г.Москва |
Дело N А40-5807/09-149-56 |
07 августа 2009 г. |
N 09АП-12886/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.08.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2009
по делу N А40-5807/09-149-56 судьи Лукашовой О.В.,
по заявлению ОАО "НИЦбытхим"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по г.Москве
третье лицо с самостоятельными требованиями: ЗАО "Научно-производственный центр "Эльф",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: СГУП по продаже имущества г.Москвы, Департамент имущества г.Москвы, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании незаконным отказа в государственной регистрации по управлению государственным имуществом,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Савельева Д.И. по доверенности от 24.06.2009, паспорт 4506 207893,
представитель ответчика не явился, извещен,
представитель ЗАО "Научно-производственный центр "Эльф" не явился, извещен,
представитель СГУП по продаже имущества г.Москвы не явился, извещен,
представителя Департамента имущества г.Москвы Пышкина Ю.И. по доверенности от 18.12.2008 N Д5341, удостоверение N 28410,
представитель ФАУГИ не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2009, принятым по настоящему делу, удовлетворено заявление ОАО "НИЦбытхим" в части: признания недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 24.12.2008 N 12/014/2008-272 в государственной регистрации ранее возникшего права собственности ОАО "НИЦбытхим" на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14 стр.3, обязания Управление Федеральной регистрационной службы по Москве зарегистрировать ранее возникшее право собственности ОАО "НИЦбытхим" на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.3, в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для отказа в регистрации права ранее возникшего права собственности на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.3, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у заявителя соответствующего права на данный объект недвижимости.
В удовлетворении остальной части заявленных ОАО "НИЦбытхим" требований, а также в удовлетворении требований ЗАО "Научно-производственный центр "Эльфа" о признании незаконным приостановления государственной регистрации перехода права собственности в отношении здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14. стр.3, и обязании ответчика зарегистрировать переход права собственности на ЗАО "Научно-производственный центр "Эльфа" на здание 142,5 кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.3, с выдачей свидетельства о собственности, судом отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ранее возникшее право собственности заявителя не было зарегистрировано, в связи с чем приостановление государственной регистрации перехода права является обоснованным.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, ответчик в своей апелляционной жалобе просит его отменить в указанной части, считая, что судом неправильно применены нормы материального права.
При этом указывает, что представленные на государственную регистрацию документы не содержат информацию, позволяющую определить, вошел ли спорный объект недвижимости в общую массу приватизированного имущества, в связи с чем не представляется возможным осуществить государственную регистрацию ранее возникшего права.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании возражал против доводов и требований апелляционной жалобы, просил оставить судебное решение в обжалованной части без изменения. При этом указывает, что предоставил в регистрирующий орган все необходимые и достаточные документы для регистрации ранее возникшего права на спорный объект недвижимости. Решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований заявителем не оспаривается.
Представитель Департамента имущества г.Москвы полностью поддержал доводы заявителя, просил оставить решение суда в обжалованной части без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители ответчика, третьих лиц - ЗАО "Научно-производственный центр "Эльф", СГУП по продаже имущества г.Москвы, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и Департамента имущества г.Москвы, просивших оставить решение суда без изменения, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части в порядке ч.5 ст.268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Общество 09.08.2008 обратилось в УФРС по Москве с заявлением N 77-77-12/014/2008-272 о государственной регистрации ранее возникшего права ОАО "НИЦбытхим" на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.3.
Одновременно с указанным заявлением Обществом на государственную регистрацию были представлены: доверенность, выписка из протокола от 15.05.2007 N 19, свидетельство о регистрации Общества, постановке его на налоговый учет, устав, выписка из реестра юридических лиц, экспликация от 03.03.2008, поэтажный план от 03.03.2008, выписка из паспорта БТИ по форме 1а от 03.03.2008, распоряжение от 30.08.1993, свидетельство от 12.05.1994 N 08127, доказательства уплаты госпошлины.
По результатам рассмотрения данного заявления и представленных документов регистрирующим органом вынесено решение, оформленное письмом от 08.09.2008 N 12/014/2008-272, о приостановлении государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимости (том 1, л.д.119-120), мотивированное тем, что заявителем не представлены: План приватизации, акт оценки с перечнем объектов приватизации. При этом указано, что свидетельство СГУП по продаже имущества г.Москвы от 30.07.2008 N 08127 к договору купли-продажи от 05.02.1994 N А620 не является основанием для проведения государственной регистрации, поскольку лишь подтверждает факт оплаты по данному договору. Таким образом, регистрирующий орган указал, что в деле отсутствуют документы, устанавливающие, подтверждающие права на заявленный к регистрации объект недвижимости. Кроме того, регистрирующий орган посчитал, что заявителем не представлены документы о реорганизации Общества, позволяющие установить, что права на заявленный к регистрации объект недвижимости не перешли в порядке правопреемства к иному лицу.
По результатам рассмотрения заявления Общества, представленных документов, а также дополнительно представленных после приостановления регистрации документов, ответчиком вынесено оспариваемое по настоящему делу решение, оформленное письмом от 24.12.2008 N 12/014/2008-272 (том 1, л.д.43-44), которым заявителю отказано в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.3.
В обоснование отказа в регистрации Управление ФРС по Москве сослалось на абз.4, 10 п.1 ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом регистрирующий орган исходил из того, что заявителем в качестве основания для проведения государственной регистрации представлены: План приватизации Научно-исследовательского центра по научно-техническому обеспечению и координации развития производства синтетических моющих средств и других товаров бытовой химии "НИЦбытхим" с опытным заводом и акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, утвержденные распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы от 30.08.1993 N 715-р, а также копия договора купли-продажи АФ N 620 от 15.02.1994 с дубликатом свидетельства СГУП по продаже имущества г.Москвы от 30.07.2008.
Управление указало, что в соответствии с п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны содержать описание недвижимого имущества. Согласно ст.12 Закона о регистрации и Правилам ведения Единого государственного реестра прав, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, описание недвижимости имущества включает в себя: адрес (местоположение), вид объекта, площадь, назначение, этажность, номера помещений, номера комнат. Вместе с тем, по мнению Управления, ни План приватизации, ни акт оценки, являющийся приложением к Плану приватизации, не содержат указание на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.3, в связи с чем не представляется возможным однозначно определить, был ли данный объект приобретен ОАО "Ницбытхим" в порядке приватизации". Представленный в числе иных правоустанавливающих документов дубликат свидетельства СГУП по продаже имущества города Москвы от 30.07.2008 самостоятельным правоустанавливающим документом не является. Основанием для государственной регистрации может являться свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г.Москвы, выданное Москомимуществом, которое в дело не представлено. Кроме того, вышеуказанное свидетельство СГУП по продаже имущества города Москвы выдано к договору купли-продажи АФ N 620 от 15.02.1994, предметом которого является купля-продажа акций. Сведений о продаже ОАО "Ницбытхим" недвижимого имущества, в том числе здания по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.3, данный договор не содержит.
Управление пришло к выводу о том, что дополнительно представленные заявителем на регистрацию документы причин, препятствующих государственной регистрации, не устраняют.
Указанное решение регистрирующего органа правомерно признано недействительным судом первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено абз.4 и 10 п.1 ст.20 Закона о регистрации, в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав.
В настоящем случае, как следует из устава Общества, оно учреждено в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" Распоряжением Москомимущества от 30.08.1993 N 715-р, решением конференции трудового коллектива государственного предприятия "Научно-Исследовательский Центр по научно-техническому обеспечению и координации развития производства синтетических моющих средств и других товаров бытовой химии с опытным заводом" от 22.09.1992 (протокол N 9) путем преобразования государственного предприятия "Научно-Исследовательский Центр по научно-техническому обеспечению и координации развития производства синтетических моющих средств и других товаров бытовой химии с опытным заводом" в Акционерное общество открытого типа "Научно-Исследовательский Центр по научно-техническому обеспечению и координации развития производства синтетических моющих средств и других товаров бытовой химии с опытным заводом", и зарегистрировано Московской регистрационной палатой 28.09.1993.
Решением общего собрания акционеров Общество переименовано в ОАО "НИЦбытхим".
Согласно пунктам 4-10 вышеназванного Указа Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", действовавшего на момент приватизации спорного имущества, преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа рабочими комиссиями по приватизации, создаваемыми на каждом предприятии.
Пунктом 5 Указа предприятиям, являющимся участниками межотраслевых государственных объединений, концернов, ассоциаций и других добровольных объединений предприятий, предписано до 01 октября 1992 года установить организационно-правовую форму объединений в соответствии с действующим законодательством, преобразовав их в товарищества или акционерные общества с одновременным определением размеров вкладов предприятий - учредителей в их уставный капитал. Государственное имущество, ранее переданное в ведение (на баланс) указанным объединениям органами государственного управления, может быть внесено в уставный капитал соответствующими комитетами по управлению имуществом при условии преобразования объединений в акционерные общества открытого типа. Порядок внесения имущественных вкладов государственными предприятиями и комитетами по управлению имуществом в товарищества и акционерные общества, создаваемые в порядке преобразования объединений, определяется Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Правительству Российской Федерации в недельный срок со дня опубликования настоящего Указа предписано утвердить Типовой план приватизации (пункт 9).
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом пунктом 10 Указа предписано представить предложения о приведении в соответствие с требованиями настоящего Указа Временных положений, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных муниципальных предприятий", и принять в соответствии со своей компетенцией нормативные акты, обеспечивающие выполнение настоящего Указа.
В соответствии с Планом приватизации от 22.09.1992, утвержденным Комитетом по управлению имуществом г.Москвы, и свидетельством от 12.05.1994 N 08127, имущественный комплекс, в том числе входящий в его состав спорный объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, передан в собственность ОАО "НИЦбытхим".
Согласно указанному свидетельству, Общество является собственником имущественного комплекса по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.1-8, из чего следует, что стр.3 по данному адресу также находится в собственности заявителя.
Как установлено пунктом 5 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации имущественных прав", следует считать действующими и не требующими переоформления ранее выданные Фондом имущества Москвы свидетельства на право собственности на здания, сооружения и нежилые помещения, право собственности на которые возникло в результате приватизации (выкупа) государственной или муниципальной собственности в установленном законом и нормативными актами порядке.
В соответствии с п.1 ст.6 Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
При изложенных обстоятельствах, в соответствии с приведенными нормами, представленное заявителем в регистрирующий орган свидетельство от 12.05.1994 N 08127 является действующим и не требует переоформления.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на ст.218 Гражданского кодекса РФ не может быть принята во внимание, поскольку из технической документации БТИ усматривается, что спорный объект с учетным номером 02701623, 1978 года постройки и адресным ориентиром: г.Москва, ул.Угрешская д.14 стр.3, на момент приватизации имущественного комплекса уже существовал (том 1 л.д.18, 20, 22).
В обоснование своей правовой позиции ответчик указывает, что свидетельство СГУП по продаже имущества г.Москвы от 30.07.2008 не может служить правоустанавливающим документом, поскольку оно выдано к договору купли-продажи от 15.02.1994 АФ N 620, предметом которого является купля-продажа акций, и сведений о продаже ОАО "НИЦбытхим" недвижимого имущества не содержит.
Данный довод ответчика является несостоятельным, поскольку предметом данного договора купли-продажи акций является продажа заявителю контрольного пакета акций АООТ (4533 шт.) из расчета уставного капитала 8887 тыс. руб., который определен в акте оценки стоимости имущества и равен начальной цене предприятия, в состав которого входил спорный объект недвижимости.
Как указано в пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставной капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Планом приватизации предусмотрена приватизация всего имущественного комплекса государственного предприятия "Научно-исследовательский центр по научно-техническому обеспечению и координации развития производства синтетических моющих средств и других товаров бытовой химии (НИЦбытхим)", а спорный объект, как указывалось выше, входил в состав имущественного комплекса.
Таким образом, собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые и достаточные документы, подтверждающие его право на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.3, в связи с чем у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности Общества на спорный объект недвижимости.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что в настоящем случае оспариваемое решение УФРС по Москве не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, вывод суда первой инстанции о необходимости признания данного ненормативного акта недействительным является правомерным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение в обжалованной части, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта в данной части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2009 по делу N А40-5807/09-149-56 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
В.И.Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5807/09-149-56
Истец: ОАО "НИЦбытхим"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, СГУП по продаже имущества города Москвы, Представитель ОАО " Ницбытхим" Савельев Дмитрий Иванович, ЗАО "Научно-производственный центр Эльфа", Департамент имущества города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12886/2009