г. Москва
27 мая 2009 г. |
Дело N А41-256/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2009 года,
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Макаровской Э.П., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Горячева И.А., по доверенности от 25.11.2008 N 32;
от заинтересованного лица: Эфендиев Э.Г., по доверенности от 26.12.2008 N 590-Д;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2009 по делу N А41-256/09, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Богаевский карьер" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Богаевский карьер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа от 08.11.2008 Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: административное здание, дробильно-сортировочную фабрику, котельную, расположенные по адресу: Московская область, Рузский район, д. Орешки и обязании зарегистрировать право собственности на перечисленные объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.03.2009 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции Управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить как принятый с нарушением норм права (том 1, л.д. 79-81).
В судебном заседании представителем Управления поддержаны доводы апелляционной жалобы. По мнению Управления, представленное на государственную регистрацию Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от 05.03.1998 N 880 не имеет юридической силы и соответственно не подтверждает прав на земельный участок, поскольку выдано неуполномоченным органом и в порядке, не действовавшем в месте издания свидетельства и на момент его издания.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал, представив отзыв на апелляционную жалобы, согласно которому общество считает решение арбитражного суда от 24.03.2009 законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу Управления оставить без удовлетворения, поскольку Свидетельство на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования землей от 05.03.1998 N 880 обществу выдано по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Вышеуказанное Постановление Правительства Российской Федерации признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 N 919, следовательно свидетельство, выданное обществу является действительными.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.09.2008 общество обратилось в Управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: административное здание, котельную, дробильно-сортировочную фабрику, расположенные по адресу: Московская область, Рузский район, СП Колюбакинское, д. Орешки.
Сообщениями Управления от 08.11.2008 N 19/019/2008-394, N 19/019/2008-395, N 19/019/2008-396 (том 1 л.д., 12, 13, 14) обществу отказано в государственной регистрации права собственности на перечисленные объекты недвижимости. В обоснование отказа в государственной регистрации Управление указало, что поскольку свидетельство на земельный участок выдано ненадлежащим органом, следовательно, земельный участок, предоставленный в бессрочное (постоянное) пользование не прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Не согласившись с отказами Управления от 08.11.2008, N 19/019/2008-394, N 19/019/2008-395, N 19/019/2008-396, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от 05.03.1998 N 880 имеет юридическую силу и у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности, поскольку обществом представлены все необходимые документы.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что административное здание, здание котельной и дробильно-сортировочной фабрики построены обществом за счет собственных средств и являются вновь созданными объектами недвижимости.
В силу пункта 3 статьи 17 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации) основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3 и 30.1 указанного Федерального закона, установлены в данных статьях.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона о государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
По смыслу пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме, является Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, для регистрации созданного объекта недвижимости необходимо представить именно Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Факт представления обществом Постановления Главы Рузского района Московской области от 25.08.2004 N 1933 об утверждении Акт приемочной комиссии от 25.08.2004 N 000538 и разрешении постоянной эксплуатации объектов недвижимости (том 2, л.д. 67) подтверждается Распиской в получении документов, представленных на государственную регистрацию от 09.09.2008 (том 1, л.д. 8-9).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
9) заключение органа государственного строительного надзора, органа государственного пожарного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Уполномоченный орган в течение 10 дней проверяет наличие и правильность оформления указанных документов, осматривает объект капитального строительства и только после этого принимает решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин принятого решения (п. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопрос о наличии законных оснований для выделения земельного участка под строительство и отсутствие признаков самовольного строительства на земельном участке решается еще на стадии выдачи Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и находится в компетенции уполномоченных органов, к которым Управление не относится.
Также следует отметить необоснованность ссылки Управления, обосновывающей отказ в государственной регистрации, на пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, характеризующую рассматриваемые объекты недвижимости как самовольную постройку. Правовые основания для признания объектов недвижимости самовольной постройкой у государственного регистратора отсутствовали.
Все объекты недвижимости приняты в эксплуатацию согласно акту приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительного объекта, который утвержден 25.08.2004 Главой Рузского района Московской области, а право постоянного (бессрочного) пользования общества подтверждено постановлением Главы Рузского района Московской области от 02.03.1998 N 150.
При таких обстоятельствах, заявителем представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям статей 17 и 25 Федерального закона о государственной регистрации, ввиду чего у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности.
Судом отклонен как необоснованный довод Управления о том, что Свидетельство от 05.03.1998 N 880 не имеет юридической силы, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 1767) введены новые формы свидетельства о праве собственности на землю.
Как следует из материалов дела, Свидетельством от 05.03.1998 N 880, выданным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Рузскому району Московской области (том 2, л.д. 10) подтверждалось предоставление обществу права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 21,09 га для строительства промбазы и автотранспортного предприятия.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации N 1767 (утратил силу с 25.02.2003 в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250) свидетельства, удостоверяющие право собственности на земельный участок, выдавались соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на основании решения местной администрации о предоставлении земельного участка, договора купли-продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.
Свидетельство на право собственности на землю, выданное после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, признается действительным (Указ Президента РФ от 25.01.1999 N 112).
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 вступило в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (текст Постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ" 23.02.1998 и в "Российской газете" 04.03.1998).
Постановление Главы Рузского района Московской области от 02.03.1998 N 150 "О предоставлении земельных участков ЗАО "Богаевский карьер" вынесено по результатам заявки соучредителей общества по выделению земельных отводов от 10.02.1998, то есть поданной до принятия Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219. Свидетельство от 05.03.1998 N 880, выдано обществу Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Рузскому району Московской области на основании принятого 02.03.1998 постановления Главы Рузского района Московской области N 150, то есть до вступления в силу рассматриваемого Постановления Правительства Российской Федерации.
Исходя из изложенного вывод арбитражного суда о незаконности отказов Управления в государственной регистрации права собственности от 08.11.2008 N 19/019/2008-394, N 19/019/2008-395, N 19/019/2008-396 обоснован и подтверждается материалами дела.
Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что арбитражный суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2009 по делу N А41-256/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-256/09
Истец: ЗАО "Богаевский карьер"
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1999/2009