Обратная связь
Обязано ли лицо, не являющееся плательщиком налога на добавленную стоимость, уплатить данный налог, если оно отразило его сумму в счете-фактуре?
Согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, которые не являются налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения налоговых обязанностей, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением налоговой суммы.
В силу п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В том числе это и реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Поэтому обязанность по уплате НДС у вышеуказанной категории лиц возникает только в том случае, если счет-фактура выставлен по реализации товаров (работ, услуг). При отсутствии операций по реализации наличие счета-фактуры не является основанием для перечисления налога в бюджет (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 февраля 2006 г. N А79-5200/2005).
Подлежат ли обложению налогом на прибыль организаций дополнительные финансовые средства, полученные муниципальным образовательным учреждением за счет добровольных пожертвований либо целевых взносов физических или юридических лиц?
На основании п. 8 ст. 41 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства, представляющие собой добровольные пожертвования и целевые взносы как физических, так и юридических лиц - российских и иностранных.
В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" предусмотрен исчерпывающий перечень целей благотворительной деятельности. Среди них - содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, просвещения. Можно сказать, что существенным условием для признания финансовой помощи благотворительной является цель, на которую направляются пожертвования. Образовательные учреждения имеют право использовать полученные пожертвования на функционирование и развитие учреждения, осуществление образовательного процесса:
- приобретение предметов хозяйственного пользования;
- обустройство интерьера;
- проведение ремонтных работ;
- организацию досуга и отдыха детей;
- различные виды доплат работникам учреждения и другие нужды.
Имущество (работы, услуги) или имущественные права для целей Главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для него работы, оказать услуги). При определении налоговой базы налога, согласно подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной и уставной деятельности. В этой же статье указано (п. 2), что не подлежат учету и целевые поступления за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров. Во-первых, это целевые поступления из бюджета бюджетополучателям; во-вторых, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Статья 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает, что для выполнения целевых программ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, рассчитанную на определенный период времени (месяц, квартал, год, несколько лет и т.п.).
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
- осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
- средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Следовательно, благотворительными пожертвованиями признаются только средства, имеющие определенное целевое назначение. Принимая подобные пожертвования, образовательное учреждение должно вести обособленный учет операций, связанных с их использованием.
При получении муниципальными образовательными учреждениями добровольных взносов и средств, в виде пожертвований и благотворительности на ведение уставной деятельности не возникает налогооблагаемого дохода для исчисления налога на прибыль. Имущество, денежные средства, полученные в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, использованные не по целевому назначению, признаются внереализационным доходом и включаются в налоговую базу при исчислении налогооблагаемой прибыли (п. 14 ст. 250 НК РФ). В отношении бюджетных средств, которые были использованы не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.
Должны ли территориальные органы Пенсионного фонда РФ ежегодно в январе месяце принимать заявления на очередной перерасчет страховой части трудовой пенсии с 1 февраля каждого года, следующего за истекшим, у пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, которые с 1 января 2002 г. и по настоящее время осуществляют непрерывную работу с периодичностью 12 полных месяцев, и, следовательно, ежегодно с 1 января приобретают право на очередной перерасчет (в соответствии с абз. 1 п. 3 и п. 5 ст. 17, абз. 3 п. 1 ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; п. 1 ст. 23 и п. 2 ст. 24 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и п. 2 ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования")?
Основополагающим законодательным актом, который устанавливает нормы и условия пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии со ст. 5 названного Закона трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по случаю потери кормильца могут состоять из трех различных частей: базовой, страховой и накопительной. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из первых двух частей. Определение размера каждой из частей пенсии и его перерасчет осуществляются по собственным правилам. Базовая часть трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения и устанавливается в твердой сумме, одинаковой для всех граждан. Перерасчет размера базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца производится при наступлении обстоятельств, с учетом которых законодатель дифференцирует размеры данной части. Перерасчет страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 3 и 4 указанной статьи возможен по двум основаниям - в случае продолжения работы и соответственно поступления страховых взносов после ее установления и в случае отказа от ее получения на срок не менее 12 месяцев.
Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из расчетного пенсионного капитала, поделенного на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Согласно ст. 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" он формируется из общей суммы поступивших в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных органами федерального казначейства Министерства финансов РФ.
На практике территориальные органы Пенсионного фонда РФ руководствуются следующими положениями. Пунктом 3 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях предусмотрено, что лицу, выполняющему работу или осуществляющему иную деятельность, которая включается в страховой стаж, не менее чем 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии, по его заявлению осуществляется перерасчет страховой части. Обязательным условием является уплата этим лицом страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании").
Такой перерасчет производится и в том случае, если с момента предыдущего перерасчета прошло не менее 12 календарных месяцев. У пенсионера, работавшего не менее 12 полных месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета страховой части трудовой пенсии, возникает право на перерасчет данной части пенсии с учетом поступивших за этот период страховых взносов. Под осуществлением работы не менее чем в течение 12 полных месяцев понимается период времени со дня назначения или предыдущего перерасчета продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Следовательно, в указанном периоде продолжительность работы может быть и менее 12 полных месяцев при условии, что за данные месяцы уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Поэтому юридическим фактом, определяющим право на перерасчет пенсии, является наличие у пенсионера в течение 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета трудовой пенсии периодов работы и соответственно поступивших за него в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов. Право на перерасчет страховой части трудовой пенсии возникает только спустя год после назначения пенсии или ее перерасчета. Например, для лиц, являвшихся пенсионерами по старости по состоянию на 1 января 2002 г., данное право при любых обстоятельствах может наступить не ранее 2 января 2003 г, а реальный перерасчет будет осуществляться с 1 февраля 2003 г.
Вариант перерасчета размера страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных за 12 полных месяцев работы пенсионера после назначения (перерасчета страховой части) пенсии, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с абз. 3 п. 1 ст. 20 Закона о трудовых пенсиях не направлен на какое бы то ни было ущемление прав работающих пенсионеров. Напротив, устанавливая основания и порядок пересмотра в сторону увеличения размера одной из составных частей трудовой пенсии, он имеет целью обеспечить повышение ее уровня. Подобное правовое регулирование, осуществленное в интересах указанных граждан, не может расцениваться как противоречащее предписаниям конституционных норм (Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 426-О).
Статьи 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливают следующие положения. За всех застрахованных работников старших возрастов (мужчин, родившихся в 1952 г. и ранее, женщин, родившихся в 1956 г. и ранее) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии. Страховые взносы за мужчин, родившихся в 1953 г. и позднее, и за женщин, родившихся в 1957 г. и позднее, подразделяются на две доли - для финансирования страховой и накопительной частей их трудовых пенсий. Условием для перерасчета пенсии является уплата работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в течение 12 месяцев со дня назначения работающему у него лицу трудовой пенсии (либо со дня ее предыдущего перерасчета). Особенности уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями и военными пенсионерами рассматривались соответственно в определениях Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 183-О и от 24 мая 2005 г. N 223-О. Если на индивидуальном лицевом счете не отражено поступление страховых взносов за период работы данного лица, то органы Пенсионного фонда РФ правомерно не включают этот период в страховой стаж.
Н.В. Герасименко,
доцент кафедры международного права юридического
факультета Московского гуманитарного университета,
кандидат юридических наук
"Право и экономика", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обратная связь
Автор
Н.В. Герасименко - доцент кафедры международного права юридического факультета Московского гуманитарного университета, кандидат юридических наук
"Право и экономика", 2006, N 5