Прибыль получил, а декларацию заполнил?
В журнале "Новая бухгалтерия" N 4 мы рассказали о том, чем отличается новая форма Декларации по налогу на прибыль, которая применяется для отчетности в 2006 г., от "старой" Декларации. В этой статье на числовом примере мы покажем, как правильно заполнить Декларацию за полугодие.
Плательщиками налога на прибыль признаются все организации, созданные по законодательству Российской Федерации.
С 2006 г. применяется форма Декларации, которая утверждена Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н.
В обязательном порядке (в "минимальном" составе) организация должна представить Декларацию в составе Титульного листа (Лист 01), подраздела 1.1 Раздела 1, Листа 02, Приложений N 1 и 2 к Листу 02.
Все остальные подразделы, приложения к Листу 02 и Листы 03-07 организация заполняет и представляет в налоговый орган, только если у нее есть соответствующие доходы, расходы, убытки и т.д., которые отражаются в этих листах.
Если у коммерческой организации в отчетном периоде налогооблагаемых доходов не было, то ей все равно необходимо подать Декларацию в "минимальном" составе с прочеркнутыми строками показателей.
Организации, перешедшие на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли за отчетные периоды (январь, январь - февраль, январь - март и т.д.), представляют Декларацию в составе Титульного листа, подраздела 1.1 Раздела 1 и Листа 02. Но это в том случае, если у них нет операций, которые отражаются в Приложении N 5 к Листу 02 или на Листах 03, 04.
А вот по окончании I квартала, полугодия, 9 месяцев и за налоговый период (год) им нужно представлять Декларацию в том же составе, что и всем организациям.
Признаются плательщиками налога на прибыль и некоммерческие организации. Это следует из ст. 246 НК РФ.
Если некоммерческая организация не ведет коммерческую деятельность, то она должна представить Декларацию только по итогам налогового периода (года) в составе Титульного листа, Листа 02 и Листа 07 в случае, если она получала средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, перечисленные в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ.
Налог на прибыль уплачивают также и иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства.
По итогам отчетного периода Декларация представляется не позднее 28 дней после его окончания. Последний день сдачи декларации за полугодие - 28 июля 2006 г. Этот день будет и последним днем уплаты авансового платежа по налогу на прибыль по итогам полугодия.
Заполним Декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие 2006 г. исходя из следующих данных.
Пример.
При исчислении налога на прибыль организация применяет метод начисления и уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из одной третьей части авансового платежа, начисленного по итогам предыдущего квартала.
В Декларации за I квартал 2006 г. были начислены следующие суммы налога на прибыль и ежемесячных авансовых платежей, которые должны были уплачиваться во II квартале 2006 г.
(руб.)
Показатель | Код строки Декларации |
Сумма |
Сумма исчисленного налога на прибыль - всего, | 180 | 121 400 |
в том числе: в федеральный бюджет |
190 |
32 879 |
в бюджет субъекта Российской Федерации | 200 | 88 521 |
Сумма ежемесячных авансовых платежей на II квартал 2006 года - всего | 290 | 121 400 |
в том числе: в федеральный бюджет |
300 |
32 879 |
в бюджет субъекта Российской Федерации | 310 | 88 521 |
Сумма выручки от реализации за полугодие составила (без НДС) - 10 850 000 руб., в том числе по видам деятельности:
- от реализации продукции собственного изготовления - 8 230 000 руб.;
- от реализации покупных товаров - 2 620 000 руб.
Кроме этого был получен доход от реализации амортизируемого имущества в сумме 150 000 руб. (его остаточная стоимость на момент реализации составила 125 000 руб.) и от сдачи части производственных площадей в аренду другой организации в сумме 165 000 руб.
Организация в учетной политике для целей налогообложения на 2006 год зафиксировала, что в состав прямых расходов включаются расходы перечисленные в ст. 318 НК РФ.
Исходя из этого по данным налогового учета расходы организации, связанные с извлечением доходов, составили:
прямые расходы по изготовлению продукции, всего - 5 461 261 руб., в том числе:
- материальные расходы (сырье, материалы, комплектующие) - 3 180 000 руб.;
- расходы на оплату труда производственного персонала - 1 732 350 руб.;
- ЕСН, начисленный на зарплату производственного персонала, - 207 882 руб.;
- взносы в ПФР, начисленные на зарплату производственного персонала, - 242 529 руб.;
- амортизационные отчисления по основным средствам производственного назначения - 96 500 руб.;
- амортизация, начисленная по нематериальному активу (патенту на изобретение) - 2000 руб.;
стоимость реализованных покупных товаров - 1 700 000 руб.;
косвенные расходы, всего - 2 600 460 руб., в том числе:
- заработная плата аппарата управления - 465 000 руб.;
- ЕСН, начисленный на зарплату аппарата управления, - 55 800 руб.;
- взносы в ПФР, начисленные на зарплату аппарата управления, - 65 100 руб.;
- заработная плата персонала, занятого сбытом продукции и товаров, - 1 320 000 руб.;
- ЕСН, начисленный на зарплату персонала, занятого сбытом продукции и товаров, - 158 400 руб.;
- взносы в ПФР, начисленные на зарплату персонала, занятого сбытом продукции и товаров, - 184 800 руб.;
- амортизационные отчисления по основным средствам, используемым аппаратом управления, - 34 500 руб.;
- материальные расходы, относящиеся к косвенным расходам, - 120 000 руб.;
- амортизация, начисленная по нематериальному активу (свидетельству на товарный знак), - 2000 руб.;
- амортизационная премия в размере 10% первоначальной стоимости основных средств, приобретенных в первом полугодии 2006 г., - 35 000 руб.;
- взносы в ФСС России на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве производственного персонала, аппарата управления и персонала, занятого сбытом продукции и товаров (25 985 руб. + 6975 руб. + 19 800 руб.), - 52 760 руб.;
- налог на имущество - 24 900 руб.;
- транспортный налог - 4100 руб.;
- плата банку за расчетно-кассовое обслуживание - 21 600 руб.;
- расходы на рекламу в средствах массовой информации - 56 500 руб.;
внереализационные расходы - 57 500 руб., в том числе:
- амортизация, начисленная по сданному в аренду помещению, - 4 500 руб.;
- суммы процентов за пользование банковским кредитом в пределах норм согласно статьям 265 и 269 НК РФ - 53 000 руб.
Расходы, не учитываемые при налогообложении, составили 86 200 руб. и представляют собой сумму процентов за пользование кредитом, превышающую нормы (п. 8 ст. 270 НК РФ).
Чтобы отразить все эти данные, нам нужно заполнить Титульный лист, подразделы 1.1 и 1.2 Раздела 1 Декларации, Лист 02 и Приложения N 1-3 к нему.
Заполнять Декларацию удобнее в "обратной" последовательности: сначала Приложения N 1-3 к Листу 02, затем сам Лист 02, а в самом конце - подразделы 1.1 и 1.2 Раздела 1. Это связано с тем, что данные из Приложений N 1-3 переносятся непосредственно в Лист 02, а затем исчисленные суммы налога в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ расшифровываются в подразделах Раздела 1.
Исходя из данных нашего примера удобнее начать с заполнения Приложения N 3 к Листу 02.
Заполнение Приложения N 3 к листу 02
Это приложение в составе Декларации новое. В нем отражается финансовый результат по операциям, для которых Налоговым кодексом установлены специальные правила его формирования.
В нем отражаются выручка, расходы и финансовый результат по следующим операциям:
- реализация амортизируемого имущества;
- реализация прав требования;
- реализация товаров (работ, услуг) обслуживающими производствами и хозяйствами;
- операции в рамках выполнении договора доверительного управления имуществом;
- реализация компенсационной продукции при выполнении соглашения о разделе продукции.
По условиям нашего примера организация реализовала амортизируемое имущество (один объект основных средств) за 150 000 руб. Его остаточная стоимость на дату реализации составила 125 000 руб.
В Приложении N 3 к Листу 02 по строке 010 мы покажем количество сделок по реализации имущества: в нашем случае - это одна сделка.
Эта сделка принесла организации хоть и небольшую, но прибыль, поэтому в строке 020 поставим прочерк.
В строке 030 отразим сумму выручки от реализации основного средства - 150 000 руб., в строке 040 его остаточную стоимость - 125 000 руб., а в строке 050 - прибыль от реализации - 25 000 руб.
Обратим внимание, что по строке 040 отражается не только остаточная стоимость основного средства, но и расходы, связанные с его реализацией, например это могут быть расходы на демонтаж оборудования.
Если от реализации амортизируемого имущества организация получила бы убыток, то по строке 060 нужно было бы показать сумму убытка.
Поскольку по условиям нашего примера у организации не было других операций, которые отражаются в Приложении N 3, в остальных строках ставятся прочерки.
В строке 270 мы повторим сумму выручки от реализации оборудования - 150 000 руб., а в строке 280 - его остаточную стоимость 125 000 руб.
Суммы, показанные в этих строках, переносятся в Приложения N 1 и 2 к Листу 02.
Обратите внимание! Суммы прибыли от операций, отраженных в Приложении N 3, отдельно в другие листы и приложения Декларации не переносятся. А суммы убытков, показанные в строке 290, переносятся в строку 050 Листа 02.
Пример заполнения Приложения N 3 показан ниже.
Приложение N 3 к листу 02
Расчет суммы расходов по операциям, финансовые результаты
по которым учитываются при налогообложении прибыли
с учетом положений статей 268, 275.1, 276, 279, 323
и пункта 21 статьи 346.38 НК РФ
(за исключением отраженных в Листе 05)
(фрагмент)
(руб.)
Показатели | Код строки | Сумма |
1 | 2 | 3 |
Количество сделок по реализации амортизируемого имущества - всего | 010 | 1 |
В том числе убыточных | 020 | - |
Выручка от реализации амортизируемого имущества | 030 | 150 000 |
Остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества и расхо- ды, связанные с его реализацией |
040 | 125 000 |
Прибыль от реализации амортизируемого имущества (без учета сделок, по которым получены убытки) |
050 | 25 000 |
Убытки от реализации амортизируемого имущества (без учета сделок, по которым получена прибыль) |
060 | - |
... | ... | ... |
Итого выручка от реализации по операциям, отраженным в Приложении N 3 к Листу 02 (сумма строк 030, 070, 100, 110, 180, 210, 240 Приложения N 3 к Листу 02 отражается по строке 030 Приложения N 1 к Листу 02) |
270 | 150 000 |
Итого расходы по операциям, отраженным в Приложении N 3 к Листу 02 (сумма строк 040, 080, 120, 130, 190, 220, 250 Приложения N 3 к Листу 02 отражается по строке 080 Приложения N 2 к Листу 02) |
280 | 125 000 |
Убытки по операциям, отраженным в Приложении N 3 к Листу 02 (сумма строк 060, 090, 150, 160, 200, 230, 260 Приложения N 3 к Листу 02 отра- жается по строке 050 Листа 02) |
290 | - |
Итак, у нас есть вся информация о доходах, полученных организацией, и мы можем заполнить Приложение N 1 к Листу 02.
Заполнение Приложения N 1 к Листу 02
Это приложение претерпело существенные сокращения. В нем объединены два прежних приложения к Листу 02 (Приложения N 1 и 6).
Теперь в Приложении N 1 отражаются как доходы от реализации, так и внереализационные доходы. При этом из общей суммы внереализационных доходов нужно расшифровать только суммы доходов прошлых лет, выявленных в отчетном (налоговом) периоде, и доходов в виде стоимости материалов или иного имущества, полученных при ликвидации основных средств*(1).
По условиям примера организация получила доход от реализации продукции собственного изготовления, от реализации покупных товаров и от сдачи части производственных площадей в аренду.
Полученные доходы мы отразим так:
- по строке 010 покажем общую сумму выручки от реализации - 10 850 000 руб.;
- в строке 011 - выручку от реализации продукции собственного изготовления - 8 230 000 руб.;
- в строке 012 - выручку от реализации покупных товаров - 2 620 000 руб.
В строку 030 мы перенесли из Приложения N 3 сумму выручки от реализации основного средства - 150 000 руб.
В строке 040 подсчитаем сумму доходов от реализации. В нашем случае она составит - 11 000 000 руб.
В строке 100 отражается общая сумма внереализационных доходов, которые формируются по правилам ст. 250 НК РФ. У нас по этой строке нужно отразить доходы от сдачи части производственных площадей в аренду другой организации в сумме 165 000 руб.
Итоговые суммы из строки 040 и строки 100 Приложения N 1 переносятся в Лист 02 Декларации в строки 010 и 020 соответственно.
Приведем пример заполнения Приложения N 1.
Приложение N 1 к Листу 02
Доходы от реализации и внереализационные доходы
(фрагмент)
(руб.)
Показатели | Код строки | Сумма |
1 | 2 | 3 |
Выручка от реализации - всего, в том числе: |
010 | 10 850 000 |
выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства | 011 | 8 230 000 |
выручка от реализации покупных товаров | 012 | 2 620 000 |
выручка от реализации имущественных прав, за исключением доходов от реализации права требования |
013 | - |
выручка от реализации прочего имущества | 014 | - |
... | ... | ... |
Выручка от реализации по операциям, отраженным в Приложении N 3 к Листу 02 (строка 270 Приложения N 3 к Листу 02) |
030 | 150 000 |
Итого доходов от реализации (строка 010 + строка 020 + строка 030) | 040 | 11 000 000 |
Внереализационные доходы - всего, в том числе: |
100 | 165 000 |
в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде | 101 | - |
в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при ликвида- ции выводимых из эксплуатации основных средств |
102 | - |
Заполнение Приложения N 2 к Листу 02
Приложение N 2 объединяет информацию практически обо всех расходах организации - прямых, косвенных, прочих, внереализационных, а также об отдельных видах убытков.
Причем, в отличие от прежней декларации, количество показателей Приложения N 2, подлежащих расшифровке и детализации, существенно уменьшено.
Теперь не нужно показывать отдельно суммы материальных расходов, оплаты труда и амортизационных отчислений, относящихся к косвенным расходам. Не требуется показывать отдельно и суммы прочих расходов и выделять из них суммы ЕСН, относящиеся к косвенным расходам.
Внереализационные расходы, которые ранее показывались в Приложении N 7, сейчас тоже детализируются в Приложении N 2 в меньшей степени. Так, например, суммы расходов по содержанию имущества, переданного в аренду, отдельно не выделяются.
По условиям нашего примера общая сумма прямых расходов составила 5 461 261 руб. Она показывается по строке 010 и, как и ранее, не детализируется.
Далее в форме идет строка 020, по которой показывают суммы прямых расходов организации, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю.
В следующей строке 030 из состава прямых расходов торговых организаций выделяется стоимость реализованных покупных товаров.
В нашем примере помимо производства продукции организация реализует и покупные товары. За полугодие их стоимость составила 1 700 000 руб. Эту сумму мы покажем по строке 020 и повторим в строке 030.
Обратите внимание! Согласно ст. 320 НК РФ для торговых организаций стоимость приобретения товаров для последующей перепродажи всегда относится к прямым расходам. Поэтому стоимость реализованных покупных товаров нужно обязательно показывать в составе прямых расходов по строкам 020 и 030.
Косвенные расходы показываются в строке 040 и частично расшифровываются в строках 041-046.
Общую сумму косвенных расходов - 2 600 460 руб. мы покажем по строке 040.
Из этой общей суммы нам нужно выделить следующие виды расходов.
По строке 041 покажем сумму налогов и сборов - 29 000 руб., которая складывается из сумм налога на имущество - 24 900 руб. и транспортного налога - 4100 руб. ЕСН, начисленный на зарплату (производственного, управленческого, коммерческого персонала), по этой строке не показывается и нигде отдельно не выделяется.
Обратите внимание! В строке 041 указываются суммы налогов и сборов, которые начисляются в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
ЕСН установлен законодательством о налогах и сборах. Суммы этого налога включаются в расходы при исчислении налога на прибыль: часть суммы начисленного ЕСН учитывается в составе прямых расходов, а часть - в составе косвенных расходов. При заполнении строки 041 Декларации выделять его из состава прямых (косвенных) расходов не требуется.
В этой строке не должны отражаться и те налоги, которые не учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль на основании ст. 270 НК РФ: НДС, акцизы, ЕНВД.
По строке 044 мы покажем сумму расходов на капитальные вложения в размере до 10% первоначальной стоимости - 35 000 руб. Это так называемая амортизационная премия, сумму которой организация с 1 января 2006 г. имеет право единовременно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль, если это предусмотрено учетной политикой для целей налогообложения.
Обратите внимание! В строку 080 Приложения N 2 переносится остаточная стоимость реализованного основного средства - 125 000 руб. из Приложения N 3.
В строке 110 Приложения N 2 подсчитывается общая сумма прямых и косвенных расходов. В нашем случае эта сумма составляет 9 886 721 руб.
Эта сумма переносится в строку 030 Листа 02.
Обратите внимание! Для подсчета общей суммы для заполнения строки 110 Приложения N 2 в этой строке указан такой алгоритм подсчета: "Итого признанных расходов (сумма строк с 010 по 040 + сумма строк с 050 по 100)". Но строка 030, по которой мы показали стоимость реализованных покупных товаров, представляет собой величину, выделенную из строки 020. Поэтому при заполнении строки 110 сумма из строки 030 в подсчет приниматься не должна.
Теперь осталось заполнить строки 200-302 Приложения N 2, в которых отражаются внереализационные расходы и приравненные к ним убытки.
В нашем примере общая сумма внереализационных расходов составила 57 500 руб. Ее мы запишем в строку 200.
Отдельно по строке 201 из общей суммы внереализационных расходов выделим сумму процентов за пользование банковским кредитом в пределах норм согласно статьям 265 и 269 НК РФ - 53 000 руб.
Расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, в Приложении N 2 отдельно выделять не нужно.
Сумма внереализационных расходов из строки 200 переносится в строку 040 Листа 02.
Раздел "Справочно" в Приложении N 2 к Листу 02 остался без изменений.
В нем по строке 400 покажем общую сумму начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, которая в нашем примере составляет 139 500 руб. Это амортизационные отчисления по основным средствам производственного назначения (96 500 руб.), амортизационные отчисления по основным средствам аппарата управления (34 500 руб.), амортизация по сданному в аренду помещению (4500 руб.), амортизация по патенту на изобретение (2000 руб.) и по свидетельству на товарный знак (2000 руб.).
Соответственно в строке 401 выделим из общей суммы амортизацию по нематериальным активам - 4000 руб.
В Приложении N 2, в отличие от прежней формы, больше не показываются суммы расходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли (в нашем примере это сумма 86 200 руб.).
Пример заполнения Приложения N 2 приведен ниже.
Приложение N 2 к Листу 02
Расходы, связанные с производством и реализацией,
внереализационные расходы и убытки, приравниваемые
к внереализационным расходам
(фрагмент)
(руб.)
Показатели | Код строки | Сумма |
1 | 2 | 3 |
Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам, работам, услугам | 010 | 5 461 261 |
Прямые расходы налогоплательщиков, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю в текущем отчетном (налоговом) периоде, относящих- ся к реализованным товарам, |
020 | 1 700 000 |
В том числе стоимость реализованных покупных товаров | 030 | 1 700 000 |
Косвенные расходы - всего, | 040 | 2 600 460 |
в том числе: суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законода- тельством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением ЕСН, а также налогов, перечисленных в статье 270 НК |
041 |
29 000 |
расходы на НИОКР | 042 | - |
из них: расходы на НИОКР, не давшие положительного результата |
043 |
- |
расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дообо- рудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликви- дации основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК) |
044 | 35 000 |
... | ... | ... |
Расходы по операциям, отраженным в Приложении N 3 к Листу 02 (строка 280 Приложения N 3 к Листу 02) |
080 | 125 000 |
... | ... | ... |
Итого признанных расходов (сумма строк с 010 по 040 + сумма строк с 050 по 100) |
110 | 9 886 721 |
... | ... | ... |
Внереализационные расходы - всего (строка 200 > или = сумме строк с 201 по 203), |
200 | 57 500 |
в том числе: расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обя- зательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком |
201 |
53 000 |
расходы по созданию резерва предстоящих расходов, направляемых на це- ли, обеспечивающие социальную защиту инвалидов |
202 | - |
убыток от реализации права требования, относящийся к внереализационным расходам текущего отчетного (налогового) периода |
203 | - |
... | ... | ... |
Справочно: | ||
Сумма начисленной амортизации за отчетный (налоговый) период - всего, | 400 | 139 500 |
в том числе: по нематериальным активам |
401 |
4 000 |
Заполнение Листа 02
Используя данные заполненных нами приложений N 1-3 к Листу 02, приступим к заполнению самого Листа 02.
Заполняя Приложения N 1 и 2, мы перенесли в Лист 02 суммы доходов от реализации (в строку 010), внереализационных доходов (в строку 020), расходов, уменьшающих доходы от реализации (в строку 030) и внереализационных расходов (в строку 040).
В строке 060 вычислим сумму полученной прибыли. Она составит 1 220 779 руб. (11 000 000 руб. + 165 000 руб. - 9 886 721 руб. - 57 500 руб.). Исходя из условий нашего примера, мы повторим эту сумму в строках 100 и 120. Поскольку в примере льгот по налогу на прибыль, устанавливаемых субъектами РФ, нет, покажем ее и по строке 130.
Эта сумма является налоговой базой для исчисления налога на прибыль.
Ставки налога на прибыль показываются в строках 140 (24%), 150 (6,5%) и 160 (17,5%).
Далее в строках 180-200 рассчитаем суммы налога на прибыль.
Общая сумма налога на прибыль в строке 180 составит у нас 292 987 руб. (1 220 779 руб. х 24%), сумма налога в федеральный бюджет по строке 190 - 79 351 руб. (1 220 779 руб. х 6,5%), в бюджет субъекта РФ по строке 200 - 213 636 руб. (1 220 779 руб. х 17,5%)
Заполним строки, в которых показываются суммы начисленных авансовых платежей за полугодие 2006 г.
По условиям нашего примера по итогам I квартала 2006 г. организация исчислила общую сумму налога на прибыль - 121 400 руб., в том числе в федеральный бюджет - 32 879 руб. и в бюджет субъекта РФ - 88 521 руб.
Как предусмотрено п. 2 ст. 286 НК РФ, сумма ежемесячного авансового платежа, которую необходимо уплачивать в каждом месяце II квартала 2006 г., равна одной трети суммы налога на прибыль, исчисленной в декларации по итогам I квартала 2006 г.
То есть организация начислила и уплатила за апрель, май и июнь 2006 г. авансовые платежи в общей сумме 121 400 руб. Эта общая сумма была отражена в строке 290 декларации за I квартал 2006 г. (распределена между бюджетами в строках 300 и 310), а также распределена по месяцам в подразделе 1.2 Раздела 1.
Эти суммы и представляют собой начисленные организацией за II квартал 2006 г. авансовые платежи, которые показываются в строках 210-230.
В строке 210 мы покажем общую сумму начисленных авансовых платежей за полугодие - 242 800 руб. (строка 180 декларации за I квартал + строка 290 декларации за I квартал). В строке 220 начисленные авансовые платежи в федеральный бюджет - 65 758 руб. (строка 190 декларации за I квартал + строка 300 декларации за I квартал), а в строке 230 начисленные авансовые платежи в бюджет субъекта РФ - 177 042 руб. (строка 200 декларации за I квартал + строка 310 декларации за I квартал).
Теперь вычислим в строке 270 сумму налога на прибыль к доплате по итогам полугодия. Она составит у нас 50 187 руб.
Но это еще не все. Нам надо рассчитать сумму авансовых платежей, которую организация должна будет уплатить в течение следующего, III квартала. Этот расчет делается в строках 290-310.
Как следует из п. 2 ст. 286 НК РФ, сумма авансовых платежей за III квартал 2006 г. равна разнице между суммой налога на прибыль, рассчитанной в декларации за полугодие, и суммой налога на прибыль, рассчитанной по итогам I квартала 2006 г. Затем эта сумма делится на 3 и в этом размере уплачивается не позднее 28 июля, 28 августа и 28 сентября 2006 г.
В нашем примере суммы авансовых платежей за III квартал 2006 г. будут следующими.
Показатель | Строка декларации |
Сумма налога на прибыль за I квартал 2006 г. |
Сумма налога на прибыль за полу- годие 2006 г. |
Сумма авансовых платежей на III квартал 2006 г. (графа 4 - графа 3) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сумма исчисленного налога на прибыль - всего, |
180 | 121 400 | 292 987 | 171 587 |
в том числе: в федеральный бюджет |
190 |
32 879 |
79 351 |
46 472 |
в бюджет субъекта РФ | 200 | 88 521 | 213 636 | 125 115 |
Общую сумму авансового платежа за III квартал 2006 г. 171 587 руб. покажем в строке 290, в том числе сумму авансового платежа в федеральный бюджет 46 472 руб. покажем в строке 300, а в бюджет субъекта РФ - 125 115 руб. - в строке 310.
Ежемесячно организация должна будет уплачивать:
Месяц | В федеральный бюджет | В бюджет субъекта РФ |
Июль | 15 491 | 41 705 |
Август | 15 491 | 41 705 |
Сентябрь | 15 490 | 41 705 |
Итого: | 46 472 | 125 115 |
Эти суммы расшифровываются уже в подразделе 1.2 Раздела 1 Декларации.
Приведем пример заполнения Листа 02.
Лист 02
Расчет налога на прибыль организаций
(руб.)
Показатели | Код строки | Сумма |
1 | 2 | 3 |
Доходы от реализации (строка 040 Приложения N 1 к Листу 02) | 010 | 11 000 000 |
Внереализационные доходы (строка 100 Приложения N 1 к Листу 02) | 020 | 165 000 |
Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации (строка 110 Приложения N 2 к Листу 02) |
030 | 9 886 721 |
Внереализационные расходы (сумма строк 200 и 300 Приложения N 2 к Листу 02) |
040 | 57 500 |
Убытки, отраженные в Приложении N 3 к Листу 02 (строка 290 Приложения N 3 к Листу 02) |
050 | - |
Итого прибыль (убыток) (строка 010 + строка 020 - строка 030 - строка 040 + строка 050) |
060 | 1 220 779 |
Доходы, исключаемые из прибыли, отраженной по строке 060 | 070 | - |
Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, свя- занной с выполнением его функций, и облагаемая по налоговой ставке 0 процентов |
080 | - |
Сумма льгот, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ |
090 | - |
Налоговая база (строка 060 - строка 070 - строка 080 - строка 090) | 100 | 1 220 779 |
Сумма убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу за отчетный (налоговый) период (строка 150 Приложения N 4 к Листу 02) |
110 | - |
Налоговая база для исчисления налога: (строка 100 - строка 110) + строка 100 Листов 05 + строка 530 Листа 06) |
120 | 1 220 779 |
в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации (с учетом положений четвертого абзаца пункта 1 статьи 284 НК РФ) |
130 | 1 220 779 |
Ставка налога на прибыль - всего (%), | 140 | 24 |
в том числе: в федеральный бюджет |
150 |
6,5 |
в бюджет субъекта Российской Федерации | 160 | 17,5 |
в бюджет субъекта Российской Федерации (с учетом положений четвертого абзаца пункта 1 статьи 284 НК РФ) |
170 | 17,5 |
Сумма исчисленного налога на прибыль - всего, | 180 | 292 987 |
в том числе: в федеральный бюджет (строка 120 х строка 150 : 100) |
190 |
79 351 |
в бюджет субъекта Российской Федерации ((строка 120 - строка 130) x строка 160 : 100) + (строка 130 x строка 170 : 100) |
200 | 213 636 |
Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период - всего, |
210 | 242 800 |
в том числе: в федеральный бюджет |
220 |
65 758 |
в бюджет субъекта Российской Федерации | 230 | 177 042 |
Сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчиты- ваемая в уплату налога согласно порядку, установленному статьей 311 НК РФ, |
240 | - |
в том числе: в федеральный бюджет |
250 |
- |
в бюджет субъекта Российской Федерации | 260 | - |
Сумма налога на прибыль к доплате - всего (строка 180 - строка 210 - строка 240, если строка 180 больше суммы строк 210 и 240), (строка 040 подраздела 1.1 Раздела 1 + строка 070 подраздела 1.1 Раздела 1) |
270 | 50 187 |
Сумма налога на прибыль к уменьшению - всего (строка 210 + строка 240) - строка 180, если строка 180 меньше суммы строк 210 и 240), (строка 050 подраздела 1.1 Раздела 1 + строка 080 подраздела 1.1 Раздела 1) |
280 | - |
Сумма ежемесячных авансовых платежей на III квартал 2006 года - всего (строка 180 - строка 180 Декларации за предыдущий отчетный период), |
290 | 171 587 |
в том числе: в федеральный бюджет (сумма строк 120, 130, 140 подраздела 1.2 Раздела 1) |
300 |
46 472 |
в бюджет субъекта Российской Федерации (сумма строк 220, 230, 240 под- раздела 1.2 Раздела 1) |
310 | 125 115 |
Сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с пунктами 6, 8 статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ, причитаю- щаяся к уплате по отчетным периодам текущего года: в федеральный бюджет (строки 085 Листа 12 или Листа 13 Декларации за I полугодие 2002 года) |
320 | - |
в бюджет субъекта Российской Федерации (строки 095 Листа 12 или Листа 13 Декларации за I полугодие 2002 года) |
330 | - |
в местный бюджет (строки 105 Листа 12 или Листа 13 Декларации за I по- лугодие 2002 года) |
340 | - |
Количество сроков уплаты по отчетным периодам текущего года | 350 | - |
Сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с пунктами 6, 8 статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ, причитаю- щаяся к уплате по сроку 28 _____ (сумма строк 051, 081, 091 подраздела ла 1.1 Раздела 1) |
360 | - |
Заполнение Раздела 1
Вычислив все необходимые суммы, можно переходить к заполнению подразделов 1.1 и 1.2 Декларации.
В подразделе 1.1 Раздела 1 Декларации в строке 010 мы укажем код территории по ОКАТО, на которой собираются налоги, а в строке 020 - срок уплаты налога - 28 июля 2006 г.
В сроках 030 и 060 запишем соответствующие коды бюджетной классификации по которым налог на прибыль зачисляется в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ.
Сумма налога на прибыль к доплате в каждый из бюджетов рассчитывается как разность суммы налога, начисленного в соответствующий бюджет (строки 190, 200 Листа 02) и суммой авансовых платежей в этот бюджет (строки 220, 230 Листа 02).
Получим следующие величины: в строке 040 - 13 593 руб. (79 351 руб. - 65 758 руб.), в строке 070 - 36 594 руб. (213 636 руб. - 177 042 руб.).
Суммы доплат налога в каждый из бюджетов в подразделе 1.1 равны общей сумме налога к доплате в строке 270 Листа 02 - 50 187 руб. (13 593 руб. + 36 594 руб.).
По условиям нашего примера строки 051, 081 и 091 подраздела 1.1 по налогу на прибыль от базы переходного периода не заполняются.
Пример заполнения подраздела 1.1 Раздела 1 см. на с. 91.
Общую сумму авансового платежа на III квартал 2006 г. 171 587 руб. мы отразили в строке 290 Листа 02, а суммы авансового платежа в федеральный бюджет (46 472 руб.) и в бюджет субъекта РФ (125 115 руб.) - в строках 300 и 310 соответственно.
Расшифровать их на ежемесячные платежи нужно в подразделе 1.2 Раздела 1 Декларации.
В подразделе 1.2 Раздела 1 Декларации в строке 010 мы укажем код территории по ОКАТО (такой же, как и в подразделе 1.1), а в строках 020-040 - сроки уплаты налога. Организации нужно будет уплатить ежемесячные авансовые платежи не позднее 28 июля, августа и сентября 2006 г.
В строках 110 и 210 запишем коды бюджетной классификации, по которым налог на прибыль зачисляется в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ (они будут такие же, как и в подразделе 1.1).
В строках 120-140 и 220-240 укажем суммы ежемесячных авансовых платежей в каждый бюджет.
Пример заполнения подраздела 1.2 Раздела 1 приведен на с. 92.
/--------------------------------------------------------------------------------------------\
| Форма по КНД 1151006 | |
| Раздел 00101 | |
| Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, | |
| по данным налогоплательщика | |
| | |
| 1.1. для организаций, уплачивающих авансовые | |
| платежи и налог на прибыль | |
| | |
| Показатели Код Значения показателей | |
| строки | |
| /---------------------\ | |
|Код по ОКАТО 010 |4|5|2|6|3|5|9|1|0|0|0| | |
| \---------------------/ | |
| /---\ /---\ /-------\ | |
|Срок уплаты 020 |2|8| |0|7| |2|0|0|6| | |
| \---/ \---/ \-------/ | |
| | |
|В федеральный бюджет | |
| /---------------------------------------\ | |
|Код бюджетной 030 |1|8|2|1|0|1|0|1|0|1|2|0|2|1|0|0|0|1|1|0| | |
|классификации \---------------------------------------/ | |
| /-----------------------------\ | |
|Сумма налога к доплате 040 | | | | | | | | | | |1|3|5|9|3| | |
| \-----------------------------/ | |
| /-----------------------------\ | |
|Сумма налога к уменьшению 050 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| \-----------------------------/ | |
|Сумма налога с налоговой /-----------------------------\ | |
|базы переходного периода 051 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| \-----------------------------/ | |
| | |
|В бюджет субъекта | |
|Российской Федерации | |
| /---------------------------------------\ | |
|Код бюджетной 060 |1|8|2|1|0|1|0|1|0|1|2|0|2|1|0|0|0|1|1|0| | |
|классификации \---------------------------------------/ | |
| /-----------------------------\ | |
|Сумма налога к доплате 070 | | | | | | | | | | |3|6|5|9|4| | |
| \-----------------------------/ | |
| /-----------------------------\ | |
|Сумма налога к уменьшению 080 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| \-----------------------------/ | |
|Сумма налога с налоговой /-----------------------------\ | |
|базы переходного периода 081 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| \-----------------------------/ | |
| | |
|В местный бюджет | |
| /---------------------------------------\ | |
|Код бюджетной 090 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|классификации \---------------------------------------/ | |
| | |
|Сумма налога с налоговой /-----------------------------\ | |
|базы переходного периода 091 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| \-----------------------------/ | |
| | |
| | |
| | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------/
/--------------------------------------------------------------------------------------------\
| Форма по КНД 1151006| |
| | |
| Раздел 00102| |
| | |
| Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, | |
| по данным налогоплательщика | |
| | |
| 1.2. для организаций, уплачивающих | |
| ежемесячные авансовые платежи | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| Показатели Код Значения показателей | |
| строки | |
| /---------------------\ | |
|Код по ОКАТО 010 |4|5|2|6|3|5|9|1|0|0|0| | |
| \---------------------/ | |
| /---\ /---\ /-------\ | |
|Срок уплаты 020 |2|8| |0|7| |2|0|0|6| | |
| \---/ \---/ \-------/ | |
| /---\ /---\ /-------\ | |
| \---/ \---/ \-------/ | |
| /---\ /---\ /-------\ | |
|Срок уплаты 040 |2|8| |0|9| |2|0|0|6| | |
| \---/ \---/ \-------/ | |
|В федеральный бюджет | |
| | |
|Код бюджетной /---------------------------------------\ | |
|классификации 110 |1|8|2|1|0|1|0|1|0|1|1|0|1|1|0|0|0|1|1|0| | |
| \---------------------------------------/ | |
|Сумма ежемесячного /-----------------------------\ | |
|авансового платежа 120 | | | | | | | | | | |1|5|4|9|1| | |
| \-----------------------------/ | |
|Сумма ежемесячного /-----------------------------\ | |
|авансового платежа 130 | | | | | | | | | | |1|5|4|9|1| | |
| \-----------------------------/ | |
|Сумма ежемесячного /-----------------------------\ | |
|авансового платежа 140 | | | | | | | | | | |1|5|4|9|0| | |
| \-----------------------------/ | |
|В бюджет субъекта | |
|Российской Федерации | |
| | |
|Код бюджетной /---------------------------------------\ | |
|классификации 210 |1|8|2|1|0|1|0|1|0|1|2|0|2|1|0|0|0|1|1|0| | |
| \---------------------------------------/ | |
|Сумма ежемесячного /-----------------------------\ | |
|авансового платежа 220 | | | | | | | | | | |4|1|7|0|5| | |
| \-----------------------------/ | |
|Сумма ежемесячного /-----------------------------\ | |
|авансового платежа 230 | | | | | | | | | | |4|1|7|0|5| | |
| \-----------------------------/ | |
|Сумма ежемесячного /-----------------------------\ | |
|авансового платежа 240 | | | | | | | | | | |4|1|7|0|5| | |
| \-----------------------------/ | |
| | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------/
И. Чвыков,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 6, июнь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О том, как правильно оценить такие материалы в целях налогообложения, мы рассказывали в статье И. Горшковой "С неба упало - в расходы попало. Но не все..." в журнале "Новая бухгалтерии" N 3 за 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16