г. Москва |
Дело N А40-93384/08-138-742 |
09 июля 2009 г. |
N 09АП-11125/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Б.Н. Жукова
судей И.Н. Банина, О.Б. Чепик
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "494 УНР"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2009г. по делу N А40-93384/08-138-742 , принятое судьёй Шустиковой С.Н.
по иску ОАО "494 УНР"
к ГУ 43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ, Министерство обороны РФ
третье лицо Войсковая часть N 71361
о взыскании с ответчика денежных средств по контракту N 8/МР от 29.05.2006г. в размере 1 019 563 980 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Шевченко Ю.В. по дов. от 06.07.2009г., Сидоренко О.В. по дов. от 03.07.2009г., Ким А.И. - ген. директор приказ N 1 от 16.07.2004г.
от ответчика: ГУ 43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ - Леушин В. В. по дов. от 22.06.2009г.
Министерство обороны РФ: Шарапова Е.В. по дов. от 26.01.2009г.
Войсковая часть N 71361: Кобзарев В. А.- начальник приказ N 53 от 31.08.2006г.
УСТАНОВИЛ
ОАО "494 УНР" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ГУ 43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ о взыскании денежных средств в сумме 609 235 017 руб., а при недостаточности денежных средств взыскание произвести с субсидиарного ответчика - (за счет средств казны) Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Определением от 16.02.2009г. суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего ответчика Войсковую часть N 71361.
Ответчики иск не признали.
Решением от 28.04.2009г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и взыскать солидарно с ГУ 43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ и войсковой части N 71361 денежные средства 609235017 руб., а при недостаточности средств взыскание произвести с субсидиарного должника Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права и процессуального права, без исследования всех обстоятельств дела. Истец указывает на то, что суд первой инстанции не применил п. 1 и п. 3 ст. 438 ГК РФ. Истец указывает на то, что, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции в решении сделал выводы об обстоятельствах дела, не подтвержденных надлежащими доказательствами.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик Министерство обороны РФ указал, что судом первой инстанции были всесторонне исследованы все доказательства, представленные сторонами, решение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Суд первой инстанции правомерно применил ст. 709 ГК РФ и отказал в удовлетворении иска. Поскольку обязательства по оплате работ возникли из контракта, уже определившего твердую цену работ, оплата работ по иной, не обусловленной контрактом цене, в том числе рыночной стоимости противоречит ст. 709 ГК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого решения, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
В обоснование исковых требований, истец сослался на заключенный с ответчиками Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 29.05.2006г. N 8/МР, предметом которого является обязанность Генподрядчика (истец) по поручению Заказчика (43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ) на строительство жилого микрорайона с социальной инфраструктурой по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2, приведенного в графике производства работ (Приложение N1), который является неотъемлемой частью контракта.
Генподрядчик обязался выполнить собственными силами и/или с привлечение соисполнителей все работы по подготовительным работам, строительству зданий, строительству инженерных сетей и объектов инженерного обеспечения, благоустройств указанного в п. 1.1 объекта в соответствии с условиями настоящего Контракта (п. 1.2 Контракта).
Генподрядчик осуществляет порученное ему строительству в сроки, установленные в настоящем Контракте и в соответствии с согласованным Графиком производства работ (Приложение N 1), который является неотъемлемой частью Контракта.
Календарные сроки выполнения работ по Контракту определены сторонами: начало работ - 29.05.2006г., окончание работ -31.12.2008г. (п. 5.1 Контракта).
Сроки начала и окончания работ могут быть изменены по взаимному согласию Сторон, что закрепляется Дополнительным соглашением (п. 5.3 Контракта).
Стоимость работ по Государственному контракту определена Протоколом N 3 заседания Конкурсной комиссии 43 ОКС КЭУ г. Москвы от 28.04.2006г. и составляет 4881160000 руб. в текущих ценах с учетом НДС на весь период строительства.
Стоимость работ по контракту (твердая договорная цена) не может быть изменена в ходе строительства, за исключением обстоятельств, указанных п. 6 Контракта.
Сумма работ, поручаемых Генподрядчику по контракту на 2006 год на основании Титульного списка капитального строительства по КЭУ г. Москвы составляет: строительно-монтажные работы - 549300000 руб., в том числе по объекту шифр 140/1; строительно-монтажные работы - 322340000 руб., по объекту шифр 140/2; строительно-монтажные работы - 226960000 руб. (п. 6.2 Контракта).
Стоимость выполненных работ оплачивается Заказчиком Генподрядчику по твердой договорной цене, установленной по объектам (шифры 140/1, 140/2) на основании Протокола соглашения о договорной цене (Приложение N 3, 4) с учетом права Заказчика изменить твердую договорную цену в соответствии с п. 6.1 Контракта (п. 7.1 Контракта).
Генподрядчик обязан не позднее 25 числа отчетного месяца представить Заказчику расшифровку выполненных в текущем месяце работ и затрат по форме КС-2, КС-3 (п. 7.2 Контракта).
Заказчик обязан проверить и акцептовать счета генподрядчика за выполненные работы с применением к ним в течение трех рабочих дней с момента получения от генподрядчика и в тот же срок представить финансовому органу экземпляр указанных счетов и приложений с уведомлением о сумме акцепта, причинах полного или частичного отказа от оплаты (п. 7.3 Контракта).
Заказчик не позднее чем через 5 рабочих дней после подписания акта-приемки обусловленного Контрактом выполненного этапа работы обязуется оплатить генподрядчику установленную стоимость работ этапа (п.7.5 Контракта).
Согласно п. 8.4 Контракта с целью повышения эффективности использования денежных средств ассигнованных на строительство объектов для государственных нужд, заказчик имеет право на проведение внутренних контрольных обмеров, с последующим оформлением снятия с выполненных объектов работ по форме КС-2, в случае выявления неоправданного завышения выполненных объемов работ, неправильного применения единичных расценок, лимитированных затрат, а так же выявления работ, выполненных с браком, отступления от проекта или применением материалов, качество которых не отвечает требованиям технических условий, государственных стандартов, строительных норм и правил.
Генподрядчик по условиям контракта обязался выполнить все работы по строительству в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему и сдать заказчику в установленный срок, в состоянии, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию (п. 9.1 Контракта).
Плательщик (Войсковая часть 71361) в соответствии с требованиями "Инструкции по инженерно - техническому и финансовому контролю в капитальном строительстве Минобороны РФ", утвержденной ГУВБиФ МО ТРФ и ЦОПУКС МО РФ 23.04.1998г. за N 180/8/275 осуществляет предварительный и последующий контроль за использованием средств федерального бюджета, направляемых на финансирование государственных вложений заказчиком строительства, включая финансовую и инженерную проверку поступивших счетов за выполненные работы, проектно-сметной документации, договоров, а также проведение контрольных обмеров объемов выполненных работ и других документальных проверок (п. 10.1 Контракта).
Согласно п. 10.2 Контракта войсковая часть 71361 перечисляет средства за выполненные работы (услуги) с целевых счетов в Специализированном отделении при УФК по г. Москве.
При исполнении Контракта работы по шифру N 140/1 со сроком ввода в эксплуатацию в декабре 2006 года и твердой ценой 322340, 46 тыс. руб. были оплачены в объеме договорной цены, за исключением 5 % из-за непредставления формы 14-КС (утвержденного акта приемки объекта в эксплуатацию), всего - 306233, 447 тыс. руб.
При заключении Дополнительного соглашения N 9 от 12.12.2007г. договорная цена объекта под шифром 140/1 оставлена без изменений, то есть 322000000 руб. этим же соглашением в п. 7 оговорены права плательщика по осуществлению предварительного и последующего контроля за использованием федерального бюджета, направляемых на финансирование государственных вложений заказчиком строительства. Шифр 140/2 - жилой комплекс вторая очередь на 199 квартир жилой площадью 12058 кв.м. переходящий строительном на 2007 год с твердой договорной ценой 309 982,455 тыс. руб. отфинансирован в 2006 году в объеме 269 390,7 тыс. руб. Дополнительным соглашением N 9 от 12.12.2007г. в связи с увеличением количества квартир до 298, а общей площади квартир до 20 015 кв.м. договорная цена была пересмотрена и принята к финансированию с учетом п. 4 Дополнительного соглашения в сумме 438 868 тыс. руб. и сроком ввода в декабре 2007 года. Всего по состоянию на 01.01.2008г. отфинансировано строительно-монтажных работ на сумму 383 339,7 тыс. руб.
Предъявленный к оплате и акцептованный Заказчиком строительства счет N 98 от 20.11.2000г. в сумме 484 004 328 руб. по шифру 140/1, как и счета N 99. в сумме 535559653 руб. плательщиком, в чьи права и обязанности по Контракту входит проверка расчетно-платежных документов и принятие решения об оплате, к оплате не принят по причине превышения договорной цены, исчерпания ранее заявленного сметного лимита, непринятия к финансированию дополнительного соглашения N 9 от 11.10.2008г. Проект Дополнительного соглашения N 9 от 11.10.2008г. поступил в финансовый орган для финансирования строительства одновременно с указанным счетом, справками КС-2, КС-3. Согласно проекту Дополнительного соглашения N 9 от 11.10.2008г., стоимость строительства жилых домов оговорена промежуточной договорной ценой и составляет: - Шифр 140/1 - 833 348,6 тыс. руб. с общей площадью квартир 13 917,55 кв. м. Шифр 140/2 - 1 000 840,2 тыс. руб. с общей площадью квартир 14 649, 45 кв. м.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что попытка заказчика строительства и подрядной организации увеличить договорную цену по отфинансированному в полном объеме жилому дому по Шифру 140/1 до 833000000 руб., путем заключения Дополнительного соглашения N 9 от 11.11.2008г. не имеет законных оснований. Войсковой частью 71361 проект указанного соглашения подписан не был, связи, с чем оно является не заключенным.
Суд обоснованно указал на то, что оснований для принятия к оплате счета N 99 в сумме 535559653 руб. и счета N 98 от 20.11.2008г. в сумме 484004328 руб. не имеется. Кроме того, суд указал на то, что незаконность требований ОАО "494 УНР" подтверждается также тем, что строительно-монтажные работы по спорным объектам были завершены в 2007 году. Сам подрядчик для участия в других конкурсах в своей заявке 26.11.2007г. указал, что строительство жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2, им заключено, дом введен в эксплуатацию. Соответственно, работы по нему уже были оплачены и не могут оплачиваться дважды.
В данном случае суд обоснованно указал на то, что представленный к оплате счет N 98 от 20.11.2008г. и счет N 99 от 20.11.2008г., справки по форме КС-2, КС-3 подписаны с нарушением законодательства Российской Федерации и не могут служить основаниями для оплаты.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд находит необоснованными для отмены решения, которое вынесено в соответствии с нормами материального права, фактическими обстоятельствами по делу. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266,268,269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 апреля 2009 года по делу N А40-93384/08-138-742 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "494 УНР" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Б.Н. Жуков |
Судьи |
О.Б. Чепик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93384/08-138-742
Истец: ОАО "494 УНР"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ГУ 43 отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ
Третье лицо: Войсковая часть N 71361