г. Москва
13 февраля 2008 г. |
Дело N А41-К2-20809/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2008г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2008г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.В.
судей Гагариной В.Г., Кузнецова А.М.
при ведении протокола судебного заседания: Текиевой Ю.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Малинина О.Н., по доверенности от 01.10.2007г. N 25, удостоверение УР N 323684;
от ответчика: Щекин П.В. (директор), протокол N 1 от 14.08.2006г., паспорт 4601 814664;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 7 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.12.2007г. по делу NА41-К2-20809/07, принятого судьей Кузнецовой С.Н., по заявлению МРИ ФНС России N 7 по Московской области к ООО "Ветеран" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы РФ N 7 по Московской области (далее - МРИ ФНС РФ N 7 по МО, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственности "Ветеран" (далее - ООО "Ветеран", общество) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (л.д. 3-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.12.2007г. в удовлетворения заявленных требований отказано (л.д. 33-38).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит указанное решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права (л.д. 42-44).
В судебном заседании представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, считая решение суда законным, жалобу - необоснованной.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании поручения УФНС РФ по Московской области от 29.10.2007г. N 16-202, сотрудниками инспекции проведена проверка легальности оборота алкогольной продукции в магазине общества, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Коломенская, д. 104.
В ходе проверки установлен факт розничной продажи алкогольной продукции в отсутствии надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, что нарушает п. 1 ст. 26 ФЗ N 171-ФЗ от 22.11.1995г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
29.10.2007г. составлен протокол описи арестованной продукции N 106-202, находящейся в незаконном обороте и переданной на ответственное хранение и составлена опись алкогольной продукции, в которой указано на отсутствие надлежаще оформленных товарно-сопроводительных документов, а именно, отсутствие реквизитов организации-получателя, печати и подписи покупателя а разделе "Б".
30.10.2007г. в присутствии директора общества составлен протокол N 16-202 об административном правонарушении, согласно которому у общества находилась на реализации алкогольная продукция без надлежаще оформленных товарно-сопроводительных документов, за что предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно, письменных пояснений директора, документы подтверждающие легальность оборота в наличии, были неточности в заполнении раздела "Б".
Поскольку рассмотрение дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, отнесено, согласно ч. 3 ст. 23.1 КАП РФ, к подведомственности арбитражных судов, инспекция обратилась в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ административным правонарушением признается поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
В силу п. 2 ст. 16 ФЗ N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Закона.
Согласно п. 1 ст. 10.2 названного нормативного акта, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справка к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
В соответствии с п. 2 ст. 10.2 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2998 N 55), предусмотрено что при реализации в розницу товаров собственник товара должен предоставить товарно-сопроводительные документы, заверенные печатью и подписью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием адреса и телефона.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 "Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждена форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.
Согласно п. 5 указанных правил, раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей реализации продукции организацией - продавцом и организацией - покупателем; при этом организация - продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела, а организация - покупатель при получении алкогольной продукции заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что несоблюдение требований о заполнении последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) раздела "Б" справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждено и не отрицается обществом, что на момент проверки в представленных налоговому органу копиях справок к товарно-транспортным накладным на алкогольную продукцию разделы "Б" не были заполнены, а именно отсутствовали: реквизиты организации-получателя, печати и подписи покупателя в разделе "Б", что подтверждает наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о наличии у инспекции полномочий для составления протоколов об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП, является правильным.
Так, исходя из части 1 статьи 23.50 КоАП, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статья 23 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу статьи 2 названного Закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что органы Федеральной налоговой службы наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-20809/07 от 10 декабря 2007 г. отменить.
Привлечь ООО "Ветеран" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40000 руб. с конфискацией алкогольной продукции, согласно протоколу описи арестованной продукции от 29.10.2007г. N 16-202.
Председательствующий |
Н.В. Иванова |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-20809/07
Истец: МРИ ФНС России N 7 по Московской области
Ответчик: ООО "Ветеран"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4390/2007