе между участником и организатором лотереи также подтверждается действующими нормативными актами, предусматривающими формы отчетности по проведенным лотереям. В частности, в соответствие с Приказом Министерства Финансов России от 09.08.2004 N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" утверждены формы и сроки отчетности о лотереях предоставляемых в Федеральную налоговую службу, утверждены правила проведения негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей. А именно, в Приложении N 1 к данному приказу "Формы и сроки предоставления отчетности о лотереях", в разделе "Формы отчетности проведения негосударственной лотереи", в пунктах 1 и 2 указаны следующие показатели отчетности: 1) количество изготовленных (распространенных) лотерейных билетов (иных носителей информации) в том числе: по выпускам (тиражам) (тыс.шт.), 2) количество распространенных лотерейных билетов (иных носителей информации) в том числе: по выпускам (тиражам) (тыс.шт.). В подпункте 3 пункта 1 Приложения N 2 указанного приказа, именуемого "Правила проведения негосударственной лотереи" также значится: для получения разрешения на проведение лотереи организатор предоставляет в Федеральную налоговую службу: макет лотерейного билета (квитанции иного предусмотренного условиями лотереи документа).
Кроме того, в соответствии с Письмом ФНС России от 20.06.2005 N 18-0-15/320 организаторы негосударственных лотерей обязаны ежеквартально и ежегодно предоставлять в Федеральную налоговую службу информацию о количестве изготовленных, распространенных лотерейных билетов (иных носителей информации), в том числе по выпускам, сериям, тиражам, разыгрываемым в отчетном периоде, (пункты 1, 2, 3 указанного письма).
Таким образом, судебная коллегия считает, что данными нормативными актами предусмотрена возможность оформления заключения договора на участие в розыгрыше призового фонда лотереи между участником и организатором лотереи и другими, помимо лотерейного билета документами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что договор между участником и организатором лотереи о розыгрыше призового фонда должен быть заключен обязательно и на добровольной основе, при этом может быть предусмотрен условиями проведения лотереи любой способ оформления такого договора.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что помимо выдачи лотерейного билета, как защищенной от подделок полиграфической продукцией, так и возможна выдача квитанции, другого документа или иного предусмотренного условиями лотереи носителя информации.
Необходимо также отметить, что каких-либо ограничений в отношении именно тиражной лотереи Закон "О лотереях" не содержит.
Суд пришел к правильному выводу, что основное условие тиражной лотереи, это условие о единовременном проведении розыгрыша призового фонда лотереи между всеми ее участниками, заключившими договор на добровольной основе с организатором лотереи, предусмотренное ч.2 ст.3 Закона, соблюдено заявителем в пункте 2 Условий лотереи, определяющим вид лотереи, как тиражной, а также пунктом 7 Условий лотереи, из которого следует, что оформление договора на добровольной основе между участником и организатором лотереи осуществляется посредством уникального электронного регистрационного листа к которому имеется доступ с персонально компьютера участника и который он может распечатать с помощью принтера, в частности в соответствии с пунктом 19 Условий лотереи для предоставления организатору лотереи при получении выигрыша свыше 1000 рублей.
Таким образом, условия лотереи "Код удачи" предусматривают иной способ заключения договора между участником и организатором лотереи, что вопреки доводу апелляционной жалобы, не противоречит действующему законодательству.
Несостоятельным также является и довод ответчика относительно несоответствия технологии всероссийской негосударственной тиражной лотереи "Код удачи" технологии проведения лотереи в обычном режиме.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка данному доводу апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 3 Закона лотерея проводится в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени.
Как достоверно установлено судом, в соответствии с пунктом 7 Условий лотереи последняя основана на принципе угадывания, проводится в обычном режиме, при котором, сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно, то есть не единовременно.
В частности, в момент регистрации ставки участник лотереи не получает результат ее розыгрыша, как в режиме реального времени, а лишь предусмотренную Федеральным законом информацию, в том числе о дате проведения розыгрыша призового фонда данного тиража ставку в котором он зарегистрировал. О своем выигрыше или проигрыше участник может узнать после проведения очередного этапа лотереи - розыгрыша призового фонда данного тиража, итоги которого в соответствии с пунктами 12 и 18 Условий лотереи подтверждены протоколом тиражной комиссии.
В соответствие с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона лотерейное оборудование это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Оплата лотерейной ставки и оформление договора между участником и организатором лотереи осуществляются посредством Интернета или телефона, которые сами по себе не являются лотерейным оборудованием и в соответствии с п. 18 Условий лотереи не связно с таковым.
В соответствии с пунктом 7 Условий лотереи лотерейное оборудование представляет собой электромеханическое устройство для перемешивания шаров в корпусе, подающий блок на 10 шаров, приемный блок на 10 шаров, панель управления устройством, набор шаров в количестве 10 штук с цифрами, нанесенными на шары, от 0 до 9 включительно. Устройство предназначено для случайного выпадения шаров с нанесенными на них цифрами. Данное устройство функционирует в обычном режиме, а именно на этапе (в день проведения розыгрыша призового фонда тиража) когда все ставки конкретного тиража зарегистрированы, и все документы, подтверждающие этот факт, выданы участникам розыгрыша данного тиража.
Как правильно установлено судом, оборудование (лототрон) в рамках Условий лотереи технически не может быть использовано по назначению в режиме реального времени, поскольку никаким образом не связано с каким-либо иным лотерейным оборудованием или средствами электронной или иной связи объединенных сетью электросвязи, что могло бы позволить производить розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксацию и передачу информации о результатах такого розыгрыша и т.д.
В соответствии с пунктами 12 и 18 Условий лотереи все этапы проведения каждого конкретного тиража подлежат строгому контролю, а именно розыгрыш каждого конкретного тиража производится в присутствии тиражной комиссии. Результаты тиража оформляются протоколом тиражной комиссии, на основании которого формируется тиражная таблица, которая сообщается участникам лотереи, как посредством Интернета и телефона, так и с помощью публикаций в средствах массовой информации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что технология проведения лотереи "Код удачи", предусмотренная Условиями лотереи, при которых сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно, соответствуют условиям проведения лотерей в обычном режиме, предусмотренном пунктом 2 части 6 статьи 3 Федерального закона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение об отказе в выдаче разрешения на проведение Всероссийской негосударственной лотереи "Код удачи" не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем основания, для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2008 по делу N А40-48876/08-119-189 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Федеральной налоговой службы в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48876/08-119-189
Истец: ЗАО "Интерлот"
Ответчик: Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве