Подсказка инспекторов
Налоговые работники не жалуют расходы на маркетинговые услуги, потому что их часто используют для уменьшения налогов. Как же поступить добросовестным фирмам, если они нуждаются в услугах маркетологов?
Инспекторы обычно аргументируют отказ признать расходы на маркетинг экономической необоснованностью таких затрат. Другим основанием может быть оформление документов. Например, это стало одной из причин проигрыша фирмой судебного разбирательства в ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 28 ноября 2005 г. по делу N Ф04-8496/2005(17254-А46-15)). Поэтому необходимо внимательно отнестись к бумагам, которые подтверждают расходы на маркетинг. Тем более что инспекторы сами дали соответствующие пояснения. В письме ФНС России от 20 февраля 2006 г. N ММ-6-03/183@ контролеры привели устраивающие их формулировки.
Выбирайте выражения
Одним из документов, которыми подтверждают расходы, является договор. В нем нужно максимально точно описать предмет сделки, а не ограничиваться записью "маркетинговые услуги". Как отметили контролеры в письме, в налоговом законодательстве отсутствует расшифровка этого понятия. В таком случае следует воспользоваться определениями из других отраслей законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ). Инспекторы обратились к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001. Правда, в этом документе тоже отсутствует определение "маркетинговые услуги", зато классификатор содержит понятие "исследование конъюнктуры рынка". Как отметили ревизоры, исследование рынка предполагает осуществление следующих процедур:
- определение размера и характера рынка, расчет его реальной и потенциальной емкости;
- анализ факторов, влияющих на развитие рынка;
- определение степени насыщенности и сегментация рынка, определение типов потребителей по возрасту, полу, доходу;
- исследование мощности торгово-сбытовой сети;
- наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми и вспомогательными помещениями;
- анализ внешних факторов развития рынка.
Такие формулировки целесообразно привести в документах, подтверждающих расходы, дабы избежать лишних претензий контролеров.
Готовимся основательно
Помимо договора фирме следует запастись и другими документами. Как показывает арбитражная практика, убедить судей в необходимости консультаций маркетологов помогут также акты выполненных работ, графики, отражающие основные показатели деятельности общества. На основании анализа таких документов, например, судьи ФАС Западно-Сибирского округа пришли к выводу, что полученные консультации были необходимы компании для осуществления и развития производства, продвижения продукции на рынок и т.д. (постановление от 20 апреля 2006 г. по делу N Ф04-2117/2006(21664-А27-3)). Арбитры не приняли во внимание доводы инспекторов даже о том, что у фирмы есть подразделение, которое занимается маркетингом. Как отметили судьи, налоговое законодательство не ставит признание затрат в зависимость от того, имеются ли у плательщика структурные подразделения, решающие аналогичные задачи. К такому же выводу пришли арбитры ФАС Московского округа (постановление от 20 апреля 2005 г. по делу N КА-А40/ 2944-05).
Т. Аверина,
ведущий эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.