Москва |
|
22 сентября 2009 г. |
Дело N А40-5021/09-128-16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.09.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.,
судей: Яремчук Л.А., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Покидовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2009г. по делу N А40-5021/09-128-16, принятое судьей Белозеровым А.В.
по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "ТАИФ-НК" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании частично недействительными решений от 17.10.2008 N 52-17-14/960/1323, N 52-17-14/959/989 и обязании возместить НДС в сумме 138 244 руб.,
при участии в судебном заседании: от истца (заявителя): не явился, извещен,
от ответчика (заинтересованного лица): Катков М.В. по доверенности от 16.01.2009 N 16, удостоверение УР N 431192
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "ТАИФ - НК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений от 17.10.2008г. N 52-17-14/960/1323 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 52-17-14/959/989 "О возмещении частично суммы НДС", вынесенных Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, а также об обязании возместить сумму НДС в размере 138 244 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2009 г. признаны незаконными как не соответствующие НК РФ решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 17.10.2008г. N 52-17-14/960/1323 и N 52-17-14/959/989 в части отказа в возмещении НДС в сумме 138 244 руб.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обязана возместить ОАО "ТАИФ-НК" НДС в сумме 138 244 руб., в возмещении которого отказано решением N 52-17-14/959/989.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что момент оказания услуг по данному делу следует определять по дате, указанной в натурном листе, а даты составления актов не являются датой оказания услуги, так как акт составляется по итогам месяца за все услуги, оказанные в течение месяца, т. е. по указанному документу невозможно определить точную дату оказания услуги, в связи с чем и нельзя ориентироваться на дату составления акта, как на дату оказания услуги.
Также суд счел, что и дата выставления счета - фактуры не может свидетельствовать о точном времени оказания услуг, так как согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура выставляется не позднее 5 календарных дней с момента оказания услуги, при этом не исключены задержки при выставлении счет - фактуры. К тому же, в рассматриваемом случае видно, что ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ООО "ННБ - Транс" выставляли счета-фактуры по итогам месяца (все счета - фактуры оформлены последним днем месяца оказания услуг).
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с наличием оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В апелляционной жалобе настаивает на том, что реализация услуг по подаче и уборке вагонов облагается НДС по ставке 0 процентов, если данные услуги оказываются в отношении экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров, а при сопоставлении даты счетов - фактур с датами оформления временных грузовых таможенных деклараций, было установлено, что момент выставления указанных счетов - фактур произошел после фактического помещения нефти под таможенный режим экспорта.
Налоговый орган считает выводы суда о том, что момент оказания услуг по данному делу следует определять по дате, указанной в натурном листе, не соответствующими налоговому законодательству и противоречащими сложившейся судебной практике.
Открытое акционерное общество "ТАИФ - НК" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, а также пояснения, в которых возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие представителя истца в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя налогового органа, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене, в связи с нарушением норм материального права (ст. 270 АПК РФ)
Как видно из материалов дела, ОАО "ТАИФ-НК" 07.05.2008 г. была представлена уточненная налоговая декларация N 1 по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 708 236 619 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки составлен акт N 52-17-15/129 от 21.08.2008, с учетом представленных налогоплательщиком возражений на акт Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 были вынесены решения:
N 52-17-14/960/1323 от 17 октября 2008 года "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения";
- N 52-17-14/959/989 от 17 октября 2008 года "О возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в соответствии с которым Обществу было отказано в возмещении суммы НДС в размере 138 244 руб.
Из материалов дела усматривается, что в проверяемом периоде между ОАО "ТАИФ-НК" и ООО "Промтранс-А", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ООО "ННБ - Транс" были заключены договоры на оказание услуг.
Во исполнение условий указанных договоров ООО "Промтранс-A'', OAO "Нижнекамскнефтехим", ООО "ННБ-Транс" выставили Заявителю счета-фактуры: N 90113353 от 30.06.2007, N 90120467 от 31.08.2007, N 1735 от 11.07.2007, N 1392 от 13.06.2007, N 1838 от 23.07.2007, N 1622 от 30.06.2007, N 1941 от 31.07.2007, N 69 от 31.08.2007 на общую сумму НДС в размере 138 244 руб.
Счета - фактуры N 90113353 от 30.06.2007, N 90120467 от 31.08.2007, выставленные ОАО "Нижнекамскнефтехим", соответствует временным ГТД 10317050/130607/0000850, 10317050/150607/0000861, 10317050/080607/0000834 и полным ГТД 10404070/240607/0506825, 10404070/210607/0506732, 10404070/120607/0506464, 10404070/230807/0508499, 10404070/270807/0508626, 10404070/300807/0508749.
Счета - фактуры N 1392 от 13.06.2007, N 1622 от 30.06.2007, N 1838 от 23.07.2007, N 1941 от 31.07.2007, выставленные ООО "Промотрас-А", соответствуют временным ГТД 10216080/050607/0079528, 10216080/070607/0080866, 10216080/280607/0092689.
Счет - фактура N 69 от 31.08.2007, выставленная ООО "ННБ-Транс", соответствует полной ГТД 10404070/050807/0508037.
Усматривается, что услуги по организации транспортировки экспортируемых товаров, предъявленные организациями - контрагентами ОАО "Нижнекамскнефтехим", ООО "Промтранс-А" и ООО "ННБ-Транс", по которым к возмещению заявлены суммы налога в уточненной налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007 года, относятся к транспортно - экспедиционному обслуживанию железнодорожных перевозок нефтепродуктов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Подпункт 2 пункта 1 той же статьи распространяет действие данного правила также на операции по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров.
К таким работам (услугам) относятся, в частности, работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
Согласно Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операции, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом признается перевозочным процессом.
Следовательно, услуги по подаче и уборке вагонов относятся к единому комплексу транспортно - экспедиционных и перевозочных услуг (Постановление Президиума ВАС РФ от 04 марта 2008 N 16581/07).
Таким образом, реализация услуг по подаче и уборке вагонов облагается НДС по ставке 0 процентов, если данные услуги оказываются в отношении экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров.
При сопоставлении даты вышеуказанных счетов - фактур с датами оформления временных грузовых таможенных деклараций, было установлено, что момент выставления указанных счетов - фактур произошел после фактического помещения нефти под таможенный режим экспорта.
Так, из содержания решения инспекции от 17.10.2009 N 52-17-14/959/989 видно, что налоговый орган произвел соотношение спорных счетов - фактур с ВГТД, в том числе с учетом даты ж/д накладных на отгруженные нефтепродукты (стр.10 решения инспекции).
Следует признать, что с учетом того, что дата оформления ж/д накладных предшествует дате оформления акта и счет-фактуры, даже из такого соотношения усматривается, что услуги были оказаны после помещения товара под таможенный режим экспорта.
По мнению суда первой инстанции, даты составления актов не являются датой оказания услуги, т.к. акт составляется по итогам месяца за все услуги, оказанные в течение месяца (данная информация содержится в самом акте), т.е. по указанному документу невозможно определить точную дату оказания услуги, в связи с чем и нельзя ориентироваться на дату составления акта, как на дату оказания услуги.
Также суд счел, что дата выставления счета-фактуры также не может свидетельствовать о точном времени оказании услуг, так как согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура выставляется не позднее 5 календарных дней с момента оказания услуги, кроме того не исключены задержки при выставлении счет - фактуры. При этом в рассматриваемом случае видно, что ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ООО "ННБ-Транс" выставляли счета-фактуры по итогам месяца (все счета-фактуры оформлены последним днем месяца оказания услуг).
Следует признать, что данный вывод суда первой инстанции противоречит действующему законодательству и не соответствует фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела.
Относительно момента оказания услуг суд апелляционной инстанции исходит из того, что документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету является в соответствии с п.1 ст. 169 НК РФ счет-фактура.
В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны налоговая ставка и сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, в счете - фактуре должна быть указана дата его выписки.
Пунктом 3 ст. 168 НК РФ определено, что при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.
Таким образом, право на вычеты налога соотносится со счетом-фактурой, который, в свою очередь, связан с признанием сторонами сделки факта реализации товаров (работ, услуг).
Следовательно, в целях главы 21 Налогового кодекса РФ для установления момента оказания услуг имеет значение именно дата выписки счета-фактуры, а не дата передачи товаров перевозчику на основе железнодорожных накладных, как считает заявитель.
В соответствии с правовой позицией, закрепленной в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.12.2008 N 6269/08, даты помещения товаров под таможенный режим экспорта соотносятся с датами выставления счетов - фактур, а не с моментом фактического оказания услуг.
При таких условиях выводы суда о том, что момент оказания услуг по данном у делу следует определять по дате, указанной в натурном листе, не соответствует законодательству и противоречит сложившейся судебной практике.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 20 ноября 2007 г. по делу N 7205/07, применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый Кодекс РФ связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта.
Исходя из части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
В постановлении Президиума ВАС РФ N 16581/07 от 04.03.08 отражено, что в случае, если товар до убытия декларировался, помещался под таможенный режим экспорта и вывозился с таможенной территории Российской Федерации по временным таможенным декларациям, следует руководствоваться отметками таможенных органов "Выпуск разрешен" на временных грузовых декларациях.
После принятия таможенным органом при таможенном оформлении решения о выпуске товаров, в частности в режиме экспорта, товар считается экспортируемым, помещенным под таможенный режим.
При этом он считается экспортируемым независимо от того, производилось ли декларирование товаров путем подачи таможенной декларации либо временной таможенной декларации.
В спорном случае товар до убытия декларировался, помещался под таможенный режим экспорта и вывозился с таможенной территории Российской Федерации по временным таможенным декларациям.
При таких условиях датой определения экспортного режима товара считается отметка таможенного органа "Выпуск разрешен" на временной ГТД.
То обстоятельство, что товар вывозился на экспорт различными видами транспорта, не свидетельствует о том, что на указанный перевозочный процесс не распространяется порядок помещения товара под таможенный режим экспорта, в соответствии с таможенным законодательством, который определяется по штампу таможенного органа на ВГТД "выпуск разрешен".
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету.
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или к возмещению.
Подпунктами 7, 8, 10, 11, 12 пункта 5 статьи 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору без учета налога, стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога, ставка налога, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога.
Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 НК РФ.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164, подпункта 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ и приложения N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, в случае осуществления операций, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогоплательщик при выставлении покупателю счета-фактуры в графе 7 "Налоговая ставка" должен указывать налоговую ставку 0 процентов, в графе 8 "Сумма налога" - сумму налога.
Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, счета-фактуры, выставленные с налоговой ставкой, не соответствующей подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не могут быть основанием для принятия налогоплательщиком, предъявленным ему продавцами сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Данная позиция подтверждается Определением Конституционного суда РФ от 19 января 2005 г. N 41-О, а также Постановлениями Президиума ВАС РФ от 20 декабря 2005 г. N 9263/05, от 20 ноября 2007 г. N 7205/07.
Таким образом, спорные счета-фактуры, с исчисленным в них НДС по налоговой ставке 18 процентов на услуги по подаче и уборке вагонов, являются не соответствующими статьям 169 и 172 НК РФ и не могут служить основанием для принятия к вычету заявленных сумм НДС, в связи с чем в удовлетворении заявления обществу следует отказать.
Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и ст. ст. 164. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2009 г. по делу N А40-5021/09-128-16 отменить.
Отказать Открытому акционерному обществу "ТАИФ-НК" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании частично недействительными решений от 17.10.2008 N 52-17-14/960/1323, N52-17-14/959/989 и обязании возместить НДС в сумме 138 244 руб.
Взыскать с Открытого акционерного общества "ТАИФ-НК" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Катунов |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5021/09-128-16
Истец: ОАО "ТАИФ-НК"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/18214-10-П
13.10.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23376/2010
03.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/13052-09
22.09.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14707/2009