Организация приобрела в 2003 г. здание, зарегистрированное в органах юстиции как жилой фонд. В первоначальную стоимость данного объекта основных средств были включены суммы НДС, уплаченного как за само здание, так и за услуги по оформлению договора купли-продажи.
В течение 2003-2004 гг. производилась частичная реконструкции здания. НДС возмещен за счет собственных средств организации. Назначение здания - прием делегаций, проведение переговоров по обсуждению условий и подписание договоров на поставку и реализацию продукции.
Бухгалтерский учет по этому объекту основных средств велся в соответствии с законодательством, регламентирующим учет в ЖКХ (износ начислялся раз в год и учитывался на забалансовом счете; все затраты по содержанию здания осуществлялись за счет собственных средств).
Свидетельство о переводе здания в нежилой фонд (в свидетельстве о государственной регистрации здание оформлено как бизнес-центр) организация получила 15 декабря 2004 г. и с 1 января 2005 г. изменила порядок бухгалтерского учета в части данного объекта - все затраты классифицируются как производственные, амортизация начисляется ежемесячно.
Поскольку бизнес-центр предназначен в том числе для приема делегаций, может ли организация классифицировать подобные объекты основных средств, включая кухонное оборудование (плиты, кофеварки, используемые при подготовке и проведении кофе-брейков, бизнес-ланчей), как производственные и относить на себестоимость затраты по их содержанию?
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Поскольку приобретенное здание используется для подписания договоров, проведения переговоров, призванных так или иначе способствовать реализации продукции, указанные мероприятия можно считать направленными на получение организацией дохода, а произведенные расходы классифицировать как представительские.
Законодатель относит к разряду представительских расходы налогоплательщика на официальный прием и(или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия, буфетное обслуживание во время переговоров) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах (п. 2 ст. 264 НК РФ).
В нашем случае перечисленные мероприятия проходят в приобретенном здании, поэтому расходы на покупку как самого здания, так и оборудования можно отнести к представительским. Кроме того, судебная практика включает в состав представительских расходы на проживание прибывших контрагентов. ФАС Московского округа в Постановлении от 23 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/12097-04 и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17 мая 2004 г. по делу N А56-21571/03 указали, что расходы на гостиничное обслуживание (проживание и питание) представителей других организаций, участвующих в переговорах, официальных приемах, относятся к представительским расходам.
Данные расходы прямо поименованы в ст. 264 НК РФ среди прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Следовательно, расходы по приобретению здания являются по своей сути представительскими, связанными с производством и реализацией.
Расходы по приобретению кухонного оборудования и иного имущества, необходимого для обеспечения нормального уровня мероприятий, тоже связаны с проведением переговоров, поэтому в отношении названных расходов соблюдены критерии, установленные налоговым законодательством.
По нашему мнению, расходы на приобретение здания (списываются путем начисления амортизации), а также оборудования (списываются единовременно либо путем амортизации) могут уменьшить базу по налогу на прибыль.
Однако нужно учесть, что согласно абз. 3 п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Е.И. Голубева,
И.М. Кузнец,
В.Г. Архипов,
А.И. Сотов,
налоговые юристы компании "ФБК"
1 июля 2005 г.
"Ваш налоговый адвокат", N 4, июль-август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru