Обеспечение контроля и надзора за соблюдением
законодательства о налогах и сборах в 2006 году
Доклад главы ФНС России на правительственном часе в Государственной Думе РФ вызвал широкий общественный резонанс. Средства массовой информации положительно оценили это выступление и цитировали отдельные высказывания А.Э. Сердюкова. Однако полный текст доклада, который представляет интерес и для налоговых органов, и для налогоплательщиков, нигде не публиковался. Предлагаем его вашему вниманию.
Повышение уровня налогового администрирования названо Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию в качестве важного направления налоговой политики, которое в последние годы постоянно находилось в центре внимания государства.
Одним из следствий реализованных мер по проведению налоговой реформы стало общее улучшение уровня контрольной работы налоговых органов, повышение собираемости налогов и обеспечение доходов бюджетов.
Основная функция Службы - обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В налоговом администрировании Служба придерживается следующих принципов:
- равенство перед законом всех участников налоговых правоотношений;
- адекватная и своевременная реакция на различные модели поведения налогоплательщиков;
- достижение максимальных результатов при минимальных затратах.
Обеспечение роста доходов государства должно происходить за счет:
- увеличения количества налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства;
- сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в ненаблюдаемом секторе экономики.
Данные принципы являются основой работы налоговых администраций и других стран.
Однако в отличие от зарубежных налоговых администраций, которые сосредоточены только на налоговом администрировании, Служба дополнительно осуществляет функции:
- регистрирующего органа;
- лицензирования и контроля за производством и оборотом спирта и алкогольной продукции;
- уполномоченного органа государства в делах о банкротстве;
- контроля и лицензирования игорного бизнеса и лотереи.
Такой широкий перечень функций потребовал перехода на более эффективный функциональный принцип организации работы (узкая специализация сотрудников) и изменения структуры персонала: сокращение управленческого и увеличение инспекторского.
Реализация указанного принципа возможна только при условии определения оптимальной численности инспекции.
На практике это означало укрупнение малочисленных инспекций, что соответствовало и мировому опыту развития налоговых администраций.
Процесс укрупнения в Службе начался в 2001 году и продолжился в рамках утвержденной Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы "Развитие налоговых органов на 2002-2004 годы".
Сегодня наряду с инспекциями действуют 1230 территориальных налоговых офисов - территориальные обособленные рабочие места (ТОРМы).
Созданные на месте инспекций налоговые офисы в основном осуществляют работу с налогоплательщиками.
Федеральная налоговая служба сегодня - это:
- 1186 территориальных инспекций;
- 9 межрегиональных инспекций федерального уровня;
- 82 региональных управления;
- 180 тысяч государственных служащих.
Федеральная налоговая служба формирует 69% доходов бюджетной системы Российской Федерации.
За 2005 год в бюджетную систему поступило 5,7 трлн. руб., что на 30% больше предыдущего года.
Из них:
- в консолидированный бюджет - 4,9 трлн. руб.;
- в государственные внебюджетные фонды - более 800 млрд. руб.
Во многом вышеуказанные результаты достигнуты за счет работы с крупнейшими налогоплательщиками.
Их доля в общем объеме начислений по федеральным налогам и сборам по Российской Федерации составляет 44%.
Практика работы налоговых органов России с крупнейшими налогоплательщиками строится с учетом мирового опыта.
24 страны из 36, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), работают с крупнейшими налогоплательщиками через специализированные инспекции.
Создание инспекций по крупнейшим налогоплательщикам позволяет обеспечить:
1) качественное обслуживание налогоплательщиков;
2) эффективный контроль;
3) стабильность доходов государства.
В России контроль за крупнейшими организациями в настоящее время осуществляется на федеральном уровне - в 8 межрегиональных инспекциях, созданных по отраслевому принципу.
Необходимо особо отметить, что с переводом крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам не меняется порядок зачисления налогов и сборов в региональные и местные бюджеты.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410 налоговые органы обеспечивают ежемесячное представление информации по всем муниципальным образованиям (24,5 тысячи) в электронном виде, содержащей:
- начисленные и уплаченные суммы по видам налогов;
- задолженность по налоговым платежам;
- отсроченные и рассроченные платежи.
Передаваемые сведения позволяют муниципальным образованиям проводить анализ:
- по видам налогов;
- по категориям плательщиков;
- по видам экономической деятельности.
Для организации взаимодействия с муниципальными образованиями налоговыми органами была проведена следующая работа:
- в каждой инспекции выделены специалисты для взаимодействия;
- разработаны программные средства;
- подготовлены пособия в помощь налогоплательщикам по заполнению платежных документов, которые размещены на сайте ФНС России;
- на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди специалистов муниципальных образований.
Таким образом, налоговыми органами проведен комплекс мероприятий по реализации задач Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Однако остаются нерешенными отдельные проблемы по взаимодействию.
Не все муниципальные образования обеспечены квалифицированными кадрами и техникой.
В целях повышения эффективности взаимодействия с муниципальными образованиями налоговые органы проводят следующую работу:
- при отсутствии у вновь образованных муниципальных образований технического обеспечения информационный обмен можно осуществлять через муниципальные районы. При этом районы гарантированно получат полную информацию в разрезе каждого муниципального образования, расположенного на его территории;
- на месте реорганизованных инспекций созданы налоговые офисы, ориентированные прежде всего на работу с населением и муниципальными образованиями;
- налоговыми органами разработаны программные средства, которые могут использоваться финансовыми органами субъектов и муниципальными образованиями.
ФНС России создан и поддерживается в актуальном состоянии Налоговый паспорт:
- Российской Федерации;
- федеральных округов;
- субъектов Российской Федерации.
Налоговый паспорт содержит информацию, характеризующую:
- экономические показатели;
- налоговую базу;
- поступления по налогам;
- задолженность по налогам
и другие данные.
Основной источник формирования информационных ресурсов Службы - налоговая отчетность.
Только налоговых деклараций в год сдается более 85 миллионов, и лишь 5% из них поступает в электронном виде по каналам связи.
Все данные должны быть введены в информационные ресурсы. Вручную осуществить этот ввод невозможно.
Служба крайне заинтересована в упрощении системы декларирования и уплаты налогов. Чем проще для налогоплательщика исчислить и уплатить налог, тем меньше конфликтных ситуаций и больше доходов в бюджете.
ФНС России проведена большая работа по сокращению количества показателей, содержащихся в декларациях. Так, например, декларацию по НДС, которая сдается ежемесячно, предлагается сократить более чем в два раза.
С одной стороны, это один из путей решения проблемы ввода данных, с другой стороны - снижение трудозатрат налогоплательщиков.
Одна из приоритетных задач налоговой службы - повышение качества предоставляемого сервиса налогоплательщикам.
Акцент в этой работе Служба ставит на развитие электронных услуг.
Основу этой работы составляет сдача деклараций и проведение сверок с налогоплательщиками в электронном виде.
Со стороны ФНС России - это разработка и внедрение новых видов электронных услуг.
Прежде всего, это доступ налогоплательщика к своему лицевому счету. Данная технология уже начала внедряться по стране.
Безусловно, такая возможность - это мотив для перехода налогоплательщика на электронный документооборот с инспекцией.
Но, как показывает зарубежный опыт, существенно повлиять на увеличение числа плательщиков, сдающих декларации по каналам связи, можно лишь закрепив их обязанность сдавать декларации в электронном виде и разрешив им представлять декларации в более поздние сроки.
Не обладая правом устанавливать сроки сдачи отчетности, Служба обратилась в Минфин России с предложением по внесению поправок в Налоговый кодекс.
Внесены предложения, чтобы для организаций численностью более 100 человек сдача декларации в электронном виде была бы обязательна.
С середины 2002 года Служба осуществляет еще одну функцию - государственную регистрацию.
С 2004 года начата государственная регистрация предпринимателей.
В результате:
- реализован заявительный принцип государственной регистрации;
- впервые созданы государственные реестры юридических лиц (порядка 3 миллионов) и предпринимателей (5 миллионов);
- вся процедура госрегистрации занимает 5 дней (ранее 70-90 дней);
- реализован принцип "одного окна";
- обеспечена открытость данных реестров для пользователей (например, ежедневно к сайту ФНС России обращаются порядка 150 тысяч пользователей).
Наряду с вышеназванными положительными моментами государственной регистрации нельзя не сказать о проблемах, с которыми сталкивается государство.
Две основные из них - это фирмы-однодневки и так называемый захват фирм.
Россия - одна из немногих стран, где можно создать компанию с ограниченной ответственностью, вложив минимальную сумму капитала, а порой и не вкладывая ничего.
В настоящее время в среднем регистрируется свыше двух тысяч юридических лиц в день.
Из практики работы Службы видно, что более 50% организаций создаются для участия в схемах уклонения от налогообложения.
В рамках действующего законодательства налоговые органы в отношении фирм-однодневок могут лишь приостановить операции по счетам. Однако эти действия лишь сокращают срок жизни проблемной организации, но не решают проблему в целом. Поэтому решить ее можно только на законодательном уровне. Соответствующие предложения совместно с Центральным банком, МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службой подготовлены.
Службой разработан и утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Это сводный документ, включающий все процедуры Службы при контактах с налогоплательщиками с указанием форм и сроков исполнения. Единый стандарт размещен в средствах массовой информации и на сайте Службы. Исполнение стандарта контролируется организационными методами ФНС России, и в 2006 году будет внедрен автоматический контроль. Его результаты станут одним из важных критериев оценки работы инспекций.
В целях досудебного урегулирования споров, повышения качества работы с жалобами налогоплательщиков и в конечном итоге снижения количества рассматриваемых споров в судах на всех уровнях Службы (до инспекций) созданы подразделения налогового аудита.
Основными направлениями работы этих подразделений являются:
- рассмотрение жалоб на решения налоговых органов и бездействие должностных лиц;
- рассмотрение возражений и разногласий на акты выездных налоговых проверок.
Работа подразделений налогового аудита должна принципиально изменить сложившуюся ситуацию с рассмотрением жалоб и возражений, сократив количество судебных процессов, ведущих к потере времени, сил и средств, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны государства.
Дальнейшее развитие налогового администрирования Служба связывает:
- с необходимостью обеспечения стабильного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему страны;
- с развитием информационно-аналитических инструментов налогового контроля;
- с сокращением издержек налогоплательщиков при исчислении и уплате налогов, а также затрат государства на налоговое администрирование.
Формируя и реализуя налоговую политику, важно соблюдать баланс интересов государства и налогоплательщиков.
С одной стороны, важно иметь четкое законодательство, обеспечивающее защиту прав налогоплательщиков, с другой - Служба должна обладать инструментами контроля и правами, достаточными для обеспечения защиты интересов государства и общества в целом.
А.Э. Сердюков,
руководитель Федеральной налоговой службы
"Российский налоговый курьер", N 9, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99