Раскрытие информации ОАО на рынке ценных бумаг
В общем случае информация - это совокупность данных, тесно связанных между собой, охватывающих определенную сферу деятельности, действия или события. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Соответственно под информацией на рынке ценных бумаг следует понимать совокупность данных о ценных бумагах, эмитентах и их финансово-хозяйственной деятельности, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и их операциях, владельцах ценных бумаг, сделках с ценными бумагами и т.п. Одним из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг является его информационная прозрачность. Это достигается, прежде всего, путем установления регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию общедоступной информации.
Необходимость раскрытия информации
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее- Закон о рынке ценных бумаг) под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытию на рынке ценных бумаг подлежит общедоступная информация, т.е. информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с данным Законом. Раскрытой признается информация, в отношении которой проведены соответствующие действия по ее раскрытию.
Раскрывать информацию на рынке ценных бумаг обязаны различные его участники. В соответствии с Постановлением ФКЦБ России от 9 января 1997 г. N 2 "О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг" раскрывателями информации на рынке ценных бумаг являются регулирующие органы, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты, а также владельцы ценных бумаг. Однако, бесспорно, наибольший объем информации обязаны раскрывать эмитенты эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитенты ценных бумаг). И это понятно. Именно эта группа участников фондового рынка выпускает тот самый специфический товар (ценную бумагу), вокруг которого как раз и складываются все отношения на рынке. В соответствии со ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Таким образом, выпускать ценные бумаги могут различные типы хозяйствующих субъектов. Акционерные общества (открытые и закрытые) вправе выпускать акции, облигации, опционы эмитента. Облигации могут выпускать и юридические лица других организационно-правовых форм, в том числе: производственные кооперативы; общества с ограниченной ответственностью; некоммерческие организации. Также выпускать облигации могут органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления. Однако основным эмитентом ценных бумаг, представляющих интерес для фондового рынка, бесспорно, являются открытые акционерные общества (далее - акционерное общество, АО). Это связано с тем, что эта группа эмитентов ценных бумаг вправе выпускать акции, способные к свободному обращению на рынке ценных бумаг, т.е. число их потенциальных владельцев ничем не ограничено.
Своевременное и надлежащее раскрытие информации чрезвычайно важно для различных групп участников рынка ценных бумаг, в том числе и для акционерных обществ. Дело в том, что акционеры и потенциальные инвесторы благодаря этой процедуре получают информацию, необходимую для принятия взвешенного решения об объекте вложения и направлениях инвестирования. Раскрытие информации:
способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;
снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте;
позволяет осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;
защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия.
Надлежащее раскрытие информации идет на пользу и самому акционерному обществу, поскольку свидетельствует о подотчетности менеджеров акционерам, прозрачности для участников рынка ценных бумаг, способствует поддержанию доверия к обществу, приводит к снижению затрат АО на привлечение капитала. Кредиторы, поставщики, клиенты и работники акционерного общества могут использовать информацию для оценки собственного положения, реагирования на какие-либо изменения и организации своих отношений с обществом.
Полное раскрытие информации эмитентами ценных бумаг жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из основных средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги. Поэтому раскрытие информации на фондовом рынке его участниками находится в центре внимания органов, регулирующих этот сегмент экономики.
Однако, как показывает практика, именно акционерные общества чаще всего нарушают требования законодательства Российской Федерации по обязательному раскрытию информации на рынке ценных бумаг. Причина весьма банальна: специалисты АО просто не знают о требованиях по раскрытию информации, распространяющихся на их организации и предприятия, либо же не придают этим вопросам должного значения.
Вместе с тем в настоящее время существует, по крайней мере, два фактора, которые должны побуждать руководителей акционерных обществ к раскрытию информации, - инвестиционный и законодательный. С одной стороны, массовая приватизация в России привела к формированию более 30 000 акционерных обществ, которые встали на путь самостоятельного развития в условиях рыночной экономики. Устаревшее оборудование и технологии зачастую не позволяют предложить потребителям продукцию, отвечающую современным мировым стандартам, и эффективно конкурировать с зарубежными производителями. В такой ситуации особо остро встает вопрос об инвестициях в модернизацию и развитие. Организации начинают раскрывать информацию о себе прежде всего под воздействием потребности в таких инвестициях. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не только не скрывают информацию, а, наоборот, готовы предоставить ее для того, чтобы он принимал адекватные решения. Нет раскрытия информации - нет инвестиций. С другой стороны, требования по обязательному раскрытию информации на рынке ценных бумаг акционерными обществами установлены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Соответственно их нарушение способно привести к привлечению нарушителей к административной и даже к уголовной ответственности.
В статье 15.19 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Во-первых, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20-30 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - 200-300 МРОТ. Во-вторых, нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30-40 МРОТ; на юридических лиц - 300-400 МРОТ.
Также следует отметить, что в настоящее время в ст. 185.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах: злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (крупным ущербом признается ущерб, в 2000 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления), наказываются штрафом в размере 500-700 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
Нормативно-правовая база раскрытия информации
Основу нормативно-правовой базы, регламентирующей раскрытие информации акционерными обществами, начиная с середины 1996 г. составляли и по сей день составляют Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и Закон о рынке ценных бумаг. Конкретный порядок раскрытия информации акционерными обществами начиная с 13 мая 2005 г. установлен приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н, утвердившим Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение о раскрытии информации).
В Положении о раскрытии информации впервые за весь период существования системы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг (в части обеспечения его прозрачности) воедино собраны практически все основные требования к раскрытию информации акционерными обществами, рассеянные до этого по различным нормативно-правовым актам. Данное Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерными обществами, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам. Действие Положения о раскрытии информации:
распространяется на акционерные общества, а также других эмитентов, в том числе иностранных, включая международные финансовые организации, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации;
не распространяется на Центральный банк Российской Федерации, а также на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг.
Рассматривая нормативно-правовую базу раскрытия информации акционерными обществами, следует отметить, что после вступления в силу Положения о раскрытии информации утратил силу и не подлежит более применению ряд нормативно-правовых актов ФКЦБ России, которыми ранее регламентировалась процедура раскрытия информации. Прежде всего это касается Постановления ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс, которым ранее регламентировалось раскрытие информации эмитентами ценных бумаг. Также более не применяется и ряд других нормативно-правовых актов ФКЦБ России, которые ранее регулировали некоторые аспекты раскрытия информации эмитентами. Это Постановления ФКЦБ России:
от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс "О раскрытии информации об аффилированных лицах акционерных обществ";
от 24 апреля 2003 г. N 03-24/пс "Об утверждении Положения об особенностях эмиссии облигаций и раскрытия информации международными финансовыми организациями на территории Российской Федерации";
от 24 декабря 2003 г. N 03-49/пс "О внесении изменений и дополнений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 02.07.2003 N 03-32/пс".
Формы раскрытия информации
Положением о раскрытии информации установлены различные формы раскрытия информации акционерными обществами. Их многообразие призвано защитить права инвесторов на получение информации и обеспечить информирование инвестора как на регулярной основе (периодическое раскрытие информации), когда информация раскрывается по итогам определенного периода (квартала, года), так и на нерегулярной основе, когда информация раскрывается в зависимости от наступления определенных корпоративных событий.
К периодическим формам раскрытия информации акционерными обществами относятся:
ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг;
годовой отчет;
годовая бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности; пояснительная записка);
список аффилированных лиц;
устав и иные внутренние документы, регулирующие деятельность органов акционерного общества.
К тем формам информации, раскрытие которых осуществляется акционерным обществом на нерегулярной основе, относятся различного рода сообщения, призванные оперативно информировать инвесторов о различного рода корпоративных событиях и действиях. Так раскрывается информация, относящаяся к различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности АО.
В случае осуществления акционерным обществом эмиссии ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг*(1), возникает обязанность по раскрытию информации на каждом законодательно установленном этапе процедуры эмиссии в форме различного рода сообщений, а именно на этапе:
принятия решения о размещении ценных бумаг в форме сообщения:
- о принятии решения о размещении ценных бумаг,
- существенных фактах "сведения о решениях общих собраний" и "сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг"*(2),
- существенном факте "сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг"*(3);
утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в форме сообщения:
- об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг,
- существенных фактах "сведения о решениях общих собраний" и "сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг"*(2),
- существенном факте "сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг"*(1);
государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в форме сообщения:
- о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и порядке доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, а также в форме проспекта ценных бумаг,
- существенном факте "сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг"*(2);
размещения ценных бумаг в форме сообщения:
- о дате начала размещения ценных бумаг,
- изменении даты начала размещения ценных бумаг,
- цене (порядке определения цены) размещения ценных бумаг,
- приостановлении размещения ценных бумаг,
- возобновлении размещения ценных бумаг,
- сообщения о завершении размещения ценных бумаг;
государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в форме отчета об итогах выпуска.
При проведении эмиссии ценных бумаг независимо от факта регистрации проспекта ценных бумаг АО обязано раскрыть информацию в форме решения о выпуске, т.е. по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг за плату, не превышающую затраты на ее изготовление.
Особой формой раскрытия информации при осуществлении процедуры эмиссии ценных бумаг следует также считать уведомление об итогах осуществления преимущественного права, поскольку в случае размещения ценных бумаг акционерным обществом путем подписки, при которой возникает преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг, решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должен предусматриваться порядок раскрытия информации об итогах осуществления такого преимущественного права.
Также в целях оперативного информирования инвесторов о различного рода корпоративных событиях законодательством установлены следующие формы раскрытия информации:
сообщения о проведении общего собрания акционеров (если устав общества предусматривает опубликование такого сообщения в печатном издании, доступном для большинства акционеров);
сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), в том числе сведения:
- о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ,
- фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10%,
- фактах, повлекших разовое увеличение (уменьшение) чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10%,
- фактах разовых сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10% и более стоимости активов эмитента по состоянию на дату сделки,
- выпуске эмитентом ценных бумаг,
- начисленных и (или) выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента,
- появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25% его ценных бумаг любого отдельного вида,
- датах закрытия реестра,
- сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента,
- решениях общих собраний,
- принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг АО, в частности:
- о принятых советом директоров (наблюдательным советом) АО решениях,
- истечении срока полномочий единоличного и (или) членов коллегиального исполнительных органов АО,
- изменении размера доли участия лиц, являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа АО, а также лица, занимающего должность (осуществляющего функции) единоличного исполнительного органа, в том числе управляющей организации или управляющего, в уставном капитале АО, а также уставном капитале его дочерних и зависимых обществ, и (или) об изменении размера доли принадлежащих указанным лицам обыкновенных акций АО и его дочерних и зависимых обществ,
- появлении в составе акционеров АО акционера, владеющего не менее чем 5% его обыкновенных акций, а также об изменении доли принадлежащих такому акционеру обыкновенных акций АО, если при этом такая доля становится выше или ниже 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 и 75% его обыкновенных акций,
- совершении акционерным обществом сделки, в которой имеется заинтересованность, необходимость одобрения которой уполномоченным органом управления АО предусмотрена законодательством РФ, если цена такой сделки составляет 5% и более балансовой стоимости активов АО, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату перед одобрением такой сделки уполномоченным органом управления АО,
- возбуждении арбитражным судом в отношении АО и (или) его дочерних и зависимых обществ дела о банкротстве и (или) введении одной из процедур банкротства,
- заключении акционерным обществом договора с фондовой биржей, на основании которого осуществляется листинг ценных бумаг АО (договора с организатором торговли на рынке ценных бумаг о включении ценных бумаг акционерного общества в список ценных бумаг, допущенных к торгам),
- включении ценных бумаг АО в список ценных бумаг, допущенных к торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг, и исключении ценных бумаг АО из указанного списка,
- получении акционерным обществом разрешения ФСФР России на обращение и (или) размещение ценных бумаг АО за пределами РФ,
- выявленных существенных ошибках в ранее опубликованной и (или) раскрытой иным способом финансовой (бухгалтерской) отчетности АО,
- раскрытии АО промежуточной (квартальной) или годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, и (или) промежуточной (квартальной) или годовой сводной (консолидированной) финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО или US GAAP,
- направлении АО заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации и (или) прекращении деятельности (ликвидации) АО,
- ликвидации хозяйственного общества, являющегося по отношению к АО дочерним и (или) зависимым,
- получении, приостановлении действия, отзыве (аннулировании), замене, продлении или истечении срока действия разрешения (лицензии) АО,
- предъявлении АО, его дочерним и (или) зависимым обществам иска, удовлетворение которого может существенным образом повлиять на финансовое положение или хозяйственную деятельность АО, его дочерних и зависимых обществ,
- изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой АО для раскрытия информации,
- приобретении АО доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) другой коммерческой организации, составляющей не менее 5%, или доли обыкновенных акций другого акционерного общества, составляющей не менее 5%, а также об изменениях такой доли, если при этом она становится выше или ниже 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 и 75%.
Доступность раскрываемой акционерными обществами информации максимально широкому кругу лиц может обеспечиваться различными способами, которые установлены, в частности, Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утверждено приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н; далее - Положение о раскрытии информации). Рассмотрим основные из них.
Направление информации в регистрирующий орган
Представлению в регистрирующий орган*(4) подлежат следующие формы раскрытия информации:
ежеквартальный отчет;
список аффилированных лиц;
сообщения о существенных фактах;
сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества.
Не подлежат представлению в регистрирующий орган:
сообщения на этапах осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг;
годовой отчет;
годовая бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности; пояснительная записка);
сообщения о проведении общего собрания акционеров.
В Положении о раскрытии информации установлены различные сроки представления той или иной информации. Так, например, сообщения о существенных фактах и сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должны быть направлены в регистрирующий орган в срок не более пяти дней с момента наступления соответствующего события или действия. Составленные на дату окончания отчетного квартала ежеквартальный отчет и список аффилированных лиц акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного периода.
Когда акционерное общество представляет (направляет) какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, в регистрирующий орган, такой документ представляется на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью эмитента на прошивке изаверен подписью уполномоченного лица эмитента (п. 1.13 Положения о раскрытии информации).
Одновременно с представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется магнитный носитель, содержащий текст документа в формате, соответствующем требованиям ФСФР России. Соответствие текста документа на магнитном носителе представляемому документу на бумажном носителе подтверждается письмом, подписанным уполномоченным лицом эмитента.
Текст документа может быть представлен в регистрирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствии с условиями договора об использовании электронной цифровой подписи, заключенного с уполномоченной организацией, и требованиями нормативных правовых актов ФСФР России. В этом случае представление документа на бумажном носителе и текста документа на магнитном носителе не требуется.
Важность рассматриваемого способа раскрытия информации объясняется тем, что регистрирующий орган аккумулирует всю информацию, представляемую акционерными обществами, и ведет информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о зарегистрированных выпусках ценных бумаг*(5). При этом регистрирующий орган обеспечивает раскрытие информации, поступающей от акционерных обществ в рамках процедуры раскрытия информации на рынке ценных бумаг, следующими способами:
самостоятельно на собственном официальном сайте в сети Интернет;
через информационные агентства, уполномоченные на оказание услуг по публичному представлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг.
Справочно. В марте 2001 г. в целях осуществления процедуры отбора уполномоченных организаций по оказанию услуг по публичному представлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, ФКЦБ России был проведен открытый конкурс на право участия в оказании услуг по публичному представлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг (Распоряжение ФКЦБ России от 5 марта 2001 г. N 187-р). Победители конкурса получили право на заключение договора с ФКЦБ России об оказании данных услуг и приобрели статус уполномоченных организаций по обработке и обеспечению публичного доступа к информации.
После ликвидации ФКЦБ России ФСФР России сначала до 1 апреля 2005 г.*(6) сохранила, а затем продлила до 1 февраля 2006 г.*(7) установленные ФКЦБ России условия ипорядок публичного раскрытия информации на рынке ценных бумаг уполномоченными организациями.
Опубликование информации в СМИ и специализированных изданиях
Обязанность по раскрытию акционерными обществами информации путем опубликования в периодических печатных средствах массовой информации (далее - печатные СМИ) и специализированных печатных изданиях является традиционным и давно существующим способом раскрытия информации. В основном в изданиях раскрываются небольшие по объему массивы информации. Это объясняется тем, что наличие требований к опубликованию в них значительных по объему документов привело бы к существенному росту дополнительных финансовых затрат у акционерных обществ. Не подлежат опубликованию акционерным обществом в печатных СМИ:
ежеквартальный и годовой отчеты;
список аффилированных лиц;
решение о выпуске ценных бумаг;
проспект ценных бумаг*(8);
отчет об итогах выпуска ценных бумаг;
часть сообщений, раскрываемых акционерным обществом в случае осуществления эмиссии ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, в том числе сообщения:
-о дате начала размещения ценных бумаг,
-изменении даты начала размещения ценных бумаг,
-цене (порядке определения цены) размещения ценных бумаг;
сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества.
В печатных СМИ акционерное общество должно публиковать:
часть сообщений, раскрываемых акционерным обществом в случае осуществления эмиссии ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, в том числе сообщения:
-о принятии решения о размещении ценных бумаг,
-утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг,
-государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и порядке доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг,
-приостановлении размещения ценных бумаг,
-возобновлении размещения ценных бумаг,
-завершении размещения ценных бумаг;
сообщения о существенных фактах;
годовой бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков.
Информация должна публиковаться в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Российской Федерации тиражом:
не менее 10 тыс. экземпляров - в случаях опубликования информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки;
доступным для большинства владельцев ценных бумаг акционерного общества - в случаях опубликования информации в форме сообщений о существенных фактах. Критерии доступности тиража периодического печатного СМИ для большинства владельцев ценных бумаг АО эмитент устанавливает самостоятельно, исходя из количества владельцев ценных бумаг, географии их проживания (местонахождения) и с учетом их интересов;
не менее 1000 экземпляров - в иных случаях.
Согласно п. 1.7 Положения о раскрытии информации наряду с опубликованием в печатном СМИ информация должна быть также опубликована в специализированном информационном бюллетене ФСФР России в следующие сроки:
для акционерных обществ, которые для опубликования информации в периодическом печатном издании используют только информационный бюллетень,- не позднее пяти дней с даты возникновения уэмитента обязанности опубликовать соответствующую информацию;
в иных случаях - не позднее 30 дней с даты возникновения у эмитента обязанности опубликовать соответствующую информацию.
Предоставление копий раскрываемых сообщений владельцам ценных бумаг
и иным заинтересованным лицам
Акционерное общество обязано предоставлять владельцам ценных бумаг и иным заинтересованным лицам копии:
каждого сообщения, раскрываемого в соответствии с требованиями ФСФР России, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого в соответствии с Положением о раскрытии информации;
зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и (или) дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
ежеквартального и годового отчетов;
годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности; пояснительной записки);
устава и иных внутренних документов, регулирующих деятельность органов АО;
списка аффилированных лиц;
сообщений о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг АО (для акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах);
сообщения о приобретении АО более 20% голосующих акций другого акционерного общества (акционерные общества, на которые не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах);
сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности (для акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета исообщений о существенных фактах).
Копии перечисленных документов предоставляются акционерным обществом владельцам ценных бумаг и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более семи дней с даты предъявления соответствующего требования. Предоставляемые копии должны быть заверены уполномоченным лицом АО.
Акционерное общество также обязано обеспечить доступ любого заинтересованного лица к копиям документов, содержащих информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с требованиями ФСФР России. Копии документов помещаются по адресу (местонахождению) постоянно действующего исполнительного органа эмитента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа эмитента - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени эмитента без доверенности), по которому осуществляется связь с эмитентом, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (местонахождение эмитента), а до окончания срока размещения ценных бумаг - также в местах, указанных врекламных сообщениях эмитента, содержащих информацию о размещении ценных бумаг.
Опубликование информации в ленте новостей уполномоченных
информационных агентств
Лента новостей или новостная лента - это информационный ресурс, обновляемый в режиме реального времени и предоставляемый информационным агентством и (или) иной организацией, имеющей статус средства массовой информации. В дополнение к информации, опубликованной в печатных СМИ*(9), акционерное общество в ленте новостей уполномоченных агентств обязано публиковать сообщения:
о регистрации проспекта ценных бумаг и порядке доступа к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг;
дате начала размещения ценных бумаг;
изменении даты начала размещения ценных бумаг;
цене (порядке определения цены) размещения ценных бумаг;
сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг АО;
приобретении более 20% голосующих акций другого акционерного общества;
раскрытии на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности.
Акционерное общество должно опубликовывать информацию на ленте новостей хотя бы одного из уполномоченных информационных агентств не позднее одного дня, следующего за днем наступления соответствующего события. В Положении о раскрытии информации установлен не только день, но и час, когда необходимая информация должна быть опубликована в ленте новостей: до 10.00 последнего дня, втечение которого должно быть осуществлено такое опубликование. Данное требование введено с той целью, чтобы в случае обращения ценных бумаг на бирже информация поступила до начала торгов и с нею могли ознакомиться все участники рынка. Часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается по местонахождению эмитента, а в случае, если 10.00 по часовому поясу местонахождения эмитента истекают после часа, когда в распространителе информации на рынке ценных бумаг по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, - по местонахождению распространителя информации на рынке ценных бумаг.
В случае опубликования информации в ленте новостей АО, ценные бумаги которого допущены к торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг, эмитент или уполномоченное им лицо до опубликования такой информации в ленте новостей обязаны уведомить организатора торговли на рынке ценных бумаг о намерении раскрыть такую информацию и о ее содержании. Такое уведомление должно направляться организатору торговли на рынке ценных бумаг всогласованном с ним порядке.
Важно отметить, что опубликование информации в ленте новостей уполномоченных информационных агентств - приоритетный способ раскрытия информации. Пока информация не опубликована в ленте новостей, она не может считаться официально раскрытой. Более того, до момента раскрытия информации этим способом ее раскрытие иными способами не допускается. При этом сама информация не является общедоступной, ее использование влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Конкретный порядок взаимодействия лиц, раскрывающих информацию путем ее опубликования в ленте новостей, распространителей информации на рынке ценных бумаг и иных лиц в процессе опубликования информации в ленте новостей регулируется соответствующим регламентом, который утверждается ФСФР России.
Опубликование информации на сайте в сети Интернет
Данный способ раскрытия информации является наиболее технологичным и обеспечивает доступность раскрываемой информации самому широкому кругу лиц. В настоящее время акционерное общество обязано публиковать на сайте в сети Интернет всю информацию, опубликованную в печатных СМИ и вленте новостей информационных агентств, а также тексты:
зарегистрированного проспекта ценных бумаг;
зарегистрированного отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
ежеквартального и годового отчетов;
годовой бухгалтерской отчетности (АО, на которые не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах);
устава, а в случае внесения изменений и (или) дополнений в устав (принятия устава в новой редакции) текст устава со всеми внесенными в него изменениями и (или) дополнениями (новая редакция устава);
внутренних документов, регулирующих деятельность органов АО, со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;
списка аффилированных лиц (АО, на которые распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений осущественных фактах).
Для опубликования информации в сети Интернет, за исключением информации, которая должна публиковаться в ленте новостей, акционерное общество может использовать как свой собственный сайт, так илюбой иной сайт в сети Интернет. Основные требования, которые необходимо соблюдать при публикации, - обеспечение свободного доступа к размещенной в Интернете информации в течение сроков, установленных Положением о раскрытии информации, на одной странице в сети Интернет. АО должно сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых опубликована информация.
Необходимо еще раз отметить, что раскрытию на рынке ценных бумаг подлежит общедоступная информация, т.е. информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством РФ, Положением о раскрытии информации и иными нормативными правовыми актами ФСФР России, в том числе не указывает такую информацию в обязательных сообщениях, он должен указать основание, в силу которого информация не раскрывается. В противном случае эмитент может быть привлечен к ответственности, и согласно законодательству РФ и нормативным правовым актам ФСФР России в отношении эмитента могут быть установлены ограничения на обращение его ценных бумаг. Если подлежащая раскрытию информация отнесена к сведениям, которые в соответствии с законодательством РФ о коммерческой тайне не могут составлять коммерческую тайну, отсутствие раскрытия указанной информации не допускается.
Д.А. Вавулин,
начальник отдела РО ФСФР России в ЮЗР, доцент Института
бизнеса и права Орел ГТУ, канд. экон. наук
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг необходимость регистрации проспекта ценных бумаг возникает у эмитента ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.
*(2) Если на дату составления протокола общего собрания участников (акционеров) эмитента, на котором было принято решение о размещении ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами ФСФР России.
*(3) Если на дату составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (за исключением общего собрания), на котором было принято решение о размещении ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами ФСФР России.
*(4) В настоящее время в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам" регистрирующими органами для акционерных обществ (некредитных организаций) являются ФСФР России и ее региональные отделения, которым переданы полномочия упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
*(5) Статья 8 Федерального закона от 05.03.1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
*(6) Приказ ФСФР России от 11.10.2004 г. N 04-674/пз "О публичном раскрытии информации на рынке ценных бумаг".
*(7) Приказ ФСФР России от 31.03.2005 г. N 05-47/пз "О продлении срока действия пунктов 1 и 2 приказа ФСФР России от 11.10.2004 г. N 04-674/пз "О публичном раскрытии информации на рынке ценных бумаг"".
*(8) Хотя публикация проспекта ценных бумаг в печатных СМИ и не является обязанностью ОАО, вместе с тем эмитент ценных бумаг в целях ознакомления всех заинтересованных лиц синформацией, содержащейся в проспекте ценных бумаг, может предусмотреть дополнительные способы раскрытия содержащейся в проспекте ценных бумаг информации, в том числе и путем опубликования текста зарегистрированного проспекта ценных бумаг в периодическом печатном издании (изданиях) (п. 2.4.6 Положения о раскрытии информации).
*(9) Информация, опубликованная в печатных СМИ, должна быть также опубликована и в ленте новостей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru