Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2011 г. N 01АП-6928/2010
г. Владимир |
|
15 марта 2011 г. |
Дело N А43-17015/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.03.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ФормМат"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.11.2010
по делу N А43-17015/2010,
принятое судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению закрытого акционерного общества "ФормМат"
о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 25.06.2010 N 319/04-4158,
при участии:
от Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Прыткова О.Н. по доверенности от 07.02.2011 N 18,
и установил:
закрытое акционерное общество "ФормМат" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка лесного фонда в квартале 136, выделах 8, 9, 11, 12 защитных лесов Бурцевского лесничества площадью 12,6905 га с кадастровым номером 52:17:0030301:134, изложенного в письме от 25.06.2010 N 319/04-4158.
Решением от 11.11.2010 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Представитель Департамента лесного хозяйства Нижегородской области в судебном заседании заявил ходатайство о замене Министерства в связи с его реорганизацией на Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, который в силу пункта 1.1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964, является правопреемником Министерства по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Первый арбитражный апелляционный суд произвел замену Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент).
Представитель Департамента в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 11.11.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество осуществляет добычу формовочных песков Бурцевского месторождения на участке недр, расположенном в 12 км к юго-западу от г. Балахна Нижегородской области, на основании лицензии на право пользование недрами серии НЖГ N 01181 ТЭ (со сроком действия до 14.10.2013) и горно-отводного акта от 12.09.2008 N 76.
18.05.2010 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка лесного фонда в квартале N 136, выделах 8,9,11,12 защитных лесов Бурцевского лесничества площадью 12,6905 га с кадастровым номером 52:17:0030301:134.
Письмом от 25.06.2010 N 319/04-4158 Министерство со ссылкой на часть 1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду, поскольку таковой расположен в защитных лесах (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - зеленая зона) и относится к покрытой лесом площади.
Посчитав решение Министерства не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.
В статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство.
На основании частей 1, 2 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Согласно части 1 статьи 102 Кодекса к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Кодекса. К таким лесам относятся в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Кодекса).
Частью 4 статьи 12 Кодекса предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии со статьей 21 Кодекса строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. В этих целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В статье 25 Кодекса установлены виды использования лесов, одним из которых является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Согласно пункту 4 статьи 43 Кодекса порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007 N 109 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее - Порядок), пунктом 10 которого допускается предоставление в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых и лесных участков в охранных зонах и санитарно-защитных зонах.
В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения (пункт 8 Порядка).
Следовательно, данным Порядком предусмотрена возможность использования для целей геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых нелесных участков, а также лесных участков, не покрытых лесной растительностью.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2009 N 543 утверждены "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".
Пунктом 28 названных Особенностей определено, что использование лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесах и лесах, расположенных на особо защитных участках лесов, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регламентирующими осуществление видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, а также с учетом настоящих Особенностей.
Разработка месторождений полезных ископаемых в зеленых зонах запрещается (пункт 33 Особенностей).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено (акт натурального технического обследования лесного участка от 25.12.2009 N 16), что испрашиваемый Обществом участок (общей площадью 12,6905 га) расположен в зеленой зоне защитных лесов Бурцевского участкового лесничества Балахнинского районного лесничества, в квартале 136, выделах 8,9,11,12. Общая площадь участка, покрытого лесом, составляет 12,6905 га.
03.08.2009 Комиссией в составе руководителей Балахнинского лесничества, Балахнинского межрайонного отдела по экологическому контролю, генерального директора Общества, Управления архитектуры и градостроительства администрации Балахнинского муниципального района, Балахнинского территориального (районного) отдела управления недвижимости по Нижегородской области, Главы администрации Балахнинского муниципального района проведено обследование испрашиваемого лесного участка и составлен акт выбора лесного участка N 3. В результате обследования Комиссия пришла к выводу о возможном использовании участка с целью разработки Бурцевского месторождения формовочных песков по природоохранным, санитарным, противопожарным, градостроительным требованиям, на основании рабочего проекта разработки Бурцевского месторождения формовочных песков от 2000 года и его корректировки от 2005 года, при условии перевода земельного участка площадью 12,6905 га., расположенного в квартале 136, выделах 8,9,11,12 Бурцевского участкового лесничества, в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проанализировав вышеназванные нормы лесного законодательства, в том числе определяющие специфику правового регулирования эксплуатации земель, расположенных на территории защитных лесов, установив фактические обстоятельства и исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности отказа Министерства в предоставлении Обществу в аренду спорного земельного участка лесного фонда.
При этом, указав, что в законодательстве имеются ограничения относительно использования лесов только их целевым назначением, а также прямой запрет на осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, четко определенные случаи возможной вырубки и иного использования таких лесов, суд правильно не принял во внимание доводы заявителя, дав им надлежащую правовую оценку.
Таким образом, оспариваемое решение Министерства соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратное Обществом не доказано.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, а также приложенные в их обоснование лицензии на право пользования недрами не опровергают выводов уполномоченного органа и суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На этом основании суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
в порядке процессуального правопреемства произвести замену Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на Департамент лесного хозяйства Нижегородской области.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.11.2010 по делу N А43-17015/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ФормМат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-17015/2010
Истец: ЗАО "ФормМат", ЗАО Форммат п. Гидроторф
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области г. Н.Новгород