Налоговая база при деятельности, связанной с использованием
объектов обслуживающих производств и хозяйств
В статье рассматривается определение налоговой базы по налогу на прибыль организациями двух типов. Речь идет, во-первых, об организациях, осуществляющих деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств, и, во-вторых, о градообразующих организациях, в состав которых входят структурные подразделения, например по эксплуатации объектов жилищного фонда.
Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены ст. 275.1 главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ. Этой статьей также определены нормы, которые могут применяться налогоплательщиками, являющимися градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом ст. 275.1.
Отметим, что Федеральный закон от 6.06.05 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внес существенные поправки в указанную статью, которые вступили в силу с 1 января 2006 г.
Организации, использующие обслуживающие производства и хозяйства
В ст. 275.1 НК РФ указано, что к объектам обслуживающих производств и хозяйств относятся подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов ЖКХ и объектов социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
С 1 января 2006 г. объектами обслуживающих производств и хозяйств следует считать объекты, которые не только оказывают услуги, но и реализуют товары и выполняют работы. Обслуживающие хозяйства могут изготавливать продукцию и выполнять работы (оказывать услуги) для нужд основного или вспомогательного производства, для непроизводственных нужд организации на бесплатной и платной основе (например, услуги общежитий, домов культуры, столовых и т.п.), для сторонних организаций. Обслуживающее хозяйство может выполнять работы (оказывать услуги) для непроизводственных нужд организации как на платной, так и на бесплатной основе.
Следует также обратить внимание, что перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, поименованный в абзацах третьем и четвертом ст. 275.1, является закрытым.
Убыток обслуживающего хозяйства от выполнения работ (оказания услуг) для непроизводственных целей на бесплатной основе в целях налогообложения не учитывается. Организация может погасить этот убыток в течение 10 лет за счет прибыли, полученной обслуживающим хозяйством.
Налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием указанных объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по данной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Объекты в целях налогообложения признаются обособленными подразделениями согласно п. 2 ст. 11 НК РФ.
Федеральным законом от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ней.
Понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом (п. 1 ст. 11 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 11 организацией признается юридическое лицо, образованное согласно законодательству Российской Федерации. Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
По нормам ГК РФ к обособленным подразделениям отнесены филиалы и представительства. Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 НК РФ).
Постановка организации-налогоплательщика на налоговый учет в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах обязательна при ее создании, реорганизации, изменении места нахождения.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным ст. 83 НК РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Например, организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на территориях, подведомственных другим налоговым органам, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений. Кроме того, организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 23 НК РФ).
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Постановка на учет осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Если организация осуществляет деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, то заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанных в ст. 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Налоговая база по обособленным подразделениям, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности, осуществляемым организацией. Например, имея столовую, детский лагерь отдыха, санаторий (профилакторий), налогоплательщик налоговую базу по указанным объектам должен определять отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
С 1 января 2006 г. объекты обслуживающих производств и хозяйств могут быть и необособленными подразделениями, т.е. признак территориальной обособленности объектов обслуживающих производств и хозяйств из ст. 275.1 НК РФ Законом N 58-ФЗ исключен. Теперь налогоплательщики, имеющие на балансе объекты обслуживающих производств и хозяйств, расположенные в том же здании, что и сама организация, вправе отдельно определять налоговую базу по видам деятельности независимо от их территориальной обособленности от налогоплательщика - юридического лица (головной организации).
Пример 1. Предположим, что организация в качестве объекта социально-культурной сферы имеет базу отдыха, причем услугами базы отдыха пользуются исключительно сторонние лица. Если через обособленное подразделение организация осуществляет деятельность, являющуюся в соответствии с ее уставом основной для данной организации, то ее доходы и расходы учитываются в целях налогообложения в обычном порядке, установленном главой 25 НК РФ. Если же через обособленное подразделение организации осуществляется деятельность, связанная с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, то налоговая база по указанной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в порядке, предусмотренном ст. 275.1.
При этом факт оказания услуг объектами обслуживающих производств и хозяйств одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств. Если указанные объекты прямо указаны в ст. 275.1 как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются ли услуги через такие объекты своим работникам или сторонним лицам, налогообложение должно производиться с учетом требований ст. 275.1. Учитывая изложенное, действие ст. 275.1 может быть распространено на базу отдыха, даже если она осуществляет реализацию услуг только сторонним лицам.
Пример. 2. Предположим, что организация имеет столовую. Работникам данной организации питание предоставляется по льготным ценам или бесплатно, а сторонним лицам - по полной стоимости. В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налоговая база по столовой определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности организации. Если оплата питания предусмотрена в коллективном или трудовом договоре, то затраты на льготное или бесплатное питание, которое осуществляет организация своим работникам, включаются в состав расходов на оплату труда, так как п. 25 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором.
В соответствии с п. 25 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Заметим, что в основном деятельность обслуживающих производств и хозяйств является убыточной. Нормами ст. 275.1 НК РФ установлено, что, если подразделением налогоплательщика получен убыток при деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении трех следующих условий.
Во-первых, стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, ведущими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов.
Во-вторых, расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
В-третьих, условия оказания услуг выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность основная.
Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий 10 лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при указанных видах деятельности. В данную норму входит не только оказание услуг, но и выполнение работ.
Таким образом, для учета рассматриваемого убытка при исчислении налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода согласно ст. 275.1 НК РФ условия деятельности должны быть сравнимы с условиями деятельности специализированных организаций. При этом под специализированными организациями следует понимать организации, для которых деятельность по использованию объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб является основной.
Сравнение данной деятельности налогоплательщика по использованию объектов обслуживающих производств и хозяйств с деятельностью организаций, созданных в связи с осуществлением деятельности по использованию объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб, позволяет определить равнозначные результаты для обеих групп налогоплательщиков. При этом сравнение производится по каждой услуге, оказываемой при использовании объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб.
Указанное сравнение может производиться вне зависимости от того, осуществляет ли специализированная организация предпринимательскую деятельность. При этом следует учитывать, что расходы, произведенные организацией, должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Отметим, что налоговое законодательство не требует, чтобы подобное сравнение производилось с объектом, расположенным на той же территории.
Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, можно перенести на срок, не превышающий 10 лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности. Причем каждое из перечисленных условий должно быть соблюдено в отношении каждого объекта обслуживающего производства и хозяйства.
Начиная с 1 января 2006 г. порядок признания убытка, установленный ст. 275.1 НК РФ, распространяется не только на обособленные подразделения, но и на все другие подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств, т.е. порядок признания убытка распространяется и на обособленные подразделения, которые располагаются на территории самой организации и осуществляют деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств. Кроме того, под действие ст. 275.1 НК РФ подпадут также соответствующие объекты, производящие работы и реализующие товары, а не только оказывающие услуги, как это было предусмотрено до 1 января 2006 г.
Следует иметь в виду, что убыток по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, полученный при соблюдении условий, установленных ст. 275.1 НК РФ, можно признавать для целей налогообложения прибыли. Указанный убыток присоединяется к общему финансовому результату организации. Этот убыток либо уменьшит налогооблагаемую прибыль, либо увеличит сумму убытка, подлежащего переносу на будущее.
Напомним, что налоговая база от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Если налогоплательщик имеет несколько объектов обслуживающих производств и хозяйств, то он определяет общую налоговую базу по этим объектам, при этом учитываются показатели каждого из подразделений. Все расходы, связанные с реализацией услуг соответствующими подразделениями налогоплательщика, обобщаются и сравниваются с доходами, полученными от реализации этих услуг. При возникновении убытка (отрицательной разницы между подобными доходами и расходами) налогоплательщик должен подтвердить возможность учета этого убытка для уменьшения налоговой базы (увеличения убытка), полученного налогоплательщиком от основной деятельности.
Пример 3. Предположим, что налогоплательщик имеет бассейн, детский лагерь отдыха, пансионат и столовую. По указанным объектам налогоплательщик получил следующие финансовые результаты за 2005 г.:
прибыль от деятельности бассейна - 100 000 руб.;
убыток от деятельности детского лагеря отдыха - 200 000 руб.;
прибыль от деятельности пансионата - 80 000 руб.;
убыток от деятельности столовой - 50 000 руб.
Общий финансовый результат, полученный от осуществления деятельности указанными объектами, отрицательный (убыток), он составляет 70 000 руб. (100 000 - 200 000 + 80 000 - 50 000). Этот убыток может быть признан в целях налогообложения только при соблюдении трех условий, предусмотренных ст. 275.1 НК РФ.
При этом условия оказания услуг от деятельности столовой позволяют учесть указанный убыток для целей налогообложения. В то же время, учитывая, что убыток по обслуживающим производствам определяется по всем объектам, а по деятельности, например, детского лагеря отдыха условия не выполняются, убыток в размере 70 000 руб. будет уменьшать только прибыль, полученную от обслуживающих производств и хозяйств в последующие 10 лет. Таким образом, в течение 10 лет на сумму этого убытка может быть уменьшена только прибыль, полученная от деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств.
При наличии достаточной прибыли текущего отчетного (налогового) периода, полученной от осуществления деятельности обслуживающих производств и хозяйств, убыток предыдущих налоговых периодов по объектам обслуживающих производств и хозяйств может быть погашен полностью.
Пример 4. Предположим, что налогоплательщик имеющий те же объекты, что и в примере 3, получил следующие финансовые результаты за 2005 г.:
прибыль от деятельности бассейна - 100 000 руб.;
прибыль от деятельности детского лагеря отдыха - 70 000 руб.;
убыток от деятельности пансионата - 80 000 руб.;
убыток от деятельности столовой - 50 000 руб.
Общий финансовый результат по указанным объектам - прибыль в размере 40 000 руб. (100 000 + 70 000 - 80 000 - 50 000). В данном случае прибыль в размере 40 000 руб., полученная от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, следует учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке, т.е. указанная прибыль увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
Следует отметить, что Закон N 58-ФЗ внес существенное дополнение в части учета убытка по обслуживающим производствам и хозяйствам в целях налогообложения. Так, с 1 января 2006 г. убыток, полученный обслуживающими производствами и хозяйствами, может быть учтен в целях налогообложения, если на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика нет специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность, связанную с обслуживающим производством и хозяйством. Для целей налогообложения будут приниматься фактически осуществленные расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств в пределах нормативов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика. В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - нормативы утверждаются органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Пример 5. Предположим, что налогоплательщик, имеющий те же объекты, что и в примере 3, получил следующие финансовые результаты за 2005 г.:
прибыль от деятельности бассейна - 100 000 руб.;
прибыль от деятельности детского лагеря отдыха - 70 000 руб.;
убыток от деятельности пансионата - 120 000 руб.;
убыток от деятельности столовой - 80 000 руб.
Общий финансовый результат по указанным объектам - убыток в размере 30 000 руб. (100 000 + 70 000 - 120 000 - 80 000).
В данном случае указанный убыток в размере 30 000 руб., полученный от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, может быть принят в целях налогообложения прибыли, если налогоплательщиком соблюдены условия, установленные ст. 275.1 НК РФ. Предположим, что услуги, оказываемые столовой, такие же, как и у специализированных организаций, расположенных на той же территории, что и столовая. Указанный факт организация подтвердила документально. Что касается убытка, полученного от деятельности пансионата, то организация воспользовалась нормативами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы. В данном случае налогоплательщик произвел расходы на содержание пансионата в пределах нормативов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы. Следовательно, для целей налогообложения могут быть приняты фактические затраты по содержанию пансионата и убыток, полученный от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, в размере 30 000 руб. может быть принят в целях налогообложения.
Пример 6. Предположим, что расходы организации по содержанию в 2005 г. детского лагеря отдыха составили 40 500 руб. Выручка от оказания услуг детского лагеря отдыха за указанный период составила 30 500 руб. Детский лагерь отдыха оказывает услуги по льготным ценам. В связи с этим убыток от деятельности детского лагеря отдыха в сумме 10 000 руб. (40 500 - 30 500) должен быть перенесен на будущий год. При этом убыток в сумме 10 000 руб. налогооблагаемую прибыль организации за 2005 г. не уменьшает.
Предположим, что в 2006 г. детский лагерь отдыха получил прибыль в сумме 15 000 руб. Убыток, полученный детским лагерем отдыха в 2005 г. (10 000 руб.), организация праве списать за счет полученной в 2006 г. прибыли. При этом доход, полученный детским лагерем отдыха, в сумме 5000 руб. (15 000 - 10 000) увеличивает налогооблагаемую прибыль организации за 2006 г.
Градообразующие организации
Нормы абзаца десятого ст. 275.1 НК РФ могут применяться только налогоплательщиками, являющимися градообразующими организациями. Налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом ст. 275.1, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Если указанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
Необходимо отметить, что жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, для градообразующих организаций ст. 275.1 НК РФ предусмотрен особый порядок налогообложения доходов и расходов, полученных от деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств. Они должны быть структурными подразделениями таких организаций.
НК РФ не содержит понятия "градообразующая организация". Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в этом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
При определении статуса градообразующей организации в целях налогообложения прибыли следует руководствоваться п. 1 ст. 169 Федерального закона от 26.10.02 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения п. 2 ст. 169 этого Закона применяются при рассмотрении дел о банкротстве организаций численностью свыше 5 тыс. человек и не учитываются в целях налогообложения прибыли. Для определения численности населенного пункта, в котором зарегистрировано юридическое лицо, необходимо наличие справки администрации или иного органа, имеющего полномочия выдачи подобной информации этого населенного пункта. Указанные данные должны представляться в налоговые органы в составе налоговой декларации за налоговый период.
Следует отметить, что Законом N 58-ФЗ предусмотрено, что структурные подразделения градообразующих организаций, осуществляющие деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств, могут воспользоваться нормативами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В частности, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в ст. 275.1 НК РФ объектов, и на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов, для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика. В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - нормативы утверждаются органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Декларация по налогу на прибыль
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций утверждена приказом МНС России от 11.11.03 г. N БГ-3-02/614 (с учетом изменений и дополнений). Поскольку налоговая база по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности налогоплательщика, для реализации этой нормы доходы и расходы по обслуживающим производствам и хозяйствам отражаются в приложении N 1 "Доходы от реализации" к листу 02 и в приложении N 2 "Расходы, связанные с производством и реализацией" к листу 02 в отдельных строках. По стр. 100 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы" приложения N 1 отдельно показывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, так как результаты от этого вида деятельности учитываются в особом порядке. По стр. 190 "Расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав в текущем отчетном (налоговом) периоде" приложения N 2 показываются расходы обслуживающих производств и хозяйств, предусмотренные ст. 275.1 НК РФ.
Если налогоплательщиком получен убыток от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, то величина этого убытка включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией, при соблюдении условий, перечисленных в ст. 275.1. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то такой убыток может быть погашен в течение следующих 10 лет, причем только за счет прибыли от указанных видов деятельности. При этом следует иметь в виду, что 30%-ное ограничение в данном случае не применяется.
При несоблюдении условий, перечисленных в ст. 275.1, сумма полученного убытка восстанавливается путем отражения по стр. 240 "Суммы убытков текущего отчетного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы" приложения N 2 к листу 02. Сумма признанного убытка по объектам обслуживающих производств и хозяйств за прошлые налоговые периоды учитывается по стр. 260 "Суммы убытков прошлых лет по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, учитываемые в уменьшение прибыли текущего отчетного (налогового) периода, полученной по указанным видам деятельности" приложения N 2. При этом величина, указанная в этой строке, не может быть больше суммы полученной прибыли (разности показателей стр. 100 приложения N 1 и стр. 190 приложения N 2).
Н.Н. Егорова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Аудиторские ведомости", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а