г. Москва
11 марта 2008 г. |
Дело N А41-К2-7859/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2008 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чучуновой Н.С.
судей Александрова Д.Д., Гагариной В.Г.
при ведении протокола судебного заседания Старостиным Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Коркунова Н.А., доверенность б/н от 29.02.2008 г.;
от ответчика: Анкикеева Я.В., доверенность N 03-09/147 от 18.02.2008 г.;
от третьих лиц: не явился, извещен судом надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 2 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2007 г. по делу N А41-К2- 7859/07, принятого судьей Дегтярь А. И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Созвездие" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 2 по Московской области, с участием третьего лица ГУ УПФ РФ N 17 по г. Москве и Московской области, о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Созвездие" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 2 по Московской области (далее Инспекция, налоговый орган) о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2007 г. по делу N А41-К2-7859/07 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, Инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Обществу - отказать.
В обоснование жалобы Инспекция указала, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, аналогичная позиция указана ВАС РФ в Постановлении от 22 апреля 2003 г. N 12355/02.
Как указано в решении суда, обязанность Инспекции по возврату (зачету) излишне уплаченных платежей вытекает из ст. 2 ФЗ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В указанной статье закреплено, что правоотношении, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, что никак не свидетельствует об обязании Инспекции производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов.
При этом Закон N 167-ФЗ не устанавливает ни механизма проведения возврата (зачета), ни орган, который вправе такой возврат (зачет) производить.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу Инспекции, составленный в порядке ст.262 АПК РФ, в котором считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В обоснование своей позиции Обществе указало, что в платежном поручении N 185 от 27.03.2006 г. на сумму 145 401 руб. вместо кода бюджетной классификации 18210501030011000110 (единый минимальный налог, зачисляемый в бюджет государственных бюджетных фондов) Общество указало код бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии).
Письмом б/н от 24.04.2006 г. Общество обратилось в Инспекцию с просьбой произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионной страхование.
Письмом N 09-32 от 24.07.2006 г. Инспекция отказала в возврате, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного в ст. 8 НК РФ и не являются составной часть единого социального налога.
Обществе письмом б/н от 28.09.2006 г. обращалось также в ГУ УПФ РФ N 17 по г. Москве и Московской области.
ГУ УПФ РФ N 17 по г. Москве и Московской области отказало в возврате данной суммы ввиду отсутствия у него для этого правовых оснований.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
На основании п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В силу п. п. 4, 7, 9 ст. 78 НК РФ зачет (возврат) сумм излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 13 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (п. 13 ст. 78 НК РФ).
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному Закону от 15.08.1996г.N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с п.1 ст.13 указанного Закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного Фонда Российской Федерации возврата или зачёта, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Таким образом, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции должен быть оставлен без изменения, а апелляционная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
В платежном поручении N 185 от 27.03.2006 г. на сумму 145 401 руб. вместо кода бюджетной классификации 18210501030011000110 (единый минимальный налог, зачисляемый в бюджет государственных бюджетных фондов) Общество указало код бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии) (л.д. 9).
Письмом б/н от 24.04.2006 г. Общество обратилось в Инспекцию с просьбой произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионной страхование. (л.д. 5).
Письмом N 09-32 от 24.07.2006 г. Инспекция отказала в возврате, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного в ст. 8 НК РФ и не являются составной часть единого социального налога (л.д. 6).
Обществе письмом б/н от 28.09.2006 г. также обращалось в ГУ УПФ РФ N 17 по г. Москве и Московской области с просьбой вернуть платеж, ошибочно перечисленный п/п N 185 от 27 марта 2006 г. на сумму 145 401 руб. (л.д. 7).
ГУ УПФ РФ N 17 по г. Москве и Московской области отказало в возврате данной суммы ввиду отсутствия у него для этого правовых оснований (л.д. 8).
Отказ налогового органа произвести возврат 145 401 руб., ошибочно перечисленных в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является необоснованным.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
На основании п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", устанавливает право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов -осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку указанный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 НК РФ.
В силу п. п. 4, 7, 9 ст. 78 НК РФ зачет (возврат) сумм излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 13 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (п. 13 ст. 78 НК РФ).
Вместе с тем в соответствии с положениями Федерального закона от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признана Федеральная налоговая служба. Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации считаются федеральные органы, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. При этом ни данным Федеральным законом, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации не установлен порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно ст.5 Федерального Закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный Фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.13 указанного Закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного Фонда Российской Федерации возврата или зачёта, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Пунктом 18 Порядка учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации от 16.12.2004г.N 116 н установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на оснований решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному Закону от 15.08.1996г.N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 2776/06 указано, что обязанность произвести зачет либо возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по конкретному платежному поручению государственного учреждения возложена на налоговую инспекцию.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 4240/06 признан ошибочным вывод суда кассационной инстанции о том, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, кроме случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что возврат излишне уплаченных Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 145 401руб. обязан произвести налоговый орган.
Факт излишней уплаты суммы на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подтверждается реестром поступления платежей от страхователя и налоговым органом не оспаривается, срок на подачу заявления о возврате возникшей переплаты Обществом соблюден, доказательств наличия недоимки по налогам и сборам у Общества налоговым органом суду представлено не было.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы Инспекции ошибочны и основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства. При этом ни в апелляционной жалобе, ни в объяснениях представителя налогового органа, данных в ходе судебного заседания, не приведено доказательств, указывающих на ошибочность выводов решения суда первой инстанции, нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная инстанция не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, ст.110 АПК РФ, п.2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", апелляционный суд считает необходимым взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 2 по Московской области государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2007 г. по делу N А41-К2-7859/07 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 2 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с МРИ ФНС РФ N 2 по Московской области в доход Федерального бюджета судебные расходы по госпошлине в размере 1000 руб. за апелляционное рассмотрение жалобы.
Выдать исполнительный лист.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-7859/07
Истец: ООО "Созвездие"
Ответчик: МРИ ФНС России N 2 по Московской области
Третье лицо: ГУ УПФ РФ N 17 по Москве и Московской области