ИМНС России по г. Н в 2001 г. вынесла решение о реструктуризации пеней и штрафов по федеральным, региональным и местным налогам в соответствии с требованиями Порядка реструктуризации задолженности*(1). В течение четырех лет ЗАО "А" исправно вносило в бюджет все причитающиеся обязательные платежи, после чего в ноябре 2005 г. обратилось в ИМНС г. Н с заявлением о списании всей суммы задолженности. Однако налоговый орган принял решение о списании части суммы, мотивируя это тем, что ему предоставлено право списывать только пени и штраф по федеральным налогам.
Какому налоговому органу предоставлено право списывать пени и штрафы по региональным и местным налогам, а также по платежам за загрязнение окружающей среды?
Как указано в Постановлении Правительства РФ от 24 апреля 2002 г. N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам", списание задолженности организаций должно производиться в порядке, установленном МНС России. Данный порядок разработан в Правилах списания суммы задолженности*(2). Согласно п. 3 этого документа решения о списании задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) принимаются руководителем налогового органа по местонахождению организации, т.е. территориальным налоговым органом.
Указанные нормативные акты не предусматривают ограничений прав налогового органа по составу тех обязательных платежей, по которым начислены пени. Очевидно, что списание может производиться по всем платежам, уплата которых была перенесена в соответствии с Постановлением N 1002. Отсюда можно сделать вывод, что списывать задолженность по пеням и штрафам может тот же орган, который принял решение о реструктуризации задолженности.
Между тем в соответствии с п. 5 данного Постановления решение об одновременной реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней принимается налоговыми органами с согласия на ее проведение органа (органов), уполномоченного принимать такие решения от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. В рассматриваемой ситуации решение о реструктуризации платежей в бюджеты всех уровней было принято ИМНС России по г. Н. Соответственно именно этот налоговый орган полномочен списывать задолженность по пеням и штрафам, относящимся к платежам в региональный и местные бюджеты.
Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 9 ноября 2004 г. по делу N КА-А40/10239-04 суд признал, что Порядок реструктуризации задолженности и Правила списания суммы задолженности могут применяться, в том числе, к задолженности в региональный бюджет. В связи с этим суд обязал налоговый орган произвести уменьшение задолженности по пеням и штрафам, причитающимся в бюджет г. Москвы.
Таким образом, возражения ИМНС России по г. Н, отказывающейся списать пени и штрафы по иным налогам, кроме федеральных, не основаны на законе. В ее компетенции находится списание по всем обязательным платежам, по которым было принято решение о реструктуризации, в том числе по платежам за загрязнение природной среды. В пункте 5 Определения КС РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О данные платежи были определены как фискальный сбор в силу их индивидуально-возмездного характера. Между тем в силу п. 1 Порядка реструктуризации задолженности действие данного Порядка распространяется на задолженность не только по налогам, но и по сборам.
ИМНС России по г. Н имела все основания провести реструктуризацию задолженности по платежам за загрязнение окружающей среды в соответствии с требованиями данного нормативного акта, а в силу этого она, как было доказано выше, может также произвести списание задолженности по пеням и штрафам, относящимся к данному платежу.
Отказ ИМНС России по г. Н произвести списание пеней и штрафов, начисленных по задолженности перед бюджетами различных уровней, в том числе по платежам за загрязнение природной среды, является незаконным и может быть оспорен в суде.
В целях отстаивания своих интересов в административном порядке можно предложить направить в налоговый орган письмо следующего содержания.
ИМНС России по г. Н N ____
Руководителю ИМНС России
Г-ну _______________________
Уважаемый_________________,
"_____" _____________ 200__ г. Решением N ____ ЗАО "А" было отказано в списании имеющейся у него задолженности по пеням и штрафам в региональный и местный бюджеты, уплата которых была реструктуризирована Решением N ___ от "___" ________ 200__ г. и изменением к нему N ___ от "___" _______ 200__ г. В составе реструктуризированных платежей также имелись платежи за загрязнение окружающей природной среды.
Считаем данный отказ необоснованным. Списание задолженности по пеням и штрафам, как видно из Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2002 г. N 269, производится для организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002.
При этом п. 3 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 (утверждены приказом МНС России от 30 апреля 2002 г. N БГ-3-29/235) устанавливает, что списание задолженности по пеням и штрафам производится налоговым органом по местонахождению организации.
Как видно из п. 5 Постановления Правительства РФ N 1002, установленные им правила могут применяться и для реструктуризации задолженности в региональный и местный бюджеты. При этом пени и штрафы по такой задолженности могут также быть списаны в общем порядке, т.е. тем же налоговым органом, который принял решение о реструктуризации.
ИМНС России по г. Н приняла обоснованное решение провести реструктуризацию задолженности ЗАО "А" по федеральным налогам и сборам. В их число были законно включены также платежи за загрязнение окружающей природной среды. В пункте 5 Определения КС РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О данные платежи определены как фискальный сбор, в силу их индивидуально-возмездного характера. Между тем в силу п. 1 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам его действие распространяется на задолженность не только по налогам, но и по сборам. Таким образом, ИМНС России по г. Н правильно квалифицировала их как федеральный сбор, задолженность по которому подлежит реструктуризации.
Со своей стороны ЗАО "А" выполнило все требования, установленные Постановлением Правительства РФ N 269, в отношении задолженности по всем налогам.
Поэтому ИМНС России по г. Н уполномочена принимать решение о списании задолженности по пеням и штрафам, начисленным по всем обязательным платежам, которые были реструктурированы ее же актом. Основанием для отказа в таком списании может быть только непогашение организацией в установленный срок налоговой задолженности.
В связи с изложенным просим Вас на основании Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2002 г. N 269 произвести списание пеней и штрафов по налоговой задолженности по налогам, вносимым в региональный и местные бюджеты в соответствии с заявлением ЗАО "А" от "___" ________ 200___ г. N ______.
А.И. Сотов,
А.П. Сураев,
специалисты компании "ФБК"
1 апреля 2006 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002.
*(2) Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002 (утверждены приказом МНС России от 30 апреля 2002 г. N БГ-3-29/235).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru