г. Москва
27 июля 2009 г. |
09АП-12301/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года
Девятый апелляционный арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи
Москвиной Л.А.,
судей:
Веклича Б.С., Захарова С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сулейман"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2009 по делу N А40-12088/09-120-11, судьи Блинниковой И.А.,
по заявлению ООО "Сулейман"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы,
третьи лица: Правительство г. Москвы, ОАО "ГАО "ВВЦ",
о признании незаконным отказа и обязании
при участии:
от заявителя: Меншикова О.А. по доверенности от 01.12.2008 б/н, паспорт 45 09 800260;
от ответчика: Лыбышева О.В. по доверенности от 15.05.2009 N 33-И-1513/9, удостоверение N 898;
от третьих лиц: Правительства г. Москвы - не явился, извещен; ОАО "ГАО "ВВЦ" - Гасанов М.М. по доверенности от 01.04.2009 N ИМ-12/444-20, паспорт 82 05 988565.
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Сулейман" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г.Москвы (далее - ДЗР г. Москвы), изложенного в письме от 22.01.2009 N 33-5Т2-1994/8(0)-1ТУ ДЗР СВАО г. Москвы и обязании ДЗР г.Москвы подготовить и утвердить проект границ земельного участка площадью 739 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, пр. Мира, д. 119, стр. 529; обязании ДЗР г.Москвы выдать ООО "Сулейман" распоряжение об утверждении проекта границ земельного участка площадью 739 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва., пр. Мира, д. 119. стр. 529.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует закону и иным нормативным правовым актам, законные права и интересы заявителя данным отказом не нарушаются.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что оспариваемый отказ нарушает права Общества на предоставление в аренду земельного участка с предварительной постановкой его на кадастровый учет, поскольку заявитель является собственником здания плота 346,6 кв. м, расположенного на спорном земельном участке.
В письменных пояснениях на апелляционную жалобу, третье лицо - ОАО "ГАО "ВВЦ" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что удовлетворение требований Общества повлечет за собой существенное нарушение прав и законных интересов ОАО "ГАО "ВВЦ" как арендатора спорного земельного участка.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 20.07 до 23.07.2009 14 час.30 мин.
Суд рассмотрел дело в порядке ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствии представителя Правительства Москвы, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что указанные в Регламенте действия по получении заявления и документов Обществом совершены не были, что нарушает его права на предоставление в аренду земельного участка с предварительной постановкой его на кадастровый учет, поскольку Общество является собственником здания площадью 346,6 кв.м, расположенного на спорном земельном участке.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы. Пояснил, что оспариваемый заявителем отказ издан уполномоченным органом при наличии достаточных оснований в соответствии с п.4ст. 11.2 ЗК РФ и с учетом прав и законных интересов ОАО "ГАО ВВЦ" в части использования земельного участка по договору аренды, заключенного на основании Постановления Правительства Москвы от 18.01.1996; считает, что какие-либо законные права у заявителя на спорный земельный участок отсутствуют, поскольку одновременно два права аренды на один и тот же объект зарегистрировано быть не может.
Представитель третьего лица ОАО "ГАО "ВВЦ" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы. Пояснил, что является арендатором земельного участка, на часть которого претендует заявитель; указал, что земельный участок, находящийся под зданием заявителя, ограничен в гражданском обороте, в отношении него установлен специальный правовой режим, который также расположен в зоне охраны объектов культурного наследия федерального значения; пояснил, что заявитель претендует на земельный участок, площадь которого определена им самим, превышающий площадь здания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Сулейман" является собственником недвижимого имущества - здания площадью 346,6 кв. м, расположенного по адресу: Москва, пр-т Мира, д. 119, стр. 529.
Общество обратилось в ТУ Департамента земельных ресурсов по СВАО г.Москвы, представив пакет документов для оформления земельного участка площадью 739 кв. м в долгосрочную аренду сроком на 49 лет, для подготовки и представления ему проекта договора аренды земельного участка с предварительной постановкой его на кадастровый учет с проведением кадастровых работ за счет ООО "Сулейман".
Согласно п. 3.3.1.1. Постановления Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы" подготовка проекта плана границ земельного участка в электронном виде и на бумажном носителе (при отсутствии у заявителя кадастрового плана земельного участка), включая проверку по базе данных и оперативной карте наличия уже оформленных правоотношений на земельный участок.
Письмом от 22.01.2009 заявителю отказано в оформлении документа в режиме "одного окна" в связи с тем, что земельный участок, на котором расположено здание кафе, принадлежащее ООО "Сулейман", обременен договором аренды и находится в границах особо охраняемой территории (природно-исторического парка "Останкино") его предоставление в аренду может быть осуществлено на основании постановления Правительства Москвы после внесения соответствующих изменений в существующий договор аренды; документы, подтверждающие согласие ОАО "ГАО ВВЦ" на отчуждение части земельного участка площадью 0,0739 га не представлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок приобретения права аренды на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания строения, сооружения, установлен ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Правительства Москвы от 18.01.1996 N 29 "О вкладе города Москвы в уставной капитал ГАО "ВВЦ" МКЗ с ОАО "Всероссийский выставочный центр" был заключен договор аренды N М-02-007966 от 23.01.1997 г. на земельный участок сроком на 49 лет по адресу: Москва, пр-т Мира, ВВЦ.
Согласно п. 1.3 названного договора аренды любое уточнение места прохождения границ, связанное с изменением площади участка, оформляется дополнительным соглашением сторон.
В соответствии с п. 8.1 договора изменение или расторжение данного договора производится при наличии прямых указаний закона или при наступлении обстоятельств, указанных в договоре аренды, а также по соглашению сторон в порядке, предусмотренном законодательством и договором аренды. При этом изменения или дополнения к договору аренды могут быть сделаны по их обоюдному согласию, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации и оформляются дополнительными соглашениями.
В силу положений ч. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются.
В данном случае, как правомерно указано судом первой инстанции, Общество не предоставило ответчику согласие арендатора на изменение условий договора аренды.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 94 п. 1 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с Законом города Москвы от 26.02.2001 года N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве" расположенные на особо охраняемых территориях организации могут осуществлять лишь разрешенные виды использования земельного участка, не нарушающие режим особо охраняемой территории.
Земельные участки в границах особо охраняемой территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительным, культурно-просветительных целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой территории (ст. 14 Закона).
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка, находящегося в особо охраняемой территории города Москвы, может приниматься Правительством Москвы.
В соответствии с Приложением N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 29.12.1998 N1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природно-исторического парка "Москворецкий", природно-исторического парка "Останкино" и комплексного заказника "Петровско-Разумовское" территория ВВЦ является частью особо-охраняемого природно-исторического парка "Останкино".
Вопросы, связанные с архитектурно-планировочным развитием, реконструкцией и застройкой Всероссийского выставочного центра и прилегающих территорий возложены на Комиссию по архитектурно-планировочному развитию, реконструкции и застройке Всероссийского выставочного центра и прилегающих территорий, созданную распоряжением Правительства Москвы от 26.01.2004г. N 59-РП (далее Комиссия).
В силу п.3.5 Положения о комиссии по архитектурно-планировочному развитию, реконструкции и застройке Всероссийского выставочного центра, утвержденного распоряжением Правительства Москвы от 18.05.2004г. N 946-РП к функциям Комиссии относится принятие решений о выпуске распорядительных документов г.Москвы, необходимых для реализации плана первоочередных мероприятий по архитектурно-планировочному развитию, реконструкции и застройке Всероссийского выставочного центра и прилегающих территорий.
Таким образом, Комиссия уполномочена решать все вопросы, связанные с земельными участками на территории ВВЦ, в том числе определение площадей земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования.
Как видно из материалов дела, заявитель в Комиссию о предоставлении ему земельного участка по упомянутому адресу не обращался.
В силу п.7 ст.36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Обязанность по идентификации земельного участка как объекта земельных отношений возложена на заявителя, который представляет документы, подтверждающие размер фактически используемой площади земельного участка, проведение необходимых согласований со смежными землепользователями и иные документы.
Из материалов дела видно, что необходимые документы заявителем не предоставлялись.
В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198. ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод, что Департамент в силу ч.5 ст.200 АПК РФ доказал, что оспариваемый отказ соответствует вышеупомянутым законам и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Иные доводы апелляционной жалобы не повлияли на правомерное по существу решение суда первой инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.106, 110, 112, 266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2009 по делу N А40-12088/09-120-11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Л.А.Москвина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12088/09-120-11
Истец: ООО "Сулейман"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Правительство города Москвы, ОАО "ГАО ВВЦ"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12301/2009