г. Москва
08 мая 2009 г. |
Дело N А41-1824/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бархатова В.Ю., судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.
при ведении протокола судебного заседания: Новопашиной Е.К.,
при участии в заседании:
от истца: Зеленский Е.В. по доверенности от 29.04.2009 N ЮП-03/10433,
от ответчика: Цуцоков О.В. по доверенности от 24.06.2008; Мурашева М.А. по доверенности от 11.01.2009,
от третьего лица: Сапрыкин А.В. по доверенности от 12.12.2008 N ИС-14434,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Московской области от 10.03.2009 по делу N А41-1824/09, принятое судьей Пахаревой Т.Н., по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом к закрытому акционерному обществу "Агрокомплекс Горки-2" при участии в деле третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области о признании права собственности на земельные участки и истребовании их из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу "Агрокомплекс Горки-2" (далее - ЗАО "Агрокомплекс Горки-2") о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, поселок Горки-2, общей площадью 1952,28 га, и истребовании его из чужого незаконного владения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.07.2007 года по делу N А41-К1-4490/07 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 года решение от 17.07.2007 года по делу N А41-К1-4490/07 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.07.2008 года вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанции и передавая дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судами не исследовался вопрос о том, выбывал ли спорный земельный участок из ведения ФАУГИ, кто являлся собственником земли на дату рассмотрения спора и сейчас, имеется ли кадастровый план (карта) земельного участка, существует ли данный земельный участок в настоящее время в первоначальном виде: если нет, рассмотреть вопрос о привлечении возможно иных собственников земельного(ных) участка(ов) к участию в деле. Также судам надлежит установить имелось ли согласие Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на приватизацию данного земельного участка, направлялись ли документы от Комитета по управлению имуществом Госкомимуществу Российской Федерации и давалось ли заключение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.1992 N 906, и рассмотреть вопрос о пропуске срока исковой давности.
Поскольку ЗАО "Агрокомплекс Горки-2" в настоящее время владеет лишь пятью земельными участками, входящими в состав спорного участка площадью 1952,28 га, Арбитражный суд Московской области при новом рассмотрении дела по ходатайству истца определением от 25.12.2008 выделил в отдельное производство требования ФАУГИ к ЗАО "Агрокомплекс Горки-2" о признании права собственности и истребовании из чужого незаконного владения в отношении следующих земельных участков:
1) земельный участок общей площадью 7 000 кв.м., кадастровый номер 50-20-041005-001, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, близи д. Горышкино - д. Папушево, участок 3 5;
2) земельный участок общей площадью 1 000 000 кв.м., кадастровый номер 50-20-0040306-0003, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, вблизи д. Лайково;
3) земельный участок общей площадью 283 000 кв.м., кадастровый номер 50-20-0040643-0059, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, вблизи д. Лапино;
4) земельный участок общей площадью 11 592 кв.м., кадастровый номер 50-20-0040643-0067, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Назарьевский с.о., вблизи д. Солослово;
5) земельный участок общей площадью 165 000 кв.м., кадастровый номер 50-20-0040306-0004, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, вблизи д. Лайково.
При новом рассмотрении дела решением суда от 10 марта 2009 года по делу N А41-1824/09 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР от 23.09.1960 N 509 на базе птицесовхоза "Горки-2" Министерства сельского хозяйства РСФСР организован государственный племенной завод по разведению кур русской белой породы - госплемптицезавод "Горки-2".
Постановлением главы Одинцовского района от 28.07.1992 N 1021 госплемптицезаводу "Горки-2" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для сельскохозяйственного производства земельный участок площадью 2 518 га.
Согласно решению Мособлкомимущества от 19.02.1993 N 187 государственный племенной птицезавод был реорганизован в АОЗТ "Племптицезавод "Горки-2", которое было зарегистрировано Постановлением главы администрации Одинцовского района Московской области от 15.03.1993 N 559 (т.1 л.д.65).
В соответствии с представленным в материалы дела уставом ЗАО "Агрокомплекс Горки-2" (ранее - АОЗТ "Племптицезавод "Горки-2") создано в процессе реорганизации госплемптицезавода "Горки-2" и является его правопреемником (т.1 л.д.84).
В настоящее время ЗАО "Агрокомплекс Горки-2" является собственником пяти спорных земельных участков, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (т.1 л.д.111-115).
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что приватизация госплемптицезавода "Горки-2" произведена с нарушением пункта 2.3.6 Государственной программы приватизации, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, согласно которому государственные племенные заводы приватизируются только по решению Госкомимущества России с учетом мнения министерств и ведомств. Порядок принятия Госкомимуществом России решений о приватизации предприятий, отнесенных к разделу 2.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.1992 N 906. При приватизации имущества госплемптицезавода "Горки-2" порядок, установленный названным постановлением Правительства Российской Федерации, соблюден не был.
По мнению истца, территориальный комитет мог принять решение о приватизации госплемптицезавода "Горки-2" только, если указанное решение о приватизации будет принято Правительством Российской Федерации или Госкомимуществом, что следует из положений Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.1992 N 906.
Также истец полагает, что в процессе приватизации не соблюдены требования пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.1992 N 906, в соответствии с которым территориальный комитет при поступлении документов, подготовленных рабочей комиссией по приватизации предприятий, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации или Госкомимущества России обязан в 3-х дневный срок направить полученные документы в Госкомимущество, а их копии - в соответствующее отраслевое министерство, государственный комитет, комитет.
Ответчик с заявленными требованиями истца не согласился, в отзыве на исковое заявление указал, что приватизация госплемптицезавода "Горки-2" произведена в соответствии с требованиями действующего на момент приватизации законодательства, решение о приватизации госплемптицезавода "Горки-2" было принято Комитетом по управлению имуществом Московской области, наделенного правами территориального агентства Госкомимущества России. Кроме того, ответчик указал, что земельный участок, предоставленный госплемптицезаводу "Горки-2" на праве постоянного (бессрочного) пользования, был передан в общую долевую собственность работников госплемптицезавода "Горки-2" в процессе приватизации, а затем в собственность АОЗТ "Племптицезавод Горки-2" в процессе эмиссий акций, которая была осуществлена в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Также ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что приватизация госплемптицезавода "Горки-2" произведена в соответствии с законом. Кроме того, суд первой инстанции указал, что истцом пропущен срок исковой давности.
Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, истец ссылается на то, что при приватизации госплемптицезавода "Горки-2" необходимо было получить согласие Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Российской академии сельскохозяйственных наук. Предоставление земельных долей работникам привело к выделению земельных участков в натуре, что недопустимо. Срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2.3.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее - Государственная программа приватизации), утвержденной постановлением Верховного совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, зверосовхозы (зверофермы) подлежат приватизации только по решению Госкомимущества России с учетом мнения отраслевых министерств.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.1992 N 906 рабочая комиссия по приватизации предприятия, приватизация которого осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации или Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств), направляет план приватизации, акт оценки имущества, устав акционерного общества (далее по тексту - документы) в комитет по управлению имуществом, наделенный правами территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. При приватизации предприятия, включенного в раздел 2.3 Государственной программы, указанные документы в трехдневный срок направляются в финансовый орган и местный Совет народных депутатов (или уполномоченному им представителю) по месту расположения или регистрации предприятия, а их копии и проект решения о приватизации - в отраслевое министерство, государственный комитет, комитет.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.1992 N 906 установлено, что если агентством в 2-недельный срок с момента поступления документов в министерство, государственный комитет, комитет не получено или получено положительное заключение о приватизации объектов раздела 2.3 Государственной программы приватизации, решение об их приватизации принимается руководителем агентства. Указанное решение в 3-дневный срок направляется в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 5 названного постановления Правительства Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом:
определяет перечень объектов раздела 2.3 Государственной программы приватизации, по которым решение о приватизации от имени Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом принимает агентство в порядке, отличающемся от установленного в п. 4 настоящего постановления;
в семидневный срок принимает решение о приватизации объектов раздела 2.3 Государственной программы приватизации, не вошедших в вышеуказанный перечень, а также вошедших, но имеющих отрицательное заключение отраслевого министерства, государственного комитета, комитета.
Госплемптицезавод "Горки-2", будучи государственным племенным заводом, подлежал приватизации в соответствии с разделом 2.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной постановлением Верховного совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 по решению Госкомимущества России с учетом мнения отраслевых министерств.
В соответствии с распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 05.02.1992 N 45-р Комитету по управлению имуществом Московской области было предоставлено право территориального агентства Госкомимущества России. Таким образом, в соответствии с Государственной программой приватизации и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.1992 N 906 решение о приватизации госплемптицезавода "Горки-2" могло приниматься государственным органом власти Московской области, наделенным правами территориального агентства Госкомимущества России в соответствии с названным распоряжением от 05.02.1992 N 45-р.
12 ноября 1992 года на конференции трудового коллектива госплемптицезавода "Горки-2" принято решение о подаче заявки на приватизацию госплемптицезавода "Горки-2" (т.1 л.д.28).
14 января 1993 года общим собранием трудового коллектива госплемптицезавода "Горки-2" принято решение о реорганизации госплемптицезавода "Горки-2" путем преобразования в акционерное общество закрытого типа (т.1 л.д.52-53).
В соответствии с постановлением главы администрации Московской области от 21 января 1993 года госплемптицезавод "Горки-2" подлежал приватизации в особом порядке (т.1 л.д.101).
Комитетом по управлению имуществом Московской области, наделенным правами территориального агентства Госкомимущества России на территории Московской области, принято решение от 19.02.1993 N 187 о реорганизации госплемптицезавода "Горки-2" в акционерное общество закрытого типа.
Согласно пункту 20 раздела 3 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708, передача в собственность трудовым коллективам имущества государственных племенных и конных заводов, государственных конюшен, ипподромов, селекционно-гибридных центров, государственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков, предприятий по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Российской академии сельскохозяйственных наук.
Заявитель жалобы указывает, что на приватизацию госплемптицезавода "Горки-2" не было получено согласие Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как заинтересованного министерства.
Вместе с тем, из представленного ответчиком в обоснование возражений по апелляционной жалобе письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 28.04.2009 N 1/12-1226, следует, что при приватизации госплемптицезавода "Горки-2" направлялись необходимые документы и положительное заключение в Минсельхоз Российской Федерации и Мособлкомимущество.
Кроме того, обязательное получение положительного заключения заинтересованных министерств в отношении приватизации предприятий, включенных в раздел 2.3 Государственной программы приватизации, в соответствии с пунктом 4 постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.1992 N 906 не требовалось.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что реорганизация госплемптицезавода "Горки-2" произведена в соответствии с Государственной программой приватизации, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.1992 N 906 и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что право собственности на земельные доли акционеров АОЗТ "Племптицезавод "Горки-2" не могло возникнуть на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 обязательным условием реорганизации государственных племенных заводов является сохранение выполнения ими производственных функций по основной специализации для обеспечения продолжения селекционно-племенной работы.
Постановлением главы администрации Одинцовского района Московской области от 24.09.1997 N 1779 акционерам АОЗТ "Племптицезавод "Горки-2" предоставлены земельные доли общим размером 824,76 га в общую долевую собственность бесплатно в размере 1,74 га каждая.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу названного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
При этом само по себе наличие у работника или акционера предприятия земельной доли не свидетельствует об обязательном выделении такому работнику или акционеру земельного участка в натуре в счет данной земельной доли.
Кроме того, в соответствии с постановлением главы администрации Московской области от 21.01.1993 N 13 госплемптицезавод "Горки-2" подлежал приватизации с сохранением производственных участков как единого целого без выделения из состава имущества земельной доли и имущественного пая в натуре.
В соответствии пунктом 4.3 устава АОЗТ "Племптицезавод "Горки-2" работники не вправе получить земельную долю в натуре при выходе из хозяйства (т.1 л.д.69).
Постановлением главы администрации Московской области от 24.05.1996 N 219-ПГ племенные хозяйства были включены в перечень сельхозорганизаций, производственная деятельность которых целесообразна как единое целое без выделения в натуре земельных долей и имущественных паев (т.1 л.д.54-64).
29 мая 1998 года состоялось общее собрание акционеров АОЗТ "Племптицезавод Горки-2", на котором было принято решение об увеличении уставного каптал общества за счет внесения земельных долей акционеров в уставный капитал. Решением о выпуске привилегированных акций предусматривалось, что размещение акций должно осуществляться путем закрытой подписки среди акционеров общества по данным реестра на 29.05.1998, а в качестве оплаты акций предусмотрено внесение акционерами принадлежащих им земельных долей. В результате указанной эмиссии ценных бумаг земельные доли акционеров были внесены в уставный капитал общества, в результате чего АОЗТ "Племптицезавод Горки-2" приобрело право собственности на спорные земельные участки (т.1 л.д.32-45).
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что постановление главы администрации Одинцовского района Московской области от 24.09.1997 N 1779 не привело к выделению земельных участков в натуре в счет земельных долей.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что о нарушенном праве узнал только после обращения прокуратуры Московской области в суд в защиту интересов и нарушенных прав Российской Федерации.
В материалы дел представлено письмо Министерства имущественных отношений Российской Федерации (правопредшественника Федерального агентства по управлению государственным имуществом) от 19.01.2004 N 38-21/2202 о приватизации государственного племенного завода "Горки-2", в котором указано, что Комитету по управлению имуществом Московской области были предоставлены права территориального агентства Госкомимущества России, и он праве был принимать решение о приватизации государственных предприятий, находящихся на территории Московской области.
Данное письмо, по мнению апелляционного суда, не является информационным, а содержит правовую позицию правопредшественника истца относительно приватизации госплемптицезавода "Горки-2".
Таким образом, истец в январе 2004 года знал о проведенной приватизации госплемптицезавода "Горки-2".
Согласно пункту 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации. Территориальные органы и само Федеральное агентство по управлению государственным имуществом образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку приватизация госплемптицезавода "Горки-2" производилось Комитетом по управлению имуществом Московской области, наделенным правами территориального агентства Госкомимущества России - правопредшественника истца, апелляционный суд приходит к выводу, что истец должен был знать о приватизации госплемптицезавода "Горки-2" в 1993 году.
Следовательно, срок исковой давности для защиты нарушенного права, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом пропущен.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 N 8356/08 по делу Арбитражного суда Московской области N А41-К1-10034/05.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2009 года по делу N А41-1824/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1824/09
Истец: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Ответчик: ЗАО"Агрокомплекс"Горки-2"
Кредитор: Прокурор Московской области, Министерство сельского хозяйства РФ, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1635/2009