О мерах по реализации Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2006 год"
В начале текущего года в журнале "Советник бухгалтера социальной сферы" N 1 мы рассмотрели некоторые статьи Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год". В законе о бюджете как в главном финансово-бюджетном документе страны определены основные направления, процедуры и правила поведения всех участников бюджетного процесса на текущий финансовый год.
В дополнение к этому основному документу ежегодно принимается постановление, в котором конкретизируются и уточняются основные положения закона о бюджете. В этом году, 22 февраля, Правительство Российской Федерации также приняло постановление N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" (далее - постановление).
Рассмотрим основные положения данного постановления.
О сводной бюджетной росписи
Нормой п. 1 постановления установлено, что исполнение федерального бюджета осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2006 год (далее - сводная роспись). Порядок исполнения сводной росписи в 2006 году утвержден приказом Минфина России от 20.12.2005 N 151н.
В сводную роспись могут вноситься изменения. Они осуществляются Министерством финансов Российской Федерации по представлению федеральных органов государственной власти, а именно:
1) администраторов доходов федерального бюджета;
2) главных распорядителей средств федерального бюджета;
3) администраторов источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Изменения в сводную роспись могут вноситься только по основаниям статей закона о бюджете на текущий год, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в рамках установленных полномочий.
Как и в предыдущий год, срок внесения изменений в сводную роспись главными распорядителями - до 1 сентября 2006 года. После указанного срока изменения вносятся только по основаниям, предусмотренным законодательством (пп. 14.1.2 ст. 14 приказа Минфина России от 20.12.2005 N 151н).
Об авансовых платежах
Как и прежде, получатель средств федерального бюджета при заключении подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета договоров (контрактов) на поставку товаров, услуг вправе предусматривать авансовые платежи.
Допустимые размеры авансовых платежей указаны в ст. 37 постановления. Отметим, что размеры авансовых платежей по сравнению с 2005 годом не изменились, однако изменился перечень товаров, работ, услуг.
В размере 100% от суммы договора (контракта), как и в 2005 году, могут оплачиваться договоры:
- об оказании услуг связи;
- о приобретении печатных изданий;
- об обучении на курсах повышения квалификации;
- о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
- о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение.
Дополнительно разрешено 100-процентное авансирование следующих договоров (контрактов):
- о приобретении технически сложного научного и учебного оборудования, производимого ограниченным числом поставщиков (производителей) (по заключению соответствующего главного распорядителя), кроме имущества, приобретаемого в рамках государственного оборонного заказа;
- о приобретении горюче-смазочных материалов;
- об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
30%-ое авансирование от суммы договора разрешено по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Более подробно об авансировании в 2006 году читайте в журнале "СБ соцсферы" N 3(39), март 2006 года (статья Т.В. Саакян).
О бюджетных обязательствах
Федеральные учреждения и федеральные государственные органы при осуществлении (с учетом необходимости исполнения не оплаченных на начало года обязательств) закупок, начислении установленных денежных выплат, заключении договоров о поставке продукции (работ, услуг) и принятии иных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2006 году, исходят из лимитов бюджетных обязательств на 2006 год, утвержденных им в установленном порядке в соответствии со структурой функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
При этом документы о принятии обязательств по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 223 "Коммунальные услуги" и 224 "Арендная плата за пользование имуществом" представляются федеральными учреждениями в соответствующий орган Федерального казначейства.
Порядок учета бюджетных обязательств не изменился. На 2006 год продлено действие постановления Правительства РФ от 15.06.1999 N 806 "О порядке учета территориальными ОФК обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета" (ст. 45 постановления). Также при учете бюджетных обязательств применяется приказ Минфина России от 13.08.1999 N 55н "Об утверждении Правил учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета".
Как и в предыдущие годы, в постановлении указано, что если документы раскрывают планы оперативной деятельности (специфику задач) отдельных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих обороноспособность, безопасность и правопорядок, то представляются обезличенные выписки из них.
О стройках и объектах, включенных в Перечень строек и объектов
для федеральных государственных нужд на 2006 год
В соответствии с п. 30 постановления главные распорядители бюджетных средств в срок до 7 апреля 2006 года должны представить в Министерство экономического развития и торговли России и Министерство финансов России документы, подтверждающие наличие на 1 апреля 2006 года утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации на все стройки и объекты, включенные в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год, а также совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом - документы, подтверждающие заключение на 1 апреля 2006 года с акционерными обществами договоров о передаче акций в федеральную собственность.
Если главные распорядители не представят указанные документы, то средства, предусмотренные на стройки и объекты, будут перераспределены на другие объекты.
Отметим, что планирование и осуществление расходов на государственные капитальные вложения по одной стройке или объекту по нескольким разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ не допускается (ст. 32 постановления).
Главным распорядителям необходимо представлять до 15 сентября 2006 года в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предложения о внесении изменений в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год в случае перераспределения объемов государственных капитальных вложений по стройкам и объектам, включенным в этот перечень, в связи с уточнением объемов выполненных работ.
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации на основании предложений главных распорядителей предписано представлять до 15 октября 2006 года в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о внесении соответствующих изменений в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год.
В отношении государственных капитальных вложений и расходов, предусмотренных в государственном оборонном заказе на 2006 год, внесение изменений в сводную роспись осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по представлению главных распорядителей, согласованному с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
О предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Законом о федеральном бюджете на 2006 год установлено, что средства, полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.
Пунктом 39 постановления федеральным учреждениям предписано предоставлять в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания утвержденные сметы доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Напомним, что законом о федеральном бюджете на 2006 год установлено, что органы Федерального казначейства в случае незакрытия федеральными учреждениями счетов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытых им в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях, могут приостанавливать операции по лицевым счетам получателей средств федерального бюджета, открытым федеральным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и (или) счетам, открытым в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях.
Порядок приостановления органами Федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях Центрального банка РФ и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержден приказом Минфина России от 26.10.2004 N 94н.
Порядком регламентировано взаимодействие органов Федерального казначейства и кредитных организаций по вопросу приостановления операций на счетах бюджетных учреждений на балансовом счете 40503, открытом в учреждениях Банка России и кредитных организациях. При получении от банка информации о таких счетах орган Федерального казначейства оформляет требование о закрытии счета и направляет его бюджетному учреждению. При закрытии счета на требовании ставится отметка банка. Бюджетное учреждение обязано представить данное требование в орган Федерального казначейства, в противном случае орган Федерального казначейства оформляет постановление о приостановлении операций по счету.
О Российском фонде федерального имущества
Согласно уставу специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.12.2002 N 925, этот фонд является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение о реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ранее средства, полученные фондом в результате исполнения своих функций, зачислялись на банковские счета. Теперь в соответствии с постановлением по реализации закона о бюджете на 2006 год фонду предписано обеспечить открытие в территориальных органах Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Фонда, его филиалов и представительств. Открытие счетов производится в соответствии с порядком, утвержденным приказом Казначейства РФ от 07.09.2005 N 17н "Об утверждении порядка открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Также фонду необходимо выполнить следующее:
1) обеспечить перечисление в федеральный бюджет остатков средств со счетов, открытых фонду, его филиалам и представительствам в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях;
2) перечислить суммы задатков участников аукционов или конкурсов, итоги которых не подведены, на соответствующие счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений;
3) представить до 1 марта 2006 года в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации информацию о закрытии счетов, открытых фонду, его филиалам и представительствам в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях, а также копии платежных документов, подтверждающих перечисление вышеуказанных средств (остатков и сумм задатков).
О налоге на имущество и земельном налоге
В соответствии со статьей 78 закона о бюджете на этот год в составе расходов федерального бюджета зарезервированы средства на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики.
Распределение ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок описан в постановлении по реализации закона о бюджете на 2006 год.
В постановлении указано, что в связи с изменением с 1 января 2006 года законодательства Российской Федерации о налогах и сборах главные распорядители составляют реестры для расчета налога на имущество организаций и для расчета земельного налога по подведомственным им бюджетным учреждениям, а также по организациям, участвующим в мобилизационной подготовке экономики.
В реестрах обязательно указываются следующие данные:
- код административно-территориального образования в соответствии с общероссийским классификатором административно-территориальных образований (ОКАТО);
- полное наименование учреждения или организации;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- код причины постановки на учет (КПП);
- перечень объектов имущества или земельных участков с указанием кадастровых номеров, признаваемых объектами налогообложения;
- остаточная стоимость имущества или кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2006 года;
- налоговые ставки и подлежащие уплате суммы налога.
Указанные реестры подлежат согласованию: для расчета земельного налога - с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости; для расчета налога на имущество организаций в части недвижимого имущества - с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
Согласованные реестры главные распорядители представляют в Министерство финансов Российской Федерации, а также дают свои предложения о внесении изменений в сводную роспись в соответствии со статьей 35 федерального закона.
Министерство финансов Российской Федерации на основании реестров уточняет сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств с учетом ассигнований, необходимых учреждениям и организациям для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за I квартал 2006 г. Также Минфин формирует по субъектам Российской Федерации сводные реестры учреждений и организаций, являющихся плательщиками налога на имущество организаций и земельного налога, с указанием кода ОКАТО, главных распорядителей, ИНН, КПП.
Согласно письму Минфина России от 22.02.2006 N 02-03-09/361 главным распорядителям было предписано представить в Министерство финансов Российской Федерации реестры для расчета налога на имущество организаций и земельного налога подведомственных бюджетных учреждений и их обособленных подразделений. Реестры должны быть оформлены по формам, указанным в приложении к письму. Срок представления - до 28 февраля 2006 года. Также в указанном письме разъяснены правила и процедуры составления реестров.
О субсидиях и субвенциях
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ).
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ).
Законом о бюджете и постановлением предусмотрено, что из федерального бюджета могут предоставляться средства в форме субсидий и субвенций. Такие средства федерального бюджета выделяются главным распорядителям в соответствии со сводной росписью.
Главные распорядители, которым выделены субсидии и субвенции, могут предоставлять их организациям любой организационно-правовой формы и бюджетным учреждениям.
Контроль за целевым использованием предоставленных субсидий и субвенций должны обеспечить главные распорядители.
Правила предоставления указанных субсидий и субвенций разрабатываются с учетом отраслевых особенностей по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке в I квартале 2006 г.
Для справки
В настоящий момент приняты следующие постановления Правительства РФ.
Постановление Правительства РФ от 14.02.2006 N 88 "Об утверждении правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях в 2004-2006 годах на срок до 5 лет, в том числе на закупку всех видов сельскохозяйственной техники отечественного производства и племенного скота, закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию животноводческих комплексов и предприятий по переработке льна и льноволокна",
Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 85 "Об утверждении правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2003-2006 годах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 3 лет".
Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 86 "Об утверждении правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях на срок до 3 лет"
Постановление Правительства РФ от 09.02.2006 N 81 "Об утверждении правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и агроснабженческими организациями в российских кредитных организациях".
Постановление Правительства РФ от 04.02.2006 N 70 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2006 году членами этих кредитных кооперативов".
Постановление Правительства РФ от 04.02.2006 N 71 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях в 2006 году на срок до 2 лет",
Постановление Правительства РФ от 04.02.2006 N 69 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2006 году сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм)".
Постановление Правительства РФ от 04.02.2006 N 67 "О внесении изменений в правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ",
Постановление Правительства РФ от 02.02.2006 N 64 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса",
Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 44 "О внесении изменений в правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428".
Об изменениях, вносимых в связи с введением в действие
Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год"
В приложении к постановлению приведен перечень актов Правительства Российской Федерации, в которые вносятся изменения в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год".
Изменения вносятся в следующие акты:
1. Постановление Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства".
2. Положение о реструктуризации задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и кредитных организаций перед федеральным бюджетом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.07.2002 N 543.
3. Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.08.2002 N 620.
4. Постановление Правительства РФ от 22.05.2003 N 298 "Об утверждении Правил предоставления в 2005 году из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2003-2005 годах сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса всех организационно-правовых форм, а также фермерскими хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 5 лет".
5. Постановление Правительства РФ от 02.06.2003 N 320 "Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2001-2004 годах в российских кредитных организациях рыбопромышленными товаропроизводителями и организациями рыбной отрасли для строительства рыбопромысловых судов на российских судостроительных предприятиях".
6. Постановление Правительства РФ от 06.05.2004 N 230 "О выкупе в 2004-2005 годах у владельцев - граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до 1 января 1992 г.".
7. Постановление Правительства РФ от 21.07.2004 N 366 "О проведении в 2004-2005 годах реструктуризации денежных обязательств перед Российской Федерацией, переоформленных в обязательства субъектов Российской Федерации".
8. Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.11.2004 N 652.
9. Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25.11.2004 N 682.
10. Постановление Правительства РФ от 26.05.2005 N 331 "Об утверждении Правил предоставления в 2005 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей и подростков".
11. Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 N 357 "Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 году в российских кредитных организациях".
12. Постановление Правительства РФ от 27.06.2005 N 402 "Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 году организациями угольной промышленности в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов".
13. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 N 746 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость, числящимся за организациями системы государственного материального резерва".
Е.А. Король,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502