Закон N 137-ФЗ: как будут наказывать неплательщиков
Изменения в первой части НК РФ
Смягчающие и отягчающие обстоятельства
Признание виновности правонарушителя
Добровольная уплата штрафа
Судебное и внесудебное взыскание налоговой санкции
Требование об уплате штрафа
Новый порядок принудительного взыскания налоговой санкции
Порядок обжалования решений налоговых органов
Взыскание недоимок по налогам и пеней с индивидуальных
предпринимателей
Изменения в Законе об обязательном пенсионном страховании
Новый порядок взыскания недоимки по взносам, пеней и штрафов
Переходные положения
Поправки, внесенные Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"*(1) (далее - Закон N 137-ФЗ) в налоговое законодательство РФ, вступят в силу уже со следующего года.
Изменения и дополнения, внесенные в первую часть НК РФ, меняют порядок взыскания недоимок по налогам и сборам, пеней с индивидуальных предпринимателей, а также устанавливают внесудебный порядок взыскания налоговых санкций с индивидуальных предпринимателей и организаций.
Поправки, внесенные в Федеральный закон от 15декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), дают право территориальным органам Пенсионного фонда РФ взыскивать с индивидуальных предпринимателей и организаций не только недоимку по страховым взносам и пени, но и суммы штрафных санкций без обращения в суд.
Цель принятия этого закона заключается в том, чтобы освободить арбитражные суды от рассмотрения дел по взысканию небольших сумм штрафов, а также недоимок по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и пеней. Тем более что налогоплательщики довольно часто их не оспаривают.
Если же налогоплательщик не согласен с решением о взыскании недоимки, пеней или штрафов, у него есть возможность обжаловать решение налоговых или территориальных органов Пенсионного фонда РФ, обратившись в вышестоящий орган или арбитражный суд. В этом случае деньги не будут взысканы до тех пор, пока суд не примет окончательного решения.
Изменения в первой части НК РФ
За нарушение законодательства о налогах и сборах к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица, которые выступают в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также прочие лица (ст. 106, 107 НК РФ).
Одним из видов налогового контроля является налоговая проверка (ст. 82 НК РФ). После ее проведения материалы, собранные налоговыми инспекторами, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель (п. 1 ст. 101 НК РФ). На основании этих материалов, а также с учетом письменных объяснений и возражений налогоплательщика руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение:
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершенное правонарушение (п. 2 ст. 101 НК РФ).
В решении о привлечении к налоговой ответственности приводятся:
описание правонарушения, которое совершил налогоплательщик;
обстоятельства, при которых правонарушение было установлено проведенной проверкой;
документы и другая информация, подтверждающая вину налогоплательщика;
доводы налогоплательщика в свою защиту и результаты проверки этих доводов;
решение руководителя налогового органа или его заместителя;
статья, на основании которой налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности;
меры ответственности, возлагаемой на провинившегося налогоплательщика.
Кроме того, начиная со следующего года в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершенное правонарушение нужно будет указывать:
срок, в течение которого нарушитель вправе обжаловать решение;
наименование вышестоящего органа, который будет рассматривать жалобу, и его местонахождение;
порядок обжалования решения;
другие необходимые сведения.
Такие изменения внесены Законом N 137-ФЗ в п. 3 ст. 101 НК РФ.
На основании решения о привлечении к ответственности налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пеней.
Смягчающие и отягчающие обстоятельства
Мерой ответственности за налоговое правонарушение является налоговая санкция (п. 1 ст. 114 НК РФ). Она применяется в виде штрафов (денежных взысканий), которые предусмотрены положениями главы 16 НК РФ.
На величину штрафных санкций могут повлиять те обстоятельства, при которых было совершено налоговое правонарушение.
Если налогоплательщик привлекался к налоговой ответственности в течение последних 12 месяцев, то это обстоятельство отягощает его ответственность (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа, установленный главой 16 НК РФ, увеличивается на 100%.
При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа уменьшается в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, могут рассматриваться следующие ситуации: налоговое правонарушение было совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения, в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. 1 ст. 112 НК РФ).
После внесения изменений в ст. 112 НК РФ отягчающие и смягчающие обстоятельства смогут устанавливать не только суды, но и налоговый орган, который будет рассматривать дело о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности. Указанные обстоятельства будут учитываться как судебными, так и налоговыми органами при определении величины штрафных санкций.
Признание виновности правонарушителя
Понятие "налоговое правонарушение" включает в себя два основных элемента:
противоправность деяния (действия или бездействия) лица, т.е. нарушение этим лицом законодательства о налогах и сборах;
виновность лица в совершении налогового правонарушения.
До внесения изменения в п. 6 ст. 108 НК РФ юридическое или физическое лицо считалось невиновным в совершении налогового правонарушения, пока не выполнены два условия.
Первое: вина должна быть доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом. Второе: виновность лица должна быть установлена судом, а решение суда о признании виновности этого лица должно вступить в законную силу.
Законом N 137-ФЗ второе условие о признании виновности лица в налоговом правонарушении исключено. Следовательно, для ее признания и привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности судебного решения больше не понадобится - достаточно будет доказать вину во внесудебном порядке.
Согласно НК РФ доказательства считаются собранными правомерно, только если они получены надлежащим субъектом, который правомочен проводить по данному делу действия, в результате действий, которые предусмотрены НК РФ (проведение налоговой проверки, получение свидетельских показаний, осмотра, экспертизы и т.д.), с соблюдением правил проведения действий, установленных главой 14 НК РФ.
Налогоплательщик или налоговый агент не должен доказывать свою невиновность в совершении правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, которые свидетельствуют о налоговом правонарушении и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.
Добровольная уплата штрафа
После того как налоговый орган примет решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, копия этого решения должна быть вручена нарушителю или направлена ему по почте (п. 5 ст. 101, п. 11 ст. 101.1 НК РФ).
Налоговый орган должен будет предложить налогоплательщику добровольно перечислить в бюджет сумму налоговой санкции, указанную в решении (п. 2 ст. 103, п. 1 ст. 104 НК РФ).
Если лицо добровольно не уплатит в бюджет штраф, то дальнейшие действия налоговых органов будут зависеть от величины налоговой санкции.
Судебное и внесудебное взыскание налоговой санкции
Пунктом 7 ст. 114 НК РФ было установлено, что налоговая санкция может быть взыскана только в судебном порядке.
После изменений, внесенных Законом N 137-ФЗ, это правило полностью распространяется только на физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с этой категории лиц налоговый орган должен подать в суд общей юрисдикции (п. 2 ст. 104 НК РФ).
Что касается индивидуальных предпринимателей и организаций, то взыскивать штрафы с них в судебном порядке налоговые органы будут, только если сумма штрафа, который наложен на организацию, превысит 50 000 руб., а величина штрафа, наложенного на индивидуального предпринимателя, - больше 5000 руб. В этом случае налоговые органы должны будут подать исковое заявление о взыскании налоговой санкции с нарушителя в принудительном порядке в арбитражный суд (ст. 104 НК РФ).
Если сумма штрафа, наложенного на организацию или индивидуального предпринимателя, меньше установленного предела, налоговая санкция будет взыскиваться на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. Речь в данном случае идет о штрафе, который наложен на налогоплательщика или налогового агента отдельно по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и отдельно по каждому иному нарушению налогового законодательства. Иными словами, общая сумма штрафов, которые наложены на организацию или индивидуального предпринимателя, не будет приниматься во внимание. Такие изменения внесены в п. 7 ст. 114 НК РФ.
Изменения внесены и в п. 1 ст. 31 НК РФ, которые расширили полномочия налоговых органов.
Начиная с 1 января 2006 г. налоговые органы обязаны будут взыскивать не только недоимки по налогам и сборам, пени, но и штрафы (подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ). С банков проверяющие будут вправе требовать документы, подтверждающие списание со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов не только сумм налогов и пеней, но и сумм штрафа по инкассовым поручениям налоговых органов (подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ).
На основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности руководитель налогового органа вправе принять другое решение - о взыскании налоговой санкции. Порядок ее взыскания по решению налогового органа установлен ст. 103.1 НК РФ, которой дополнена часть первая Налогового кодекса РФ.
Однако в этой статье ничего не говорится о том, в какой срок налоговый орган может принять подобное решение и как о нем узнает правонарушитель. Ведь ст. 103.1 НК РФ не предусматривает порядка уведомления налогоплательщика (иного лица) о принятии налоговым органом решения о взыскании налоговой санкции.
Требование об уплате штрафа
Если внимательно прочитать п. 3 ст. 103.1 НК РФ и п. 4 ст. 101 НК РФ, можно обнаружить, что они противоречат друг другу.
Законодатели подчеркивают, что лицо, привлеченное к налоговой ответственности, может добровольно перечислить в бюджет сумму налоговой санкции в "срок, указанный в требовании на ее уплату". В противном случае решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению (п. 3 ст. 103.1 НК РФ).
Обратите внимание: направлять требование об уплате штрафа, указанного в решении, налоговые органы должны только в случае привлечения к налоговой ответственности лица, которое не является налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом. Такая поправка внесена в п. 10 ст. 101.1 НК РФ.
Что же касается налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, то в отношении этой категории правонарушителей предъявлять требование об уплате штрафа налоговые органы не должны. Подобная обязанность п. 4 ст. 101 НК РФ не предусмотрена. В данном пункте говорится, что на основании решения о привлечении к ответственности налоговый орган направляет налогоплательщику только требование об уплате недоимки по налогу и пеней. Никаких поправок Закон N 137-ФЗ в этот пункт не внес.
Если нет требования об уплате штрафа, значит, срок уплаты налоговой санкции не определен и решение о взыскании налоговой санкции не может вступить в законную силу, даже если налогоплательщик не уплатит наложенный на него штраф.
Новый порядок принудительного взыскания налоговой санкции
Предположим, что решение о взыскании налоговой санкции все же вступило в законную силу и обращается к принудительному исполнению. Тогда налоговый орган оформляет постановление о взыскании налоговой санкции в принудительном порядке и направляет судебному приставу-исполнителю. Сделать это инспекторы должны в течение пяти дней со дня вступления в законную силу решения о взыскании налоговой санкции (п. 7 ст. 103.1 НК РФ). Копия данного постановления направляется лицу, привлеченному к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В Налоговом кодексе РФ ничего не говорится о том, какие сведения должно содержать постановление, в какой срок оно должно быть исполнено, в какой последовательности изымается имущество в счет погашения налоговой санкции, когда задолженность правонарушителя считается погашенной.
Более того, получается, что налоговые органы не имеют права самостоятельно направить в банк, где открыты счета правонарушителя, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет суммы штрафа. Все хлопоты, связанные с принудительным взысканием, налоговые органы сразу перекладывают на плечи судебных приставов-исполнителей. Процедура принудительного исполнения решения о взыскании регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (п. 8 ст. 103.1 НК РФ).
Обратите внимание: подобный порядок взыскания налоговой санкции установлен для всех индивидуальных предпринимателей и организаций, которые привлекаются к налоговой ответственности.
В то же время в отношении лиц, которые не являются налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, одновременно будет действовать и другой порядок.
Если указанные лица не уплатят штраф в срок, указанный в требовании об уплате налоговой санкции, то налоговый орган принимает решение о взыскании штрафа. Причем он будет взыскиваться в порядке, аналогичном тому, который установлен ст. 46-48 НК РФ. Такое дополнение внесено в п. 10 ст. 101.1 НК РФ.
Одновременно в ст. 46, 47 и 48 НК РФ внесены поправки, в соответствии с которыми положения указанных статей можно применять при взыскании штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 9 ст. 46, п. 8 ст. 47, п. 10 ст. 48 НК РФ).
Согласно ст. 46 НК РФ сначала взыскание штрафа в принудительном порядке обращается на денежные средства штрафника, которые находятся на его счетах в банках. Налоговые органы выставляют инкассовые поручения, а банки в безакцептном порядке списывают сумму штрафа со счета индивидуального предпринимателя или организации.
Если для погашения штрафа денежных средств на счете правонарушителя не хватает, взыскание санкций обращается на его имущество в порядке, установленном ст. 47 НК РФ. При этом руководитель налогового органа выносит соответствующее решение и в течение трех дней направляет судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании налоговой санкции за счет имущества должника.
В течение двух месяцев со дня получения постановления налоговых органов судебный исполнитель должен будет взыскать штраф за счет имущества должника.
Сначала изымаются наличные денежные средства. Если их не хватит для полного погашения задолженности по налоговой санкции, то судебный пристав-исполнитель выставит на торги сначала имущество, которое не используется штрафником в производстве продукции (ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт и предметы дизайна служебных помещений). Затем продаст готовую продукцию и покупные товары, сырье и материалы, станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства.
Таким образом, п. 7 ст. 103.1 НК РФ и п. 10 ст. 101.1 НК РФ установлены различные правила взыскания налоговой санкции в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Следовательно, налицо неустранимое противоречие положений Налогового кодекса РФ.
Порядок обжалования решений налоговых органов
Если индивидуальный предприниматель или организация не согласны с решением налоговых органов о взыскании налоговой санкции, его можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе (у вышестоящего должностного лица) или в арбитражном суде (в этом случае порядок приостановки определяется арбитражным процессуальным законодательством РФ).
В этом случае исполнение решения о взыскании налоговой санкции приостанавливается (п. 4 ст. 103.1 НК РФ).
Срок обжалования, наименование вышестоящего органа и его местонахождение, а также порядок обжалования решения в вышестоящем налоговом органе инспекторы должны будут указывать в решении о привлечении к налоговой ответственности (п. 3 ст. 101 НК РФ), но только в тех решениях, которые будут вынесены по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом. В отношении иных лиц Налоговый кодекс РФ не обязывает налоговые органы включать в решение о привлечении к ответственности подобную информацию (п. 8 ст. 101.1 НК РФ).
Правонарушители, которые решат жаловаться в вышестоящий налоговый орган или обращаться с иском в арбитражный суд, должны будут представить в налоговый орган, который вынес решение о взыскании налоговой санкции, копию жалобы.
Обратите внимание: если правонарушитель получит отказ после обращения в вышестоящие налоговые органы, то он может обратиться с жалобой в арбитражный суд. Отсчитывать срок для обжалования решения о взыскании штрафа в арбитражном суде следует с того дня, когда правонарушителю станет известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (п. 5 ст. 103.1 НК РФ).
Взыскание недоимок по налогам
и пеней с индивидуальных предпринимателей
С 1 января 2006 г. изменится порядок принудительного взыскания неуплаченных налогов, сборов и пеней с индивидуальных предпринимателей.
До внесения изменений неуплаченные налоги, сборы и пени с индивидуальных предпринимателей взыскивались только в судебном порядке. Для этого налоговые органы должны были обратиться в арбитражный суд о взыскании налога, сбора или пеней за счет имущества предпринимателя, денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств. Такой порядок был установлен ст. 48 НК РФ.
Со следующего года положения ст. 48 НК РФ будут распространяться только на тех физических лиц, которые не являются предпринимателями. Для взыскания недоимки по налогам, сборам и пеням налоговые органы, как и прежде, будут обращаться в суды общей юрисдикции.
Что же касается индивидуальных предпринимателей, то порядок взыскания недоимок по налогам, сборам и пеням для них будет точно такой же, как и в отношении юридических лиц. Эти изменения внесены в п. 2 ст. 45 НК РФ.
Порядок принудительного взыскания недоимок для организаций и предпринимателей установлен ст. 46 и 47 НК РФ.
Изменения в Законе об обязательном пенсионном страховании
Статьей 2 Закона N 137-ФЗ внесены изменения в ст. 25 Закона N 167-ФЗ. Кроме того, Закон N 167-ФЗ дополнен новой статьей 25.1, которая устанавливает порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальными органами Пенсионного фонда РФ.
Новая редакция ст. 31 Закона N 167-ФЗ, которая посвящена рассмотрению и разрешению споров по вопросам обязательного пенсионного страхования, ничем не отличается от ныне действующей редакции. Поэтому нет смысла говорить о каких-либо изменениях в ней.
До 1 января 2005 г. территориальные органы Пенсионного фонда РФ могли взыскивать с плательщиков взносов недоимки по взносам, пени и штрафы только в судебном порядке (п. 2 ст. 25 Закона N 167-ФЗ).
Закон N 167-ФЗ не регулирует процедуру взыскания недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов. Более того, порядок наложения штрафов за нарушения, указанные в ст. 27, Законом N 167-ФЗ не предусмотрен.
Получается, что территориальные отделения ПФР не имеют права налагать штрафы на индивидуальных предпринимателей. Это была прерогатива налоговых органов, так как именно они контролируют правильность исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Однако арбитражные суды считают, что штрафовать индивидуальных предпринимателей вправе только органы Пенсионного фонда РФ, а не налоговые органы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. по делу N А26-4420/03-212). Последние должны проверять, правильно ли начислены пенсионные взносы, только в отношении ЕСН, т.е. правильно ли применен налоговый вычет по единому социальному налогу.
Такого же мнения придерживаются и официальные лица, которые утверждают, что у Пенсионного фонда РФ есть право налагать штрафы за нарушение норм Закона N 167-ФЗ.
В статье 2 Закона N 167-ФЗ указано, что законодательство о пенсионном страховании включает в себя Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в подп. 4 п. 1 ст. 11 которого в числе прочих обязанностей страховщиков установлена обязанность не только взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, начислять пени, но и налагать штрафы.
Абзацем 3 ст. 2 Закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части проведения контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах. Поэтому территориальные отделения ПФР придерживаются того порядка взыскания недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов, который установлен Налоговым кодексом РФ (п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. N 79).
Перед тем как обращаться в суд, сотрудники территориальных отделений ПФР направляют страхователям требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней. На это им отводится не более трех месяцев после наступления срока уплаты взносов (ст. 70 НК РФ).
Однако у территориальных отделений ПФР нет сведений об уплате или неуплате страховых взносов, так как контроль за их уплатой ведут налоговые органы. На основании каких документов специалисты Пенсионного фонда РФ должны определить размер недоимки и рассчитать сумму пеней, до последнего времени оставалось загадкой.
Чтобы выйти из затруднительного положения, налоговые органы самостоятельно выставляли страхователям требования об уплате недоимки по страховым взносам и рассчитывали пени. По мнению ВАС РФ, такой подход никак не нарушает положений законодательства о страховых взносах (п. 13 Информационного письма N 79).
С 1 января 2006 г. это положение изменится. Налоговые органы будут обязаны информировать территориальные отделения ПФР о суммах недоимки, которая возникла у плательщиков пенсионных взносов (страхователей). Причем поставить в известность ПФР о появлении недоимки по взносам налоговые органы должны в течение двух месяцев со дня образования задолженности. Кроме того, они обязаны будут передать в территориальные отделения ПФР документы, которые подтверждают наличие этой задолженности. Такие изменения внесены в ст. 25 Закона N 167-ФЗ.
Если страхователь не погасит недоимку по страховым взносам и не уплатит пени, указанные в требовании, органы ПФР подадут исковое заявление в арбитражный суд. На это им отводится шесть месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимок и пеней (ст. 48 НК РФ).
Со следующего года территориальным отделениям ПФР предоставляется право самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать с индивидуальных предпринимателей и организаций не только сумму задолженности по взносам и пени, но и штрафы с нарушителей (п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ). Правда, сделать это они смогут, только если размер суммы, которая причитается к уплате, не превысит 5000 руб. (для индивидуальных предпринимателей) или 50 000 руб. (для юридических лиц).
Из текста Закона не совсем понятно, какая сумма к уплате имеется в виду: общая сумма недоимки, пеней и штрафов или же каждая из них в отдельности. Это положение нуждается в дополнительных разъяснениях.
Если сумма, причитающаяся к уплате, превысит указанные пределы, то взыскивать с индивидуальных предпринимателей и организаций недоимку по взносам, пени и штрафы работники ПФР будут через суд.
Кроме того, только в судебном порядке можно будет взыскать недоимку по взносам, пени и штрафы с физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями (п. 4 ст. 25 НК РФ).
Новый порядок взыскания недоимки по взносам, пеней и штрафов
Если сумма, подлежащая уплате, окажется больше установленного предела, то специалисты ПФР сначала попросят должника добровольно погасить имеющуюся задолженность, а затем приступят к ее принудительному взысканию в порядке, который установлен ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ.
Итак, прежде всего представители ПФР должны будут направить должникам требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Сделать это они должны в течение трех месяцев со дня поступления от налоговых органов сведений о задолженности страхователей.
В требовании должны быть указаны следующие сведения:
сумма задолженности, размер пеней и штрафов, которые начислены на момент направления требования;
срок уплаты причитающейся суммы, установленный законодательством РФ;
срок исполнения требования;
основания взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов будет передаваться лично руководителю организации или индивидуальному предпринимателю под расписку. Если же указанные лица будут уклоняться от получения такого требования, то специалисты ПФР направят требование заказным почтовым отправлением. Через шесть дней после отправки заказного письма будет считаться, что страхователь получил требование.
Если должник добровольно не погасит свою задолженность в полном размере и в срок, указанный в требовании, руководитель территориального отделения ПФР или его заместитель должны будут принять решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В решении работники ПФР должны указать следующее:
основания взыскания;
размер взыскиваемой суммы;
соответствующие статьи нормативных правовых актов, на основании которых производится взыскание;
документы и другие сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов;
срок, в течение которого страхователь может обжаловать решение о взыскании в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд;
порядок обжалования в вышестоящий орган;
наименование и местонахождение вышестоящего органа, а также другие необходимые сведения.
Унифицированная форма требования об уплате и решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов будет разработана и утверждена Минфином России по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
В течение пяти дней это решение будет доводиться до сведения страхователя. В этот же срок судебному приставу-исполнителю направляется постановление о взыскании суммы недоимки по взносам, пеней и штрафов в порядке, который установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Страхователь, который не согласен с решением руководителя территориального органа ПФР, вправе обратиться в вышестоящий орган или арбитражный суд. Одновременно с подачей жалобы страхователь обязан направить копию жалобы в территориальное отделение ПФР, которое вынесло решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов. В этом случае исполнение решения приостанавливается.
Переходные положения
Статья 3 Закона N 137-ФЗ предусматривает переходные положения. Они касаются тех заявлений о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на момент вступления в силу поправок, внесенных в часть первую НК РФ и Закон N 167-ФЗ, уже поданы в арбитражный суд налоговыми органами и работниками территориальных отделений ПФР.
Указанные заявления должны быть рассмотрены арбитражным судом в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Даже если обязательные платежи и суммы санкций, о которых идет речь в исковых заявлениях налоговых органов и территориальных отделений ПФР, могут быть взысканы по решению налогового органа или территориального отделения ПФР на основании новой редакции НК РФ и Закона N 167-ФЗ.
Таким образом, если арбитражный суд примет заявление, то вернуть его обратно заявителю он уже не сможет.
О.А. Курбангалеева,
главный бухгалтер ООО "Экоскан"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 23, декабрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в прошлом номере журнала (см. "НБУ" N 22, 2005). - Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru