Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 г. N 02АП-652/2011
г. Киров
16 марта 2011 г. |
Дело N А29-8529/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Троицко-Печорский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2010 по делу N А29-8529/2010, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Коми
к Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (ИНН: 1115001549, ОГРН 1021101043182)
о взыскании 500 рублей штрафа,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Коми (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - Администрация) 500 рублей штрафа за непредставление сведений о земельных участках, являющихся объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2010 заявленные требования удовлетворены частично: с Администрации взыскано 25 рублей штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению Администрации, поскольку на межселенной территории муниципального района "Троицко-Печорский" земельный налог введен с 01.01.2010, положения пункта 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по межселенной территории применяются с 01.01.2010; судом необоснованно применена ссылка на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 15 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статью 11 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласна с доводами Администрации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Администрацией налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (неправомерное несообщение в срок до 01.02.2010 сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2010), составлен акт от 05.03.2010 N 130.
По результатам рассмотрения акта и возражений Администрации начальником Инспекции принято решение от 26.03.2010 N 915 о привлечении Администрации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 500 рублей (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).
Требованием от 29.03.2010 N 319 Инспекция предложила Администрации уплатить указанную сумму штрафа в срок до 14.04.2010.
Поскольку требование в добровольном порядке Администрацией не исполнено, а также на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании штрафа.
Частично удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 45, пунктом 1 статьи 129.1, пунктом 1 статьи 389, пунктом 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2, частью 2 статьи 15, статьей 34 Федерального закона от 06.10.203 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктом 1.1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2006 N 47н и пришел к выводу о совершении Администрацией вменяемого правонарушения. На основании пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации суд уменьшил размер штрафа и взыскал с Администрации штраф в сумме 25 рублей.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.
Согласно пункту 12 статьи 396 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 13 статьи 396 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ) сведения, указанные в пункте 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения, внесенные в статью 396 Кодекса, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.
Следовательно, сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января 2010 года, являющегося налоговым периодом, в срок до 1 февраля 2010 года представляются в 2010 году; указанные сведения согласно пунктам 12 и 13 статьи 396 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ, действующей в 2010 году) представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, с 01.01.2010 Администрация, являющаяся органом муниципального образования (статья 34 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), не является субъектом, на которого возложена предусмотренная пунктом 12 статьи 396 Кодекса обязанность по предоставлению сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
В связи с изложенным является неправомерным решение Инспекции о нарушении Администрацией пункта 12 статьи 396 Кодекса.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены изменения в статью 85 Кодекса.
Согласно пункту 9.2 статьи 85 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января текущего года.
Между тем, указанный Федеральный закон N 229-ФЗ от 27.07.2010. Решение Инспекцией о привлечении Администрации к ответственности за непредставление сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 01.01.2010 принято 26.03.2010, то есть до принятия указанного Федерального закона и внесения изменений в статью 85 Кодекса, обязывающих органы местного самоуправления представлять рассматриваемые сведения. Согласно статье 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ положения пункта 9.2 статьи 85 Кодекса вступают в силу с 02.09.2010 и не распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010. Кроме того, в решении Инспекции не вменяется Администрации нарушение положений статьи 85 Кодекса.
Из пункта 1 статьи 389 Кодекса следует, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
На основании статьи 2, части 2 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органом местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В данном случае муниципальный район "Троицко-Печорский" является муниципальным образованием; Администрация муниципального района "Троицко-Печорский" - органом указанного муниципального образования.
Согласно статье 18 Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми", статье 3 Устава муниципального района "Троицко-Печорский", являющегося приложением к Решению Совета муниципального района "Троицко-Печорский" от 23.01.2006 N 26/253, территорию муниципального района "Троицко-Печорский" составляют земли муниципальных поселений, входящих в состав муниципального района; и межселенные территории. Территорию муниципального района образуют: городское поселение Троицко-Печорск и указанные сельские поселения. Городское и сельские поселения являются муниципальными образованиями поселений.
В данном случае Инспекцией не представлено доказательств, указывающих на то, что Администрацией муниципального района "Троицко-Печорский" принимались акты о выделении (предоставлении) земельных участков, в том числе за прошедший налоговый период (в 2009 году), для представления за 2009 год (как указано в решении Инспекции) сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
Ссылки Инспекции на сведения о правообладателях на земельные участки, находящиеся на межселенной территории в Троицко-Печорском районе, подлежат отклонению. Указанные сведения (письмо ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Коми от 08.10.2008, сведения о собственниках (арендаторах)) не свидетельствуют о выделении (предоставлении) земельных участков Администрацией муниципального района "Троицко-Печорский" (Администрацией муниципального образования "Троицко-Печорский район"), о выделении (предоставлении) земельных участков в 2009 году. Имеющиеся данные о регистрации права за земельный участок в 1999, 2004 - 2008 годах (лист дела 60, 63), об аренде, о регистрации аренды (листы дела 61, 67, 68), не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеется сведений о том, что в отношении этих земельных участков акты о выделении (предоставлении) земельных участков принимались Администрацией муниципального района "Троицко-Печорский" (Администрацией муниципального образования "Троицко-Печорский район") и в 2009 году; из указанных дат регистрации следует вывод об отсутствии фактов выделения (предоставления) земельных участков в 2009 году; в указанных случаях дата регистрации права ранее 2009 года либо земельный участок предоставлен в аренду, в том числе ранее 2009 года; доказательств того, что поименованные в сведениях земельные участки являются объектом налогообложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 Кодекса, не имеется.
Сведений, указывающих на то, что в соответствии с актами Администрация муниципального района "Троицко-Печорский" в рассматриваемый период выделила (предоставила) земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования - муниципального района "Троицко-Печорский"; доказательств того, что Администрация муниципального района "Троицко-Печорский" в рассматриваемый период имела полномочия по выделению (предоставлению) земельных участков, расположенных в пределах муниципальных образований - поселений, и в соответствии с актами выделила (предоставила) соответствующие земельные участки, налоговым органом не представлено. Решением Совета муниципального района "Троицко-Печорский" от 24.04.209 N 27/246 "Об утверждении Положения "О регулировании земельных отношений на территории муниципального района "Троицко-Печорский" предусмотрено, что Администрация муниципального района "Троицок-Печорский" осуществляет управление и распоряжение земельными участками, полномочия распоряжения которыми до разграничения государственной собственности на землю находятся у муниципальных районов, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности района (пункт 2.2.1 Положения); при этом к полномочиям поселений (муниципальных образований на территории района) отнесено владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности поселений (пункт 2.3.2 Положения).
С учетом изложенного, представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что Инспекция не доказала виновное совершение Администрацией вменяемого налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит отмене; заявленные Инспекцией требования о взыскании с Администрации штрафа удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция и Администрация освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2010 по делу N А29-8529/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Коми требований о взыскании с Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" 500 рублей штрафа отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24710/09-152-126
Истец: ООО "СКФ Спецстрой-Инвест"
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8387/2009