Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 г. N 11АП-1553/2011
16 марта 2011 г. |
Дело N А65-6685/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 декабря 2010 года по делу N А65-6685/2010 (судья Якупова Л.М.), рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптово-розничное предприятие "Бакалея", Республика Татарстан, г. Казань,
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Кабинет Министров Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Министерство энергетики Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения от 18.01.2010 N 186/12 об отказе в выдаче лицензий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оптово-розничное предприятие "Бакалея" (далее - ООО "Оптово-розничное предприятие "Бакалея", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство, ответчик) от 18.01.2010 N 186/12 об отказе в выдаче лицензий на месторождения "Именьковское", "Шуранское", "Свияжские острова".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 31.12.2010, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на обоснованность принятого решения от 18.01.2010 N 186/12 и нарушение судом положений ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выраженного в указании в резолютивной части решения суда на обязанность Министерства экологии и природных ресурсов РТ устранить допущенные нарушения прав заявителя.
ООО "Оптово-розничное предприятие "Бакалея" представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, общество обратилось в Министерство экологии и природных ресурсов РТ с заявками исх. N 181,183 от 19 октября 2009 года на выдачу лицензий на месторождения "Именьковское", "Шуранское", "Свияжские острова". Министерство экологии и природных ресурсов РТ письмом от 18.01.2010 года N186/12 сообщило о невозможности выдачи лицензий на указанные месторождения в связи с прекращением выдачи лицензий на право пользования недрами в целях добычи песчано-гравийных пород на акваториях Нижнекамского и Куйбышевского водохранилищ.
Общество, полагая, что отказ ответчика является незаконным, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 21 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 1992 г. N 1722-XII "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, выдаваемой по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом. Условия пользования недрами определяются в лицензионном соглашении (договоре), заключаемом в соответствии с законодательством.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан N 715 от 12.10.2009 утвержден Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) в Республике Татарстан (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) для получения лицензий необходимо подать заявку в Уполномоченный орган заявку по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, в данном пункте так же приведен перечень документов, которые необходимо приложить к заявке.
В силу пункта 2.4 Порядка при признании документов, поданных на получение лицензии, отвечающими требованиям действующего законодательства и настоящего Порядка Уполномоченный орган не позднее 20 дней с момента регистрации заявки осуществляет подготовку условий пользования участками недр или мотивированного отказа в приеме заявки и принимает решение о предоставлении права пользования недрами. При рассмотрении дела судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что при обращении с заявкой на выдачу лицензии общество предоставило в министерство все предусмотренные Порядком документы.
Основанием неисполнения министерством обязанности по выдаче лицензии явилось, согласно материалам дела и доводам ответчика, явился протокол от 8 января 2010 г., принятый на совещании у первого заместителя Премьер-министра РТ по вопросу добычи песчано- гравийных пород в Республике Татарстан на акваториях Нижнекамского и Куйбышевского водохранилищ.
Между тем, пунктом 2.4. Порядка предусмотрены следующие основания для отказа в выдаче лицензии
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Перечень оснований является исчерпывающим. Ссылка министерства на прокол совещания от 8 января 2010 года правомерно признана судом несостоятельной, поскольку указанные министерством основания для невыдачи лицензии действующим законодательством не предусмотрены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у министерства каких-либо законных оснований для отказа обществу в выдаче лицензии.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изложены требования к содержанию резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая, что на момент рассмотрения спора полномочия по выдаче лицензии переданы в Министерство энергетики РТ, судом в резолютивной части не указано на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения путем выдачи лицензий, вместе с тем во исполнение вышеуказанной нормы судом правомерно указано на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного доводы жалобы о нарушении судом положений ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняются апелляционным судом как несостоятельные. Указание в резолютивной части решения суда на обязанность Министерства экологии и природных ресурсов РТ устранить допущенные нарушения прав соответствует положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки на судебную практику, приведенную в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку производство по указанным делам прекращено в связи с отказом заявителя от иска.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 декабря 2010 года по делу N А65-6685/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67713/08-19-433
Истец: ООО "Стройтрансмех"
Ответчик: ОАО "Компания "Главмосстрой"", ОАО "Главмосстроймонолит
Третье лицо: ООО "СМУ-2"
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7138/2009