г. Москва
26 мая 2008 г. |
Дело N А41-К2-15215/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой К.И.,
судей Минкиной Г.Т., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Заболотним С.Н.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Смирнов С.В., по доверенности N 90 от 14.05.08 г., паспорт N 46 03 521833;
от ответчика: Крупенин А.А., по доверенности N 621/в-2-13 от 24.04.08 г., паспорт N 46 99 412287;
3-и лица: Пинтяшина С.В., по доверенности N 36-Д от 01.01.08 г., удостоверение N М-045/06
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Клинского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2008 года по делу N А41-К2-15215/07, принятое судьей Неяскиной Е.А., по иску (заявлению) Клинского РАЙПО к Администрации Клинского муниципального района, при участии третьего лица - Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Клинское районное потребительское общество (Клинское РАЙПО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации г. Клина Московской области, выразившихся в не включении Центрального рынка Клинского РАЙПО, расположенного по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, д. 35, в план организации розничных рынков на территории Клинского района, а также обязании Администрации г. Клина включить Центральный рынок Клинского РАЙПО, расположенный по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, д. 35, в план организации розничных рынков на территории Клинского района Московской области.
Определением от 5 декабря 2007 года суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица Министерство потребительского рынка и услуг Московской области (л.д. 50, т.1).
Арбитражный суд Московской области решением от 18 марта 2008 года отказал Клинскому РАЙПО в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Клинское РАЙПО просит решение суда первой инстанции от 18.03.08 г. отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Клинскому РАЙПО на основании Постановлений Главы Администрации Клинского района Московской области от 22.01.93 г. N 91 и от 29.01.93 г. N 246-5 предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки площадью 1, 21 га и 1, 2886 га для организации колхозного рынка (л.д. 19-20, т.1).
На вышеуказанных земельных участках Клинским РАЙПО размещен оптово-розничный рынок "Центральный", расположенный по адресу: г. Клин, ул. Литейная (л.д. 22, т.1).
Как указывает заявитель, во исполнение Федерального закона от 30.12.06 г. "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" Клинское РАЙПО письмом от 10 апреля 2007 года N 137 обратилось в Администрацию г. Клина за разрешением на организацию универсального рынка по адресу: Московская область, г. Клин., ул. Литейная, д. 35 (л.д. 14, т.1).
Администрация Клинского муниципального района письмом N 595-2-11 от 25 апреля 2007 года отказала заявителю в согласовании размещения рынка на том основании, что Клинским РАЙПО не представлены документы, подтверждающие права заявителя на объекты недвижимого имущества, расположенные в пределах территории рынка, а также в связи с выявленными в ходе комплексных проверок "Центрального рынка" нарушениями в организации работы рынка (л.д. 45, т.1).
Письмом от 11.04.07 г. N 441/в-2-11 Администрация Клинского района направила в Министерство потребительского рынка и услуг Правительства Московской области данные о согласовании мест расположения и типов рынков на территории Клинского муниципального района (л.д. 39-40, т.1).
Поскольку Центральный рынок, расположенный по адресу: г. Клин, ул. Литейная, д. 35, Администрацией Клинского района не был включен в вышеуказанный перечень рынков на территории района, Клинское РАЙПО обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что бездействие администрации, выразившееся в не включении Центрального рынка в план организации розничных рынков на территории Клинского района, нарушило требования ст. 4 Закона Московской области от 16.03.07 г. N 41/2007-ОЗ "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области", Постановления Правительства Московской области от 30.05.07 г. N 403/18 "О мерах по реализации Закона Московской области "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области", а также п. 5 "Порядка формирования и ведения реестра розничных рынков, расположенных на территории Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 30.05.07 г. N 403/18.
Суд первой инстанции, отказывая Клинскому РАЙПО в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих незаконность бездействия Администрации Клинского района, а также доказательств нарушения администрацией прав и законных интересов Клинского РАЙПО.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает, что суд при разрешении спора не принял во внимание то обстоятельство, что письмо Администрации Клинского района с данными о согласовании мест расположения и типов рынков на территории района направлено в Министерство потребительского рынка и услуг ранее, чем Клинское РАЙПО обратилось с заявлением о выдаче разрешения на организацию универсального рынка, что свидетельствует о том, что Администрация Клинского района заранее неправомерно исключила Центральный рынок из списков рынков, расположенных на территории района.
Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что утверждение администрацией плана организации розничных рынков на территории отдельно взятого района законодательством не предусмотрены, поскольку в п.п. 30-52 Постановления Правительства Московской области N 289/15 от 17.04.07 г. имеется указание на план организации рынков на территории отдельно взятого Клинского района - 28 рынков.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то обстоятельство, что Центральный рынок, расположенный в г. Клин, ул. Литейная, 35, является старейшим рынком города, образованным в 1947 году решением Исполкома горсовета Клинского района.
Клинское РАЙПО полагает, что Администрация Клинского района, отказывая обществу в получении разрешения на право организации рынка, нарушила права и законные интересы заявителя как собственника недвижимого имущества, расположенного на нем.
С данными доводами заявителя апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд не может согласиться.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане и юридические лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту.
Исходя из положений вышеуказанной статьи и учитывая разъяснения Пленума ВАС РФ и ВС РФ, данные в постановлении N 6/8, основанием для вывода суда о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.06 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Согласно вышеуказанной норме права полномочиями по утверждению Плана организации рынка на территории субъекта РФ обладает Правительство Московской области.
17 апреля 2007 года Правительство Московской области вынесло постановление N 289/15 "О некоторых вопросах организации розничных рынков на территории Московской области", которым утвердило План организации розничных рынков на территории области (л.д. 76-78, т.1).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действующее законодательство не наделяет орган местного самоуправления, в данном случае, Администрацию Клинского района, правом на включение рынка на территории района в План организации рынков на территории Московской области и правом на утверждение этого плана.
Орган местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом N 271-ФЗ направляет в полномочный орган информацию для подготовки проекта Плана организации рынков на территории Московской области (л.д. 118-124, т.1).
Из материалов дела следует, что Клинское РАЙПО с конкретным требованием о включении Центрального рынка, расположенного по адресу: г. Клин, ул. Литейная, 35, в План организации рынков на территории Московской области, в Администрацию Клинского района не обращалось.
Письмом N 137 от 10 апреля 2007 года Клинское РАЙПО обратилось в Администрацию Клинского района с просьбой выдать разрешение на организацию универсального рынка по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, д. 35 (л.д. 14, т.1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", вступившего в силу с 11.04.2007, "организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее шестидесяти дней со дня его вступления в силу".
В этой связи лица, желающие заниматься организацией торговли на рынках, обязаны в течение 60 дней привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона, что означает необходимость получения ими разрешения на право организации рынка при наличии соответствующего права (собственности, аренды) на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.
Пунктом 3 ст. 4 вышеуказанного закона установлено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Закона о розничных рынках Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 г. N 148 утверждены Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка.
Согласно ст. 5 Закона о розничных рынках и пунктом 3 вышеназванных Правил разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования с приложением следующих документов: 1) копии учредительных документов; 2) выписки из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенную копию; 3) нотариально удостоверенную копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего права на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Согласно статье 7 Закона о розничном рынке и пункту 6 Правил заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям: 1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается организовать розничный рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 данного Федерального закона; 2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 данного Федерального закона; 3) подача заявления о представлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 5 данного Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.
В силу ч. 3 ст. 5 Закона N 271-ФЗ орган местного самоуправления проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных им заявлении и документах.
Из материалов дела следует, что Клинское РАЙПО, обращаясь к Администрации Клинского района с заявление о выдаче разрешения на организацию универсального рынка, не представило полный пакет документов, предусмотренных вышеуказанными нормами права.
Письмами N 521-2-11 от 12.04.07 г., N 534-2-11 от 17.04.07 г., N 595-2-11 от 25.04.07 г., N 928-2-11 от 26.06.07 г. Администрация Клинского района неоднократно сообщала заявителю о том, что для получения разрешения на право организации рынка Клинскому РАЙПО в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 г. N 148 Правилами выдачи разрешений на право организации розничного рынка необходимо представить документы, подтверждающие права на объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой заявитель предполагает организовать розничный рынок (л.д. 110-116, т.1).
Доказательств представления Клинским РАЙПО в Администрацию Клинского района требуемого пакета документов заявителем не представлено.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в ходе проведения комплексных проверок рынков, расположенных на территории Клинского района, выявлены нарушения в части соблюдения правил торговли на Центральном рынке Клинского РАЙПО, что подтверждается имеющимся в материалах дела Актом комиссии от 13 декабря 2006 года (л.д. 103-106, т.1).
Письмами N 1741-2-11 от 19.12.06 г., N 1748-2-11 от 19.12.06 г., N 595-2-11 от 25.04.07 г. Администрация Клинского района сообщила Клинскому РАЙПО о необходимости устранения вышеуказанных нарушений (л.д. 107-110, т.1).
Поскольку допущенные нарушения в работе Центрального рынка заявителем устранены не были, при этом полного пакета документов, необходимого для выдачи разрешения на строительство Клинское РАЙПО не представило, 1 августа 2007 года Администрацией Клинского района вынесено постановление N 1637 об отказе в выдаче разрешения Клинскому РАЙПО на право организации универсального рынка по адресу: г. Клин, ул. Литейная, д. 35 (л.д. 150, т.1).
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что Клинским РАЙПО не представлено доказательств, подтверждающих незаконность бездействия Администрации Клинского района, выразившихся в не включении Центрального рынка Клинского РАЙПО, расположенного по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, д. 35, в План организации рынков на территории Клинского района, поскольку полномочиями на включение рынка в план организации розничных рынков на территории Клинского района администрация не обладает, при этом действующим законодательством не предусмотрено составление Плана организации розничных рынков на территории отдельно взятого Клинского района.
Частью 3 ст. 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно отказал Клинскому РАЙПО в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из вышеизложенного, Клинским РАЙПО не доказаны обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований.
Оснований для удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда законное, обоснованное.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2008 года по делу N А41-К2-15215/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
К.И. Демидова |
Судьи |
Г.Т. Минкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-15215/07
Истец: Клинское РАЙПО
Ответчик: Администрация Клинского района
Третье лицо: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области