Переходный период по НДС: как оформить результаты инвентаризации
Переходный период по НДС продлится до 2008 года. В течение этого периода налогоплательщики обязаны в особом порядке учитывать НДС по операциям, осуществленным до 1 января 2006 года*(1). Чтобы выделить суммы НДС по таким операциям, налогоплательщики провели инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, которая числилась в учете на 31 декабря 2005 года. Однако, оформляя ее результаты, многие бухгалтеры столкнулись с трудностями. Статья поможет проверить себя, а при необходимости оформить результаты инвентаризации с учетом рекомендаций ФНС России.
Налогоплательщики НДС обязаны по состоянию на 1 января 2006 года провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности (ДКЗ), которая сформировалась на 31 декабря 2005 года включительно. Об этом говорится в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ).
Оформлять результаты инвентаризации можно, руководствуясь рекомендациями, приведенными в письме ФНС России от 27.01.2006 N ММ-6-03/85@ (далее - письмо N ММ-6-03/85@)*(2). В нем сообщается о том, какая задолженность подлежит инвентаризации, и приведены рекомендуемые формы справок, в которых можно отразить ее результаты. Это справка о дебиторской задолженности и справка о кредиторской задолженности (далее - справки).
Для отражения результатов инвентаризации налогоплательщики могут воспользоваться рекомендованными формами или разработать собственные. Главное - соблюсти основные принципы проведения инвентаризации, которые изложены в пункте 1 статьи 2 Закона N 119-ФЗ.
ФНС России и Минфин России рекомендуют также представлять справки в налоговые инспекции по месту учета вместе с декларациями за первый налоговый период 2006 года. Налогоплательщики, которые отчитываются по НДС ежемесячно, могли сдать справки одновременно с декларациями за январь (до 21 февраля включительно). А те, кто сдает отчетность по НДС ежеквартально, имели возможность представить результаты инвентаризации вместе с декларациями за I квартал 2006 года (до 20 апреля включительно). Обратите внимание: организация, которая не успела оформить результаты инвентаризации ДКЗ к указанному сроку, должна согласовать с налоговой инспекцией по месту своего учета иную дату их представления.
Какая задолженность подлежит инвентаризации
Обязанность провести инвентаризацию ДКЗ возложена на всех налогоплательщиков НДС независимо от того, какую учетную политику они применяли до 2006 года. Сказанное не относится к банкам, страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам, которые установили в учетной политике на 2006 год порядок исчисления НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ. Как следует из письма N ММ-6-03/85@, такие организации вправе не проводить инвентаризацию. В результаты инвентаризации также не включается ДКЗ по операциям, перечисленным в пункте 2 статьи 170 и пункте 1 статьи 164 НК РФ.
При проведении инвентаризации налогоплательщики должны определить (п. 1 ст. 2 Закона N 119-ФЗ):
- суммы дебиторской задолженности за реализованные, но неоплаченные товары (работы, услуги, имущественные права), реализация (передача) которых признается объектом налогообложения НДС;
- суммы кредиторской задолженности за неоплаченные товары (работы, услуги), в том числе неоплаченные (не полностью оплаченные) основные средства, а также имущественные права, принятые к учету до 2006 года, в состав которой входит НДС, подлежащий налоговому вычету в соответствии с главой 21 НК РФ.
Из письма N ММ-6-03/85@ следует, что в справках нужно приводить не все суммы ДКЗ, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2006 года, а только те, в которых учтен НДС, подлежащий уплате в бюджет или налоговому вычету. В справке о кредиторской задолженности отражаются суммы НДС при условии, что по такой задолженности к 1 января 2006 года не истек срок исковой давности (см. врезку "Обратите внимание").
Общие требования к заполнению справок
Итак, для отражения дебиторской и кредиторской задолженности в письме ФНС России и Минфина России предусмотрены отдельные формы справок. Они приведены соответственно в приложениях 1 и 2 к письму N ММ-6-03/85@.
В обеих справках нужно указывать реквизиты организации (наименование, ИНН и КПП), а также метод исчисления НДС ("по оплате" или "по отгрузке"), утвержденный в учетной политике на 2005 год.
Каждая справка состоит из нескольких разделов. Например, в справке о кредиторской задолженности разделы выделены исходя из особенностей порядка вычета в переходном периоде сумм НДС, относящихся к операциям, осуществленным до 2006 года.
Структура всех разделов одинакова. Каждый из них состоит из пяти граф. В графе 1 ставится порядковый номер записи. В графе 2 указывается наименование дебитора (кредитора), его ИНН и КПП, в графе 3 - номер и дата счета-фактуры, в графе 4 - сумма дебиторской (кредиторской) задолженности по данному счету-фактуре с учетом НДС. В графу 5 записывается сумма НДС по этой задолженности, предъявленная к уплате должнику. Каждый раздел завершается итоговой строкой, в которой выводится общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности и общая сумма НДС.
Обратите внимание: количество строк в справке должно соответствовать количеству выставленных (полученных) счетов-фактур, относящихся к покупкам (продажам), по которым на 1 января 2006 года числится ДКЗ. Строки, где указаны счета-фактуры, нужно пронумеровать. Нумерацию строк в каждом разделе следует начинать с цифры 1.
Последовательность записей в каждом разделе письмом N ММ-6-03/85@ не регламентирована. Налогоплательщик вправе располагать записи в хронологическом порядке (по датам счетов-фактур) или в алфавитном (по наименованиям контрагентов).
Обратите внимание.
Какие суммы не отражаются в справках
Некоторые суммы дебиторской и кредиторской задолженности по реализации (приобретению) товаров, работ, услуг и имущественных прав не указываются в справках. Прежде всего это задолженность, по которой к концу 2005 года истек срок исковой давности (либо обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации-контрагента).
Кроме того, не указывается задолженность по операциям, которые:
- не признаются реализацией в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ;
- выполняются за пределами России (то есть местом их осуществления не считается территория РФ на основании статей 147 и 148 НК РФ);
- не подлежат налогообложению по статье 149 НК РФ;
- осуществлены лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (например, организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы);
- осуществлены лицами, освобожденными от налогообложения по статье 145 НК РФ;
- осуществлены банками, страховыми организациями и НПФ, которые исчисляют НДС (как до 2006 года, так и после) согласно пункту 5 статьи 170 НК РФ;
- облагаются по налоговой ставке 0% на основании пункта 1 статьи 164 НК РФ.
По результатам инвентаризации ДКЗ необходимо выявить суммы НДС по неоплаченным суммам задолженности. Суммы налога, предъявленные покупателям, определяются прежде всего по счетам-фактурам. Поэтому все счета-фактуры рекомендовано отражать в справках "поштучно".
Заполняем справку о дебиторской задолженности
Эту справку заполняют две категории налогоплательщиков: те, кто в 2005 году в соответствии с учетной политикой исчислял НДС "по оплате", и те, кто в 2005 году исчислял НДС "по отгрузке", но в предыдущие годы применял метод "по оплате". Если у таких налогоплательщиков остались неоплаченные суммы дебиторской задолженности (с учетом НДС), их нужно включить в справку. Выявить подобные суммы нетрудно. Организации, применявшие в целях исчисления НДС учетную политику "по оплате", в бухгалтерском учете для начисления НДС использовали счет 76 субсчет "НДС отложенный". Чтобы определить суммы задолженности, подлежащие отражению в справке, бухгалтер должен проверить остатки НДС, числящиеся по кредиту этого субсчета, и соотнести их с суммами дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, отраженными по дебету счета 62 или 76.
Теперь перейдем к заполнению справки. В ней три раздела.
В разделе 1 указываются все суммы дебиторской задолженности (с учетом предъявленного покупателям НДС), не включенные в налоговую базу до 1 января 2006 года. Это дебиторская задолженность покупателей за отгруженные, но неоплаченные товары (в том числе основные средства), нематериальные активы, выполненные работы, оказанные услуги и переданные имущественные права.
Кстати.
Как исправить ошибки в справках
При заполнении справок бухгалтеры могут допустить некоторые неточности: не отразить какие-либо суммы или ошибиться в них, указать неверные номера или даты счетов-фактур, записать данные не в тот раздел. Вероятность ошибок особенно велика в тех организациях, где по состоянию на начало 2006 года сформировались значительные суммы ДКЗ и имеется большое количество счетов-фактур.
Налогоплательщик, который после представления в налоговые органы справок о ДКЗ обнаружил в них ошибки, должен сообщить об этом в налоговую инспекцию.
Из сумм, приведенных в разделе 1, подрядным организациям рекомендовано выделить суммы дебиторской задолженности за выполненные строительно-монтажные работы. Неоплаченная задолженность заказчиков, сформировавшаяся до 1 января 2005 года, указывается в разделе 1.1, а задолженность по СМР за 2005 год - в разделе 1.2.
Таким образом, заполнить разделы 1, 1.1 и 1.2 можно двумя способами: в разделах 1.1 и 1.2 продублировать данные раздела 1 либо не повторять в разделе 1 суммы, указанные в разделах 1.1 и 1.2.
Рассмотрим порядок заполнения справки о дебиторской задолженности на примере.
Пример 1
ООО "Луч" осуществляет строительно-монтажные и реставрационные работы и продает стройматериалы. До 2006 года организация в целях исчисления НДС применяла учетную политику "по оплате". Выполняя требования пункта 1 статьи 2 Закона N 119-ФЗ, бухгалтер ООО "Луч" провел инвентаризацию ДКЗ по состоянию на 1 января 2006 года и выявил следующие суммы дебиторской задолженности:
1) 45 000 руб. (без НДС) - задолженность ООО "Витал" по уплате процентов по договору займа, заключенному в феврале 2004 года;
2) 151 748 руб. (включая НДС 23 148 руб.) - задолженность ООО "Крит" за реализованные стройматериалы (счет-фактура N 369 от 18.10.2005);
3) 834 500 руб. (в том числе НДС 0%) - задолженность польской компании Company Rollstein Ltd за товары, отгруженные на экспорт в ноябре 2005 года;
4) 930 600 руб. (без НДС) - задолженность ГУП "Музей искусств" за выполненные в ноябре 2004 года работы по реставрации здания музея, относящегося к памятникам истории и культуры, охраняемым государством;
5) 427 160 руб. (включая НДС 65 160 руб.) - задолженность ЗАО "Линэкс" за строительно-монтажные работы, выполненные в 2004 году (счет-фактура N 451 от 06.12.2004);
6) 684 400 руб. (в том числе НДС 104 400 руб.) - задолженность ОАО "Долина" за строительно-монтажные работы, выполненные в 2005 году (счет-фактура N 263 от 12.05.2005);
7) 1 627 860 руб. (без НДС) - задолженность польской компании Company Rollstein Ltd за строительно-монтажные работы, выполненные на территории Польши в августе 2005 года.
Суммы дебиторской задолженности, указанные в пунктах 1, 3, 4 и 7, в справке не отражаются, так как в них не учтен НДС (образцы заполнения двух вариантов справки см. в приложении 1).
Приложение N 1
к письму Федеральной налоговой службы
от 27 января 2006 г. N ММ-6-03/85
Справка о дебиторской задолженности
наименование организации: ООО "Луч"
------------------------------------------
ИНН/КПП 7715261470/771501001
-----------------------------------------------------------
за 2004-2005 годы
-------------------------------------------
(при применении учетной политики "по оплате" в 2005 году)
------------
Номер подпун- кта |
Наименование дебитора (ИНН/КПП) |
Номер и дата счета-фактуры |
Сумма дебиторской задолженности, руб. | |
всего | в том числе НДС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1 По отгруженным товарам, в том числе основным средствам, нематериальным активам, выполненным работам, оказанным услугам, переданным имущественным правам. |
||||
1 | ЗАО "Линэкс" | N 451 от 06.12.2004 | 427 160 | 65 160 |
2 | ОАО "Долина" | N 263 от 12.05.2005 | 684 400 | 104 400 |
3 | ООО "Крит" | N 369 от 18.10.2005 | 151 748 | 23 148 |
Всего по разделу 1: | 1 263 308 | 192 708 | ||
В том числе: | ||||
Раздел 1.1 По выполненным подрядными организациями строительно-монтажным работам до 01.01.2005 г. |
||||
1 | ЗАО "Линэкс" | N 451 от 06.12.2004 | 427 160 | 65 160 |
Итого по разделу 1.1: | 427 160 | 65 160 | ||
Раздел 1.2 По выполненным подрядными организациями строительно-монтажным работам с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. |
||||
2 | ОАО "Долина" | N 263 от 12.05.2005 | 684 400 | 104 400 |
Итого по разделу 1.2: | 684 400 | 104 400 |
Руководитель Макаров Макаров В.Н.
---------------------- ------------------------------
подпись Фамилия И.О.
Ланина Ланина Н.А.
Главный бухгалтер ---------------------- ------------------------------
подпись Фамилия И.О.
Приложение N 1
к письму Федеральной налоговой службы
от 27 января 2006 г. N ММ-6-03/85
Справка о дебиторской задолженности
наименование организации: ООО "Луч"
------------------------------------------
ИНН/КПП 7715261470/771501001
-----------------------------------------------------------
за 2004-2005 годы
-------------------------------------------
(при применении учетной политики "по оплате" в 2005 году)
------------
Номер подпун- кта |
Наименование дебитора (ИНН/КПП) |
Номер и дата счета-фактуры |
Сумма дебиторской задолженности, руб. | |
всего | в том числе НДС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1* По отгруженным товарам, в том числе основным средствам, нематериальным активам, выполненным работам, оказанным услугам, переданным имущественным правам. |
||||
1 | ООО "Крит" | N 369 от 18.10.2005 | 151 748 | 23 148 |
Всего по разделу 1: | 151 748 | 23 148 | ||
В том числе: | ||||
Раздел 1.1 По выполненным подрядными организациями строительно-монтажным работам до 01.01.2005 г. |
||||
1 | ЗАО "Линэкс" | N 451 от 06.12.2004 | 427 160 | 65 160 |
Итого по разделу 1.1: | 427 160 | 65 160 | ||
Раздел 1.2 По выполненным подрядными организациями строительно-монтажным работам с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. |
||||
2 | ОАО "Долина" | N 263 от 12.05.2005 | 684 400 | 104 400 |
Итого по разделу 1.2: | 684 400 | 104 400 |
* Раздел 1 заполнен без учета данных разделов 1.1-1.2
Руководитель Макаров Макаров В.Н.
---------------------- ------------------------------
подпись Фамилия И.О.
Ланина Ланина Н.А.
Главный бухгалтер ---------------------- ------------------------------
подпись Фамилия И.О.
Заполняем справку о кредиторской задолженности
Эту справку заполняют также те налогоплательщики, которые в 2005 году в соответствии с учетной политикой исчисляли НДС "по оплате" либо "по отгрузке".
Справка состоит из семи разделов. В разделе 1 отражаются все суммы кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги), принятые к учету до 2006 года, в том числе основные средства и нематериальные активы, а также имущественные права, в состав которой входит НДС, предъявленный поставщиками.
В разделах 1.1-1.5 дублируются суммы кредиторской задолженности, отраженные в разделе 1 и связанные с проведением строительно-монтажных работ. Возможен и другой вариант, когда показатели разделов 1.1-1.5 не дублируются в разделе 1.
В разделе 2 приводятся сведения об основных средствах и нематериальных активах*(3), принятых к учету, но не полностью оплаченных до 2006 года. Поговорим об этом разделе подробнее.
Особенности заполнения раздела 2
В этом разделе указываются сведения об отдельных объектах основных средств и НМА, по которым у налогоплательщиков на 1 января 2006 года осталась неоплаченная кредиторская задолженность. Сумма самой задолженности отражается в разделе 1, сумма частичной оплаты до 1 января 2006 года - в разделе 2.
Как следует из письма N ММ-6-03/85@, в разделе 2 нужно указать сумму частичной оплаты до 1 января 2006 года:
- по основным средствам (как требовавшим, так и не требовавшим сборки или монтажа), которые были приобретены по договорам купли-продажи и приняты к учету на счет 01 "Основные средства" до 1 января 2006 года;
- по объектам недвижимости, которые до 1 января 2006 года завершены капитальным строительством, приняты на учет в качестве основных средств, и по ним до указанной даты начато начисление амортизации в налоговом учете.
В разделе 2 отражается информация о кредиторской задолженности по тем НМА, которые были приобретены до 1 января 2006 года и приняты к учету на счет 04 "Нематериальные активы". Упоминание о НМА можно внести в наименования граф раздела 2 (в скобках или через запятую).
Раздел состоит из нескольких граф, в которых наряду с реквизитами поставщиков и счетов-фактур указываются сведения об основных средствах (НМА):
- стоимость объекта и НДС - на основании счета-фактуры поставщика (подрядной организации);
- дата частичной оплаты объекта до 2006 года;
- сумма частичной оплаты объекта и соответствующая сумма НДС.
В каждой строке раздела 2 приводятся данные об отдельных неоплаченных (не полностью оплаченных) основных средствах (НМА). Если в одном счете-фактуре даны сведения о нескольких объектах, то каждый из них записывается в отдельную строку раздела 2. Об этом сказано в письме N ММ-6-03/85@.
А если организация по одному объекту произвела до 2006 года несколько платежей? Нужно ли в этом случае вписывать каждую сумму оплаты в отдельную строку? Нет, не нужно. Сведения в разделе 2 приводятся по каждому объекту основных средств (НМА) и по всем счетам-фактурам отдельно. Если налогоплательщик несколько раз перечислял суммы в оплату одного объекта (который полностью так и не оплатил), при заполнении раздела 2 можно указать даты этих платежей в одной строке через запятую. При этом в последних двух графах приводится общая сумма частичной оплаты основного средства (НМА) и общая сумма НДС, входящая в состав этих платежей.
У некоторых организаций на начало 2006 года может числиться кредиторская задолженность перед несколькими поставщиками, но возникшая по одному объекту основных средств, уже введенному в эксплуатацию. Например, задолженность разным поставщикам за стройматериалы, работы и услуги, связанные со строительством объекта недвижимости, принятого к учету в 2005 году, по которому также в 2005 году начато начисление амортизации. Нужно ли при заполнении раздела 2 справки объединять эти суммы кредиторской задолженности в одной строке? Нет, не нужно. Суммы задолженности перед разными поставщиками можно показывать в отдельных строках раздела 2, поскольку НДС по ним подтверждается различными счетами-фактурами. Все записи по конкретному поставщику объединяются, им присваиваются порядковые номера с дополнительными цифрами (например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.).
Аналогичным образом следует поступать, если по одному объекту основных средств (НМА) имеется кредиторская задолженность перед одним поставщиком, по которой выставлено несколько счетов-фактур. Например, в организации могут быть разные счета-фактуры от одного подрядчика, выставленные по отдельным этапам выполненных строительных работ в отношении одного здания.
Какие суммы не включаются в справку
Как уже было сказано, инвентаризации подлежат суммы кредиторской задолженности, в состав которых включен "входной" НДС. Он учитывается на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Но для инвентаризации важны не все суммы налога, отраженные на этом счете, а только те, которые можно принять к вычету.
Так, при инвентаризации не учитывается задолженность по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые использованы или будут использоваться в не облагаемых НДС операциях. Суммы налога по такой задолженности, указанные на счете 19, включаются в стоимость приобретенных ценностей.
На счете 19 могут также числиться суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым в экспортных операциях. Эти суммы налога, как и задолженность по таким операциям, в справке не отражаются (см. письмо ФНС России от 01.02.2006 N ММ-6-03/110@).
Каждая сумма НДС, указанная в справке, должна быть подтверждена соответствующим счетом-фактурой. Иногда налогоплательщики не могут принять НДС к вычету только из-за того, что у них нет счета-фактуры от поставщика, хотя оплата произведена. Отражать эти суммы налога в справке нет оснований, ведь долг перед поставщиком отсутствует.
У налогоплательщиков могут числиться суммы кредиторской задолженности, по которым на момент проведения инвентаризации не получены счета-фактуры от поставщиков. Налогоплательщик сможет дополнительно включить их в справку в целях применения вычета по НДС, как только получит счет-фактуру от поставщика. О получении счета-фактуры нужно будет проинформировать налоговые органы.
Если счет-фактуру получить невозможно, суммы НДС, учтенные на счете 19, списываются в дебет счета 91 субсчет "Прочие расходы".
Полезные советы бухгалтерам
В письме N ММ-6-03/85@ сказано, что на основании данных раздела 1 справки о кредиторской задолженности налогоплательщики будут производить вычеты "входного" НДС в переходном периоде в соответствии со статьей 2 Закона N 119-ФЗ. Причем сведения из раздела 1 следует использовать без учета данных, указанных в разделах 1.1-1.5. Дело в том, что, исходя из сведений разделов 1.1-1.5 (за исключением раздела 1.3), налогоплательщики будут производить вычеты "входного" НДС в переходном периоде по правилам статьи 3 Закона N 119-ФЗ с учетом изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 28.02.2006 N 28-ФЗ.
Раздел 1 справки о кредиторской задолженности, рекомендованной в письме N ММ-6-03/85@, завершается строкой "В том числе". Далее следуют разделы 1.1-1.5 и раздел 2. Получается, что в раздел 1 включаются сведения обо всех суммах кредиторской задолженности, сформировавшейся на 1 января 2006 года. Отдельные суммы задолженности (по СМР, основным средствам, НМА) из этого раздела переносятся в другие разделы справки.
Таким образом, чтобы применить нормы статьи 2 Закона N 119-ФЗ и принять НДС к вычету по старой кредиторской задолженности в переходном периоде, придется сделать дополнительный расчет. При этом из общей суммы кредиторской задолженности и НДС по ней, отраженных в итоговой строке раздела 1, нужно вычесть суммы кредиторской задолженности и НДС, приведенные в разделах 1.1-1.5. Такой расчет можно оформить в виде отдельной бухгалтерской справки и затем приложить ее к справке о кредиторской задолженности.
Возможен иной вариант составления справки. При заполнении раздела 1 налогоплательщик вправе не указывать счета-фактуры, которые приведены в разделах 1.1-1.5. То есть раздел 1 изначально формируется без учета сведений разделов 1.1-1.5, слова "в том числе" исключаются. При этом нужно указать, что раздел 1 заполнен без учета данных, отраженных в разделах 1.1-1.5.
В данном случае сведения о кредиторской задолженности в справке не будут дублироваться. В разделе 1 отражаются только те суммы кредиторской задолженности, по которым применяется вычет в соответствии со статьей 2 Закона N 119-ФЗ. Расшифровка к разделу 1 потребуется только по кредиторской задолженности по основным средствам и НМА, принятым к учету до 2006 года. А в разделах 1.1-1.5 приводятся данные о кредиторской задолженности по СМР, выполненным до 2006 года подрядными организациями или собственными силами (без дублирования этих сведений в разделе 1).
Такой вариант составления справки позволит существенно сократить объем документа и трудозатраты бухгалтера. Пользоваться справкой будет удобнее, поскольку раздел 1 "очистится" от излишней информации о кредиторской задолженности по СМР. Данный порядок оформления результатов кредиторской задолженности вполне применим еще и потому, что справка, приведенная в письме ФНС России и Минфина России, носит рекомендательный характер.
Проиллюстрируем порядок заполнения справки.
Пример 2
Изменим условия примера 111. Допустим, ООО "Луч" применяло в 2005 году учетную политику "по отгрузке". При оформлении результатов инвентаризации бухгалтер организации воспользовался формой справки о кредиторской задолженности, рекомендованной в письме N ММ-6-03/85@, но видоизменил ее.
В ходе инвентаризации в ООО "Луч" выявлены следующие суммы кредиторской задолженности, сформировавшейся к концу 2005 года.
Кредиторская задолженность, не связанная со строительством и приобретением основных средств:
- 30 000 руб. (без НДС) - задолженность перед АКБ "Комета" по уплате процентов по кредитному договору, заключенному в октябре 2005 года. Сведения в справке не отражаются;
- 115 876 руб. (в том числе НДС 17 676 руб.) - задолженность перед ЗАО "Веста" за приобретенные стройматериалы, предназначенные для реализации на территории Российской Федерации (счет-фактура N 210 от 24.09.2005). Сведения отражены в разделе 1;
- 552 476 руб. (включая НДС 84 276 руб.) - задолженность перед ООО "Миледи" за приобретенные товары, впоследствии отгруженные на экспорт (счет-фактура N 305 от 02.10.2005). Сведения в справке не отражаются.
Кредиторская задолженность, связанная с приобретением основных средств. В июле 2005 года ООО "Луч" приобрело у ОАО "Технопром" бортовой автомобиль "КамАЗ" на условиях рассрочки платежа. В том же месяце автомобиль был принят к учету в составе основных средств. Полная стоимость автомобиля - 972 320 руб., в том числе НДС 148 320 руб. (счет-фактура N 156 от 16.07.2005). В 2005 году поставщику оплатили 431 290 руб. (включая НДС 65 790 руб.). Одну часть этой суммы перечислили по платежному поручению от 05.08.2005, а другую - по платежному поручению от 12.09.2005. Остаток кредиторской задолженности перед ОАО "Технопром" на конец 2005 года составил 541 030 руб. (в том числе НДС 82 530 руб.). Сведения отражены в разделах 1 и 2.
Кредиторская задолженность, связанная с объектом, завершенным капитальным строительством (хозспособ) и принятым к учету до 1 января 2006 года. В октябре 2005 года ООО "Луч" ввело в эксплуатацию здание гаража. В ноябре по гаражу было начато начисление амортизации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Гараж строили хозспособом. На начало 2006 года у ООО "Луч" остались неоплаченными суммы кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками:
- 104 312 руб. (включая НДС 15 912 руб.) - остаток задолженности перед ЗАО "Натан" за стройматериалы, использованные при строительстве гаража (счет-фактура N 62 от 13.06.2005);
- 503 329 руб. (в том числе НДС 76 779 руб.) - задолженность перед ООО "Вектор" за стройматериалы, использованные при строительстве гаража (счет-фактура N 140 от 27.09.2004).
Сведения о кредиторской задолженности по объекту, построенному хозспособом и принятому к учету до 2006 года, отражены только в разделе 1.
Кредиторская задолженность, связанная с незавершенным строительством, осуществляемым подрядным способом до 1 января 2006 года. У ООО "Луч" на начало 2006 года имелась кредиторская задолженность перед подрядной организацией, которая вела строительство офисного здания в течение 2004-2006 годов:
- 134 874 руб. (в том числе НДС 20 574 руб.) - остаток задолженности за объем СМР, выполненный ЗАО "Мегастрой" в 2004 году (счет-фактура N 112 от 27.12.2004). Сведения отражены в разделе 1.1;
- 808 418 руб. (включая НДС 12 318 руб.) - задолженность за объем СМР, выполненный ЗАО "Мегастрой" в 2005 году. Из них по счету-фактуре N 47 от 18.07.2005 - 422 912 руб. (в том числе НДС 64 512 руб.), по счету-фактуре N 98 от 15.12.2005 - 385 506 руб. (включая НДС 58 806 руб.). Сведения отражены в разделе 1.2.
Для строительства офисного здания ООО "Луч" приобретало оборудование, которое было передано подрядной организации ЗАО "Мегастрой" для использования в работе. Данное оборудование к концу 2005 года поставщику не оплатили;
- 336 005 руб. (включая НДС 51 255 руб.) - задолженность перед ООО "Икар" за приобретенное оборудование (счет-фактура N 230 от 24.08.2005). Сведения отражены в разделе 1.3.
Кредиторская задолженность, связанная с незавершенным строительством, осуществляемым хозяйственным способом. ООО "Луч" с конца 2004 года строит здание для ремонтных мастерских. К началу 2006 года строительство не было завершено. По данному объекту у ООО "Луч" на 1 января 2006 года осталась неоплаченной кредиторская задолженность:
- 37 878 руб. (в том числе НДС 5778 руб.) - задолженность перед ЗАО "Крин" за стройматериалы, приобретенные в 2004 году и использованные при строительстве хозспособом (счет-фактура N 152 от 07.08.2004). Сведения отражены в разделе 1.4;
- 194 228 руб. (включая НДС 29 628 руб.) - задолженность перед ЗАО "Крин" за стройматериалы, приобретенные в 2005 году и использованные при строительстве хозспособом (счет-фактура N 211 от 26.01.2005). Сведения отражены в разделе 1.5;
- 313 054 руб. (в том числе НДС 47 754 руб.) - задолженность перед ОАО "Прима" за приобретенные в 2005 году стройматериалы, которые будут списываться на строительство ремонтных мастерских после 1 января 2006 года (счет-фактура N 167 от 21.09.2005). Данные сведения целесообразно отразить в разделе 1.5 с пометкой, что эти стройматериалы не были использованы при выполнении строительно-монтажных работ в 2005 году. Порядок применения вычетов по таким стройматериалам изложен в письме Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01, которое было направлено во все субъекты Российской Федерации письмом ФНС России от 25.01.2006 N ММ-6-03/63@.
Образец заполнения справки см. в приложении 2.
Приложение N 2
к письму Федеральной налоговой службы
от 27 января 2006 г. N ММ-6-03/85
Справка о кредиторской задолженности
наименование организации: ООО "Луч"
------------------------------------------
ИНН/КПП 7715261470/771501001
-----------------------------------------------------------
за 2004-2005 годы
-------------------------------------------
(при применении учетной политики "по отгрузке" в 2005 году)
------------
Номер подпун- кта |
Наименование кредитора (ИНН/КПП) |
Номер и дата счета-фактуры |
Сумма кредиторской задолженности, руб. | ||
всего | в том числе НДС | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел 1 По принятым к учету товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам.* |
|||||
1.1 | ООО "Вектор" | N 140 от 27.09.2004 | 503 329 | 76 779 | |
1.2 | ЗАО "Натан" | N 62 от 13.06.2005 | 104 312 | 15 912 | |
2 | ОАО "Технопром" | N 156 от 16.07.2005 | 541 030 | 82 530 | |
3 | ЗАО "Веста" | N 210 от 24.09.2005 | 115 867 | 17 676 | |
Всего по разделу 1: | 1 264 547 | 192 897 | |||
В том числе: | |||||
Раздел 1.1 По принятым к учету строительно-монтажным работам, выполненным подрядными организациями до 01.01.2005 г. |
|||||
1 | ЗАО "Мегастрой" | N 112 от 27.12.2004 | 134 834 | 20 574 | |
Итого по разделу 1.1: | 134 834 | 20 574 |
Раздел 1.2 По принятым к учету строительно-монтажным работам, выполненным подрядными организациями с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. |
||||
1 | ЗАО "Мегастрой" | N 47 от 18.07.2005 | 422 912 | 64 512 |
2 | ЗАО "Мегастрой" | N 98 от 15.12.5002 | 385 506 | 58 806 |
Итого по разделу 1.2: | 808 418 | 123 318 | ||
Раздел 1.3 По принятым к учету товарам, в том числе оборудованию к установке, приобретенным налогоплательщиком и использованным для строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными организациями. |
||||
1 | ООО "Икар" | N 230 от 24.08.2005 | 336 005 | 51 255 |
Итого по разделу 1.3: | 336 005 | 51 255 | ||
Раздел 1.4 По принятым к учету товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления до 01.01.2005 г. |
||||
1 | ЗАО "Крин" | N 152 от 07.08.2004 | 37 878 | 5778 |
Итого по разделу 1.4: | 37 878 | 5778 | ||
Раздел 1.5 По принятым к учету по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления c 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. |
||||
1 | ЗАО "Крин" | N 211 от 26.01.2005 | 194 228 | 29 628 |
2 | ОАО "Прима"*** | N 167 от 21.09.2005 | 313 054 | 47 754 |
Итого по разделу 1.5: | 507 282 | 77 382 |
Раздел 2
Номер подпун- кта |
Наименование продавца (ИНН/КПП) |
Номер и дата счета-фак- туры |
Стоимость основного средства, указанного в счете-фактуре (в счетах-фактурах подрядных организаций)**** |
Дата частичной оплаты основного средства до 01.01.2006 года |
Сумма частичной оплаты основного средства до 01.01.2006 года** |
||
всего | в том числе НДС |
всего | в том числе НДС |
||||
1 | ЗАО "Мегастрой" | N 156 от 16.07.2005 |
972 320 | 148 320 | 05.08.2005 12.09.2005 |
431 290 | 65 790 |
Итого по разделу 2: | 972 320 | 148 320 | - | 431 290 | 65 790 |
* Раздел 1 заполнен без учета разделов 1.1-1.5
** При отражении счетов-фактур, на основании которых приняты к учету основные средства и нематериальные активы, заполняется раздел 2 Справки.
*** Приобретенные строиматериалы не были использованы при осущечтвлении строительно-монтажных работ в 2005 году
**** При наличии в счете-фактуре нескольких учетных единиц основного средства указывается отдельно стоимость каждой учетной единицы основных средств
Руководитель Макаров Макаров В.Н.
---------------------- ------------------------------
подпись Фамилия И.О.
Ланина Ланина Н.А.
Главный бухгалтер ---------------------- ------------------------------
подпись Фамилия И.О.
М.С. Полякова,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
Специалисты Управления администрирования
косвенных налогов ФНС России
"Российский налоговый курьер", N 9, май 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом см. в статьях "НДС: вопросы с издательского семинара" // РНК, 2005, N 21 и "Новые правила применения налоговых вычетов по НДС в 2006 году" // РНК, 2006, N 7. - Примеч. ред.
*(2) Письмо согласовано с Минфином России и опубликовано в РНК, 2006, N 4. Письмом ФНС России от 31.01.2006 N ММ-6-03/100@ в форму справки о кредиторской задолженности внесена техническая поправка, уточняющая текст сноски к разделу 1. - Примеч. ред.
*(3) См. сноску к разделу 1 справки о кредиторской задолженности. В разделе 2 отражаются только суммы оплаты до 31 декабря 2005 года, так как по основным средствам и НМА, принятым к учету и оплаченным лишь частично, до 1 января 2006 года вычеты не предоставлялись. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99