Город Москва |
|
16 февраля 2009 г. |
Дело N А40-46358/08-148-409 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Демидовой О.В., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола помощником судьи Халиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Лыткарино Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2008 по делу N А40-46358/08-148-409, судьи Нариманидзе Н.А.,
по заявлению Администрации г. Лыткарино Московской области
к УФАС по г. Москве, ОАО "Мосэнергосбыт"
о признании незаконным решения и предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Устюжанина О.А. по дов. от 13.01.2009 паспорт 46 00 523544;
от ответчиков: 1 )Клименко Е.С. по дов. от 11.02.2009 уд-ние N 2184; 2) Бриковец Т.Н. по дов. от 27.10.2008 паспорт 49 05 763800;
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Лыткарино Московской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения и предписания Управления федеральной антимонопольной службы по г.Москве (далее -УФАС по Москве) по делу N 3-25-29/08 о нарушении заявителем антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение и предписание соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Администрации г. Лыткарино Московской области не согласилась с принятым решением и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого указывается, что целью публикации статьи в газете была защита прав и законных интересов жителей г. Лыткарино - потребителей электроэнергии путем доведения до них информации о последствиях оплаты за услугу организации, которая эту услугу не оказывает.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что публикация в газете носит информативный характер и не препятствует осуществлению деятельности ОАО "Мосэнергосбыт" на рынке реализации электрической энергии; считает, что публикация была осуществлена в соответствии со ст. 44 Закона РФ " О защите прав потребителей".
Представитель ответчика УФАС по г. Москве поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Считает, что заявителю не представлено право публикации информации своего мнения о правомерности или неправомерности деятельности хозяйствующего субъекта; указал, что формулировки, указанные в публикации, препятствуют осуществлению деятельности.
Представитель ответчика ОАО "Мосэнергосбыт" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что Администрацией г. Лыткарино Московской области в газете "Лыткаринские вести" N 10 (737) от 14.03.2008 г. осуществлена публикация статьи "Будьте бдительны!".
В статье указывается, что в г. Лыткарино появились объявления ОАО "Мосэнергосбыта", предлагающие заключить с гражданами договоры на электроснабжение. При этом в статье сделано выделение текстом следующей информации: "Квитанции по оплате за электроэнергию от лиц и организаций, заключивших договор с ОАО "Мосэнергосбыт", МП "Лыткаринская электросеть" зачитываться не будут! Оплата за электроэнергию по таким квитанциям будет расцениваться как неоплата, задолжники по оплате за потребленную электроэнергию будут отключаться!".
19.06.2008 г. решением УФАС по г. Москве и Московской области по делу N 3-25-29/08 Администрация г. Лыткарино признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, ограничивающих конкуренцию, а именно, необоснованно препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006г. "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действия заявителя по размещению в СМИ статьи "Будьте бдительны!" создали необоснованное препятствие осуществлению деятельности ОАО "Мосэнергосбыт" на рынке реализации (поставки) электрической энергии на указанной территории.
Как установлено судом первой инстанции, на территории городского округа Лыткарино Московской области гарантирующим поставщиком электрической энергии является ОАО "Мосэнергосбыт".
Данный статус приобретен ОАО "Мосэнергосбыт" на основании п. 36 "а" Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (далее также - Правила) и Решений правления топливно-энергетического комитета Московской области (протоколы заседания правления N 5,6 от 23.10.2006 г. и 18.05.2007 г.), которыми определены границы зоны деятельности. как административные границы Московской области, за исключением границ зоны деятельности иных организаций, являющихся в соответствии с действующим законодательством гарантирующими поставщиками и осуществляющими свою деятельность на территории Московской области.
Согласно п. 55 Правил территории, соответствующие зонам деятельности указанных в настоящем пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 настоящих Правил.
МП "Лыткаринская электросеть" не приобрело в установленном порядке статус гарантирующего поставщика, следовательно, обслуживающая им территория одновременно является зоной деятельности ОАО "Мосэнергосбыт" как гарантирующего поставщика.
В силу положений п. 5 ст. 38 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик обязан заключить договор электроснабжения с любым обратившимся к нему лицом. Аналогичную норму содержит и п. 61 Правил.
Согласно указанному пункту, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил.
При этом, в соответствии с п. 6 Правил, поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом энергоснабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику (п. 64 Правил).
Таким образом, исходя из анализа указанных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что любой гражданин-потребитель электрической энергии вправе выбрать поставщика электрической энергии ОАО "Мосэнергосбыт", произведя оплату электроэнергии Обществу.
Доводом заявителя о том, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, не принимаются судом во внимание в силу следующего.
В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона "О защите конкуренции" к признакам ограничения конкуренции относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращение товара на товарном рынке.
Как следует из материалов дела, сведения, изложенные в статье направлены на неопределенный круг потребителей электрической энергии - физических лиц, в том числе потенциальных абонентов гарантирующего поставщика ОАО "Мосэнергосбыт".
Потребителям было разъяснено о возможности заключения договора электроснабжения только с МП "Лыткаринская электросеть", тем самым ОАО "Мосэнергосбыт" были созданы препятствия для реализации (поставки) электроэнергии на территории городского округа Лыткарино.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что публикация в средствах массовой информации содержащих не подтвержденное фактами, мнение Администрации о неправомерности действий по оказанию услуг того или иного хозяйствующего субъекта Законом "О защите прав потребителей", не предусмотрено.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2008 по делу N А40-46358/08-148-409 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46358/08-148-409
Истец: Администрация г. Лыткарино
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве и Московской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, Управление Федеральной антимонопольной по Московской области, ОАО "Мосэнергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2011 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3032/11