Определение налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими
деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих
производств и хозяйств
1. Общие положения
Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Кроме того, в абзаце десятом ст. 275.1 НК РФ определены нормы, которые могут применяться налогоплательщиками, являющимися градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения, занимающиеся эксплуатацией объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом ст. 275.1 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) внес существенные поправки в ст. 275.1 НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2006 года.
Рассмотрим особенности определения налоговой базы, которые предусмотрены для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, для налогоплательщиков, являющихся градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также изменения и дополнения, внесенные Законом N 58-ФЗ в ст. 275.1 НК РФ.
2. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками,
осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов
обслуживающих производств и хозяйств
2.1. Определение подразделений, занимающихся обслуживанием
производства и хозяйства
Как правило, обслуживающие производства и хозяйства создаются в виде подразделений, служащих для удовлетворения тех или иных потребностей организации, в первую очередь потребностей работников организации, и в большинстве случаев деятельность этих подразделений является убыточной.
Согласно ст. 275.1 НК РФ к объектам обслуживающих производств и хозяйств для целей главы 25 настоящего Кодекса относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), объекты социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Под объектами ЖКХ подразумеваются жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов ЖКХ и объектов социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
Под объектами социально-культурной сферы понимаются объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Обращаем внимание читателей журнала на то, что Закон N 58-ФЗ уточнил определение видов деятельности, осуществляемых обслуживающими производствами и хозяйствами: с 1 января 2006 года к объектам обслуживающих производств и хозяйств относятся объекты, которые не только оказывают услуги, но и реализуют товары и выполняют работы.
До внесения вышеуказанных уточнений в ст. 275.1 НК РФ речь шла в ней только об оказании обслуживающими производствами и хозяйствами услуг. Однако уточнение, сделанное Законом N 58-ФЗ, не меняет порядок налогообложения доходов и расходов обслуживающих производств и хозяйств, поскольку налоговая база по ним устанавливается исходя из общей величины доходов и расходов этих объектов, полученных от реализации товаров, работ и услуг.
Обслуживающие хозяйства могут изготавливать продукцию и выполнять работы (оказывать услуги) для удовлетворения нужд основного или вспомогательного производства, а также непроизводственных нужд организации на бесплатной и платной основе (например, услуги общежитий, домов культуры, столовой и т.д.), для сторонних организаций.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что перечень объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, приведенный в абзацах третьем и четвертом ст. 275.1 НК РФ, является закрытым.
Убыток обслуживающего хозяйства, понесенный при выполнении работ (оказании услуг) на бесплатной основе для удовлетворения непроизводственных нужд, в целях налогообложения не учитывается. Организация может погасить этот убыток в течение десяти лет за счет прибыли, полученной обслуживающим хозяйством.
Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по данной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
2.2. Постановка на налоговый учет обособленных
подразделений организации
Статьей 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Так, например, организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на территориях, подведомственных другим налоговым органам, должна в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации.
Постановка организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Постановка на учет организации в налоговом органе по месту своего нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ.
Если организация осуществляет деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, она подает заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2.3. Определение налоговой базы по обслуживающим
производствам и хозяйствам
В соответствии со ст. 275.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) налогоплательщики определяли налоговую базу по обособленным подразделениям, осуществлявшим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности, осуществлявшимся организацией. Например, при наличии столовой, детского лагеря отдыха, санатория (профилактория) налогоплательщик должен определять налоговую базу по вышеуказанным объектам отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
При этом из ст. 275.1 НК РФ следовало, что налоговая база определяется согласно вышеуказанному правилу только при условии, что эта деятельность велась через обособленные подразделения. Это означало, что на деятельность подразделений, которые обособленными не являлись, данное правило не распространялось.
В этом случае ст. 275.1 НК РФ не применялась, а доходы и расходы у таких подразделений для расчета налоговой базы учитывались в совокупности с доходами и расходами от иных видов деятельности, то есть для вышеуказанных доходов и расходов применялся обычный порядок, установленный главой 25 Кодекса.
С 1 января 2006 года Законом N 58-ФЗ в ст. 275.1 НК РФ внесены изменения, согласно которым объектами обслуживающих производств и хозяйств могут быть не только обособленные подразделения, то есть признак территориальной обособленности объектов обслуживающих производств и хозяйств из ст. 275.1 Кодекса исключен.
В настоящее время налогоплательщики, имеющие на балансе объекты обслуживающих производств и хозяйств, расположенные в том же здании, что и сама организация, вправе отдельно определять налоговую базу по видам деятельности независимо от их территориальной обособленности от налогоплательщика - юридического лица (головной организации).
2.4. Реализация объектами обслуживающих производств и хозяйств
товаров (работ, услуг) своим работникам и сторонним лицам
На практике возникает множество вопросов, связанных с применением ст. 275.1 НК РФ.
В частности, возникает вопрос, имеет ли значение, кому реализуют товары (работы и услуги) объекты обслуживающих производств и хозяйств: своим работникам или сторонним лицам, - для признания соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств в целях применения ст. 275.1 НК РФ и применяется ли эта статья Кодекса к объектам обслуживающих производств и хозяйств, если реализация товаров (работ и услуг) осуществляется только сторонним лицам?
Пример 1.
Предположим, что организация в качестве объекта социально-культурной сферы имеет базу отдыха, услугами которой пользуются исключительно сторонние лица.
Статьей 275.1 НК РФ определено, что базы отдыха относятся к объектам социально-культурной сферы, которые считаются обслуживающими производствами и хозяйствами, если они реализуют услуги как своим работникам, так и сторонним лицам.
У налогоплательщиков может сложиться мнение, что положения ст. 275.1 НК РФ не распространяются на деятельность, осуществляемую базой отдыха, поскольку услуги оказываются базой отдыха только сторонним лицам. Так ли это?
Налоговая база по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, устанавливается отдельно от налоговой базы по другим видам деятельности.
Иными словами, в целях налогообложения основная деятельность организации определяется отдельно от вспомогательной, которая связана с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, входящих в состав организации в качестве ее подразделений.
Если организация осуществляет через подразделение деятельность, являющуюся в соответствии с ее уставом основной, то она учитывает доходы и расходы в целях налогообложения в обычном порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Если же организация осуществляет через подразделение деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, то она определяет налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в порядке, предусмотренном ст. 275.1 НК РФ.
При этом факт оказания услуг объектами обслуживающих производств и хозяйств одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств.
Если вышеуказанные объекты прямо указаны в ст. 275.1 НК РФ как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются ли услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам, либо только сторонним лицам, налогообложение должно производиться с учетом требований ст. 275.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, факт реализации товаров (работ, услуг) объектами обслуживающих производств и хозяйств своим работникам или сторонним лицам для признания соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств в целях применения ст. 275.1 НК РФ значения не имеет.
Учитывая вышеизложенное, действие ст. 275.1 НК РФ распространяется на базу отдыха, даже если она осуществляет реализацию услуг только сторонним лицам.
Пример 2.
Предположим, что организация имеет столовую. Работникам данной организации питание предоставляется по льготным ценам или бесплатно, а сторонним лицам - по полной стоимости. Включаются ли затраты на льготное питание работников в состав расходов на оплату труда?
В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налоговая база по столовой определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности организации.
Если питание предусмотрено в коллективном или трудовом договоре, то затраты на льготное (или бесплатное) питание, которое осуществляет организация своим работникам, включаются в состав расходов на оплату труда.
Так, согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 25 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Согласно п. 25 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случая, если бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
2.5. Особенности признания убытка, связанного с использованием
обслуживающих производств и хозяйств
Деятельность обслуживающих производств и хозяйств является в основном убыточной.
Нормами ст. 275.1 НК РФ установлено, что если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, то такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении трех условий:
1) стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов.
Отметим, что Закон N 58-ФЗ внес изменения в вышеуказанную норму. В настоящее время в нее включена также стоимость реализованных товаров и выполненных работ;
2) расходы на содержание объектов ЖКХ, объектов социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
3) условия оказания услуг налогоплательщиком не должны существенно отличаться от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Отметим, что Закон N 58-ФЗ также внес изменения в вышеуказанную норму - в настоящее время в нее входит не только понятие "оказание услуг", но и понятие "выполнение работ".
Таким образом, согласно ст. 275.1 НК РФ для принятия убытка в уменьшение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода необходимо, чтобы условия деятельности налогоплательщика по использованию объектов обслуживающих производств и хозяйств были сравнимы с условиями деятельности специализированных организаций.
При этом под специализированными организациями понимаются организации, для которых деятельность по использованию объектов подсобного хозяйства, ЖКХ, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб является основной, то есть организации, созданные для осуществления именно данной деятельности.
Сравнение деятельности налогоплательщика по использованию объектов обслуживающих производств и хозяйств с деятельностью организаций, созданных в связи с осуществлением деятельности по использованию объектов подсобного хозяйства, ЖКХ, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб позволяет определять равнозначность результатов для обеих групп налогоплательщиков. При этом сравнение производится по каждой услуге, оказываемой при использовании вышеуказанных объектов.
Сравнение может производиться вне зависимости от того, осуществляет специализированная организация предпринимательскую деятельность или нет. При этом читателям журнала следует учитывать, что расходы, понесенные организацией, должны соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, расходы подразделений организации должны учитываться для целей налогообложения прибыли в пределах расходов специализированных хозяйств.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации объекта обслуживающих производств и хозяйств, с деятельностью которого можно произвести сравнение, читателям журнала следует иметь в виду, что налоговое законодательство не устанавливает ограничений на то, что подобное сравнение должно производиться с объектом, расположенным на той же территории.
При этом необходимо учитывать, что Закон N 58-ФЗ уточнил, что сравнение деятельности налогоплательщика по использованию объектов обслуживающих производств и хозяйств с деятельностью специализированных организаций производится по стоимости и условиям не только оказываемых услуг, но и реализованных товаров (работ).
Согласно ст. 275.1 НК РФ если не выполняется хотя бы одно из названных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, может быть перенесен налогоплательщиком на срок, не превышающий десять лет, и на его погашение может быть направлена только прибыль, полученная при осуществлении вышеуказанных видов деятельности.
Таким образом, если не выполняется хотя бы одно из трех вышеприведенных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не может быть признан в целях налогообложения. Иными словами, налогооблагаемая база от основного вида деятельности налогоплательщика не уменьшается на сумму этого убытка.
Если налогоплательщик, в состав которого входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не может произвести сравнение по условиям, предусмотренным в ст. 275.1 НК РФ, то он вправе перенести полученный убыток на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении вышеуказанных видов деятельности.
Таким образом, убыток, полученный от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, может быть принят для целей налогообложения прибыли только при соблюдении этих трех условий.
Причем каждое из трех вышеприведенных условий должно быть соблюдено в отношении каждого объекта обслуживающего производства и хозяйства.
Начиная с 1 января 2006 года порядок признания убытка, установленный ст. 275.1 НК РФ, распространяется не только на обособленные подразделения, но и на все остальные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств.
Иными словами, порядок признания убытка распространяется и на обособленные подразделения, которые располагаются на территории самой организации и осуществляют деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств.
Кроме того, под действие ст. 275.1 НК РФ в настоящее время также подпадают соответствующие объекты, производящие работы и реализующие товары, а не только оказывающие услуги, как это было предусмотрено до 1 января 2006 года.
Читателям журнала следует иметь в виду, что убыток по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, полученный при соблюдении условий, установленных ст. 275.1 НК РФ, может быть признан для целей налогообложения прибыли и присоединяется к общему финансовому результату организации, уменьшая налогооблагаемую прибыль либо увеличивая сумму убытка, подлежащую переносу на будущее.
Напомним читателям журнала, что налоговая база от осуществления деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Если налогоплательщик имеет несколько объектов обслуживающих производств и хозяйств, то он устанавливает общую налоговую базу по этим объектам. При этом учитываются показатели каждого подразделения. Все расходы, связанные с реализацией услуг соответствующими подразделениями налогоплательщика, обобщаются и сравниваются с доходами, полученными от реализации этих услуг. При возникновении убытка (отрицательной разницы между подобными доходами и расходами) налогоплательщик должен подтвердить возможность учета этого убытка для уменьшения налоговой базы (увеличения убытка), полученного налогоплательщиком от основной деятельности.
Пример 3.
Предположим, что налогоплательщик имеет бассейн, детский лагерь отдыха, пансионат и столовую и получил по этим объектам следующие финансовые результаты за 2005 год:
- прибыль от деятельности бассейна - 100 000 руб.;
- убыток от деятельности детского лагеря отдыха - 200 000 руб.;
- прибыль от деятельности пансионата - 80 000 руб.;
- убыток от деятельности столовой - 50 000 руб.
Общий финансовый результат, полученный от осуществления деятельности указанных объектов, - убыток в размере 70 000 руб. (100 000 руб. - 200 000 руб. + 80 000 руб. - 50 000 руб.).
Убыток в размере 70 000 руб. может быть признан в целях налогообложения только при соблюдении трех условий, которые предусмотрены ст. 275.1 НК РФ.
При этом условия оказания услуг от деятельности столовой позволяют учесть вышеуказанный убыток для целей налогообложения. В то же время, учитывая, что убыток, полученный по обслуживающим производствам, определяется по всем объектам, а по деятельности, например, детского лагеря отдыха, три условия признания убытка, установленные ст. 275.1 НК РФ, не выполняются, убыток в размере 70 000 руб. будет уменьшать только прибыль, полученную от обслуживающих производств и хозяйств в последующие 10 лет. Иными словами, в течение 10 лет на сумму этого убытка может быть уменьшена только прибыль, полученная от деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств.
При этом ограничение в виде уменьшения налоговой базы не более чем на 30%, как это предусмотрено ст. 283 НК РФ, в данном случае не применяется. Иными словами, при наличии достаточной прибыли текущего отчетного (налогового) периода, полученной от осуществления деятельности обслуживающих производств и хозяйств, убыток предыдущих налоговых периодов по объектам обслуживающих производств и хозяйств может быть погашен полностью.
Пример 4.
Предположим, что этот же налогоплательщик, имеющий бассейн, детский лагерь отдыха, пансионат и столовую, получил следующие финансовые результаты за 2005 год:
- прибыль от деятельности бассейна - 100 000 руб.;
- прибыль от деятельности детского лагеря отдыха - 70 000 руб.;
- убыток от деятельности пансионата - 80 000 руб.;
- убыток от деятельности столовой - 50 000 руб.
Общий финансовый результат по вышеуказанным объектам - прибыль в размере 40 000 руб. (100 000 руб. + 70 000 руб. - 80 000 руб. - 50 000 руб.).
В данном случае прибыль в размере 40 000 руб., полученная от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, должна учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке, то есть вышеуказанная прибыль увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
Следует отметить, что Закон N 58-ФЗ внес существенное дополнение в порядок учета в целях налогообложения убытка обслуживающих производств и хозяйств.
С 1 января 2006 года убыток, полученный обслуживающими производствами и хозяйствами, может быть учтен в целях налогообложения в случае, если на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика нет специализированной организации, осуществляющей деятельность, аналогичную деятельности обслуживающих производств и хозяйств.
При этом для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств в пределах нормативов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге эти нормативы утверждаются органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Пример 5.
В продолжение примера 4 предположим, что налогоплательщик, имеющий те же самые объекты обслуживающих производств и хозяйств, получил следующие финансовые результаты за 2005 год:
- прибыль от деятельности бассейна - 100 000 руб.;
- прибыль от деятельности детского лагеря отдыха - 70 000 руб.;
- убыток от деятельности пансионата - 120 000 руб.;
- убыток от деятельности столовой - 80 000 руб.
Общий финансовый результат по вышеуказанным объектам - убыток в размере 30 000 руб. (100 000 руб. + 70 000 руб. - 120 000 руб. - 80 000 руб.).
В данном случае убыток в размере 30 000 руб., полученный от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, может быть принят в целях налогообложения прибыли, если налогоплательщиком соблюдены три условия, установленные ст. 275.1 НК РФ.
Предположим, что услуги, оказываемые столовой, такие же, как и у специализированных организаций, расположенных на той же территории, что и столовая. Организация подтвердила вышеуказанный факт документально.
Что касается убытка, полученного от осуществления деятельности пансионата, то организация воспользовалась нормативами, утвержденными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.
В данном случае налогоплательщик произвел расходы на содержание пансионата в пределах вышеназванных нормативов. Следовательно, для целей налогообложения могут быть приняты фактические затраты по содержанию пансионата.
В данном случае убыток, полученный от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, в размере 30 000 руб. может быть принят в целях налогообложения.
Рассмотрим, как налогоплательщик, не выполнивший условия признания убытка, полученного по объектам обслуживающих производств и хозяйств, может перенести этот убыток на будущее согласно ст. 275.1 НК РФ.
Пример 6.
Предположим, что расходы ООО "Вега" по содержанию в 2005 году детского лагеря отдыха составили 40 500 руб.
Выручка от оказания услуг детского лагеря отдыха за вышеуказанный период - 30 500 руб.
Детский лагерь отдыха оказывает услуги по льготным ценам. В связи с этим убыток от деятельности детского лагеря отдыха в сумме 10 000 руб. (40 500 руб. - 30 500 руб.) должен быть перенесен на будущий год.
При этом данный убыток в сумме 10 000 руб. не уменьшает налогооблагаемую прибыль ООО "Вега" за 2005 год.
Предположим, что в 2006 году детский лагерь отдыха получил прибыль в сумме 15 000 руб.
ООО "Вега" вправе списать убыток, полученный детским лагерем отдыха в 2005 году (10 000 руб.), за счет полученной в 2006 году прибыли.
При этом доход, полученный детским лагерем отдыха, в сумме 5000 руб. (15 000 руб. - 10 000 руб.) увеличивает налогооблагаемую прибыль ООО "Вега" за 2006 год.
3. Особенности определения налоговой базы градообразующими
организациями
В соответствии с абзацем десятым ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом ст. 275.1 настоящего Кодекса, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание вышеуказанных объектов. Эти расходы признаются для целей налогообложения в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органы местного самоуправления не утвердили такие нормативы, налогоплательщики имеют право применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных вышеуказанным органам. Если эти объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
Под жилищным фондом подразумевается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:
1) на частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) на государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) на муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:
1) на жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) на индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на вышеуказанных условиях пользования;
4) на жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, а также предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также за соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 275.1 НК РФ предусмотрен в отношении градообразующих организаций особый порядок налогообложения доходов и расходов, полученных от деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств. При этом вышеуказанные объекты и хозяйства должны быть структурными подразделениями таких организаций.
НК РФ не содержит понятия "градообразующая организация".
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
При определении статуса градообразующей организации в целях налогообложения прибыли следует руководствоваться п. 1 ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения п. 2 ст. 169 вышеуказанного Закона применяются при рассмотрении дел о банкротстве организаций численностью свыше 5000 человек и не учитываются в целях налогообложения прибыли.
Численность населенного пункта, в котором зарегистрировано юридическое лицо, определяется на основании справки администрации или иного органа, имеющего полномочия выдачи подобной информации.
Законом N 58-ФЗ для градообразующих организаций, структурные подразделения которых эксплуатируют объекты, указанные в ст. 275.1 НК РФ, предусмотрена возможность воспользоваться нормативами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В частности, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в ст. 275.1 НК РФ объектов, и на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов, для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание вышеуказанных объектов в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге нормативы утверждаются органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Н.Н. Белова
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1