г. Москва |
|
25.02.2009 г. |
N 09АП-1606/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2009 г.
Дело N А40-71960/08-99-255
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Крекотнева С.Н.
судей: Седова С.П., Москвиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прибытковым Д.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Татнефть" им В.Д. Шашина
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2008 г.
по делу N А40-71960/08-99-255, принятое судьей Карповой Г.А.
по иску (заявлению) ОАО "Татнефть" им В.Д. Шашина
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третье лицо ОАО "АК "Транснефть"
о признании частично недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (заинтересованного лица): Урядников О.Н. по доверенности от 30.09.2008 г. N 105
от третьих лиц: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
ОАО "Татнефть" им В.Д. Шашина обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения от 23.07.2008 N 52-17-14/314-4/932 в части отказа в возмещении НДС за июнь 2006 года в сумме 326 024,78 руб. (пункт 3 решения).
Решением суда от 18.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение Инспекции в части отказа в возмещении НДС за июнь 2006 года в сумме 326 024,78 руб. является законным, соответствует действующему законодательству о налогах и сборах.
ОАО "Татнефть" им В.Д. Шашина не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, удовлетворить заявленные обществом требования, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что спорные счета-фактуры правомерно выставлены ОАО "АК "Транснефть" с указанием налоговой ставки 18 %. По мнению заявителя, на момент оказания третьим лицом агентских услуг товар пересек таможенную границу Российской Федерации, следовательно, его транспортировка по территории иностранных государств (стран СНГ и Балтии) не подпадает под таможенный режим экспорта, в связи с чем отсутствуют правовые основания для вывода о том, что ОАО "АК "Транснефть" оказало услуги в отношении товара, помещенного под названный таможенный режим. Ссылается, что в силу п.п. 5 .п. 2 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг ОАО "АК "Транснефть" по обеспечению транспортировки нефти по территории зарубежных государств является территория Российской Федерации, следовательно, на основании п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18 %.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в порядке ст. 81 АПК РФ представило письменные пояснения, в которых возражает против доводов жалобы заявителя, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя - отказать. Указывает, что оказанные ОАО "АК "Транснефть" агентские услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов непосредственно связаны с поставкой товара на экспорт и согласно п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 0 %, в связи с чем выставленные указанным контрагентом счета-фактуры с указанием налоговой ставки по НДС 18 % (вместо 0 %) не соответствует требованиям п.п. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ и не могут служить основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. Ссылается, что услуги оказывались ОАО "АК "Транснефть" в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта.
Третье лицо - ОАО "АК "Транснефть", представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что агентские услуги оказывались на территории зарубежных государств, т.е. после фактического вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, в связи с чем данные услуги не подпадают под действие п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и отсутствуют основания для применения ставки 0%. Ссылается, что местом реализации агентских услуг является территория российской Федерации, что предусматривает применение к таким услугам ставки 18 %. В связи с этим, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные обществом требования в полном объеме.
Представители заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ (протокол судебного заседания от 24.02.2009 г.).
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 15.04.2008 г. общество представило в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 % за июнь 2006 года (корректировка N6), согласно которой сумма НДС, заявленная к возмещению, составила 3 023 714 293 руб., а также предусмотренные ст.ст. 165 и 172 НК РФ документы.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам вынесено оспариваемое по делу решение 23.07.2008 N 52-17-14/314-4/932, которым заявителю подтверждена правомерность применения налоговой ставки 0 % по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 17 994 125 656 руб.; обществу возмещен НДС в размере 251 606 823 руб.; отказано в возмещении НДС в размере 343 989 руб.
Указанное решение Инспекции в части отказа в возмещении НДС в сумме 326 024,78 руб. (обжалуемой заявителем части) мотивировано тем, что указанная сумма НДС заявлена к возмещению на основании счетов-фактур N 06/24/06540 от 31.05.2006 г., N 06/24/05096 от 30.04.2006 г., выставленных ОАО "АК "Транснефть" при оплате заявителем агентского вознаграждения за организацию транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии. Оказанные ОАО "АК "Транснефть" услуги непосредственно связаны с поставкой товара на экспорт и согласно п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 0 %, в связи с чем выставленные указанным контрагентом счета-фактуры с указанием налоговой ставки по НДС 18 % (вместо 0 %) не соответствует требованиям п.п. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ и не могут служить основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что решение налогового органа в части отказа в возмещении НДС в сумме 326 024,78 руб. является законным, а суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Как видно из материалов дела, 22.12.2005 г. между обществом и ОАО "АК "Транснефть" заключен договор N 0006007ДЗ-8НД222-3 на оказание услуг по транспортировке нефти, принадлежащей заявителю по системе магистральных нефтепроводов Российской Федерации.
Пунктом 8.16 договора установлено, что агентское вознаграждение составляет 1,5 проценте от суммы услуг по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республике, Республики Казахстан.
Согласно п. 12 договора ОАО "АК "Транснефть" в качестве агента обязуется за вознаграждение в порядке и на условиях, определенных данным договором, совершать от своего имени, но за счет ОАО "Татнефть" им. В Д. Шашина, юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти общества трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан.
Из указанных пунктов договора следует, что ОАО "АК "Транснефть" оказывает обществу услуги по перевозке нефти до таможенной границы Российской Федерации, а после пересечения границы - агентские услуги по обеспечению перевозки в отношении той же партии нефти.
Фактически при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации и организации ее дальнейшего перемещения по территории сопредельных государств ОАО "АК "Транснефть" являлось экспедитором, выполнявшим функции по организации перевозки вверенного ему товара.
Согласно п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Положение п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Таким образом, операции, предусмотренные п.п. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 20.11.2007 г. N 7205/07 применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Кодекс связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164).
Исходя из части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Операции, названные в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
При осуществлении отгрузок товаров в соответствии с таможенным режимом экспорт ОАО "Татнефть" им. В Д. Шашина использовало порядок декларирования товаров, установленный ст. 138 Таможенного кодекса Российской Федерации с применением периодического временного декларирования.
При применении указанного режима сначала подается таможенная декларация и документы на товар (при этом допускается, что в момент подачи декларации товар еще не произведен), затем предъявляется таможенному органу товар и лишь после фактического вывоза товара подается полная грузовая таможенная декларация.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 16581/07 от 04.03.2008 г., для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при обложении налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг, поименованных в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и иных подобных услуг, необходимо соотнести даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта. При этом под датой помещения товара под таможенный режим экспорта понимается дата выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставляемая на временных таможенных декларациях.
Как видно из материалов дела и существа оказанных услуг, поименованных как обеспечение транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтики, следует, что в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ данные услуги облагаются налоговой ставкой НДС - 0%, как непосредственно связанные с транспортировкой экспортного товара, по следующим основаниям.
В адрес общества на основании договора N 0006007ДЗ-8НД222-3 от 20.12.2005г ОАО "АК "Траннефть" выставлены счета-фактуры за агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии N 06/24/06540 от 31.05 2006 г., N 06/24/05096 от 30.04 2006 г.
Подтверждением факта оказания услуг по обеспечению организации и координации деятельности по транспортировке нефти по территории Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан являются отчеты агента ОАО "АК "Транснефть".
Судом апелляционной инстанции по настоящему делу установлено, что на момент оказания ОАО "АК "Транснефть" услуг по обеспечению транспортировки нефти на территории стран СНГ, данный товар (нефть) был помещен под таможенный режим экспорта, и операции по своему характеру осуществлены в отношении экспортного товара, в связи с чем в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ к данным операциям подлежит применению ставка налога на добавленную стоимость 0 %.
Следовательно, применение ОАО "АК "Транснефть" к рассматриваемым операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 % не соответствует налоговому законодательству.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод заявителя и третьего лица о том, что на момент оказания ОАО "АК "Транснефть" агентских услуг товар пересек таможенную границу Российской Федерации и его транспортировка по территории иностранных государств (стран СНГ и Балтии) не подпадает под таможенный режим экспорта.
Доводы заявителя и третьего лица со ссылкой на п.п. 5 п. 2 ст. 148 НК РФ о том, что местом реализации услуг ОАО "АК "Транснефть" по обеспечению транспортировки нефти по территории зарубежных государств является территория Российской Федерации, противоречат положениям п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и приведенным правовым позициям Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму НДС, исчисленного к уплате в соответствии со ст. 166 Кодекса на сумму налоговых вычетов, которыми является сумма НДС предъявленная при приобретении поставщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, а также НДС уплаченный на таможне.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Приведенные положения НК РФ исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Операции, связанные с реализацией транспортно-экспедиционных услуг, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 %.
При реализации таких услуг перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (ст.ст. 168, 169 Кодекса).
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени).
В соответствии с п.п. 10, 11 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре в составе прочих реквизитов должны быть указаны: налоговая ставка и сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
Из п. 2 ст. 169 НК РФ следует, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением п. 5 ст. 169 Кодекса не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Поскольку счета-фактуры N 06/24/06540 от 31.05.2006 г., N 06/24/05096 от 30.04.2006г. выставлены с указанием неправильной ставки НДС 18 %, они не соответствуют требованиям ст.ст. 169, 172 НК РФ и не могут служить основанием для принятия к вычету заявленных сумм налога.
Аналогичная правовая позиция применительно к рассматриваемому эпизоду изложена Федеральным арбитражным судом Московского округа в постановлениях по делам N КА-А40/5476-08 от 24.06.2008г., N КА-А40/11247-06-2 от 30.01.2007г., N КА-А40/5619-08 от 02.07.2008г., N КА-А40/10678-06 от 07.11.2006г., N КА-А40/8960-06 от 25.09.2006г., N КА-А40/7157-06 от 07.08.2006г., N КА-А40/6911-08 от 29.07.2008г., N КА-А40/6955-08 от 30.07.2008 г.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о том, что решение инспекции в оспариваемой части является законным и обоснованным, соответствует фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, а в удовлетворении требований общества было правомерно отказано судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2008г. по делу N А40-71960/08-99-255 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71960/08-99-255
Истец: ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: ОАО "АК"Транснефть"