г. Москва
04 июня 2009 г. |
Дело N А41-8723/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Слесарева А.А.,
Судей Макаровской Э.П., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещён надлежащим образом;
от заинтересованного лица - Селютин А.Н. по доверенности от 22.10.2008 г. N 13/10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2009 года по делу N А41-8723/09, принятое судьёй Суворовой А.А. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 04.02.2009 г. N 14/851/10 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" (далее - ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела N 14 Территориального управления N 2 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор Московской области) от 04.02.2009 г. N 14/851/10 по делу об административном правонарушении, предусмотренного п.1 ст.23 Закона Московской области от 30.11.2004г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства и содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон МО N 161/2004-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.03.2009 г. по делу N А41-8723/09 оспариваемое постановление Госадмтехнадзора Московской области от 04.02.2009 г. N 14/851/10 изменено в части меры назначения административного наказания, размер административного штрафа снижен до 15 000 рублей.
Арбитражный суд Московской области исходил из того, что Госадмтехнадзором Московской области доказаны событие# административного правонарушения, вина ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", но учитывая в качестве смягчающих обстоятельств отсутствие привлечения к административной ответственности за однородные правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, снизил штраф до 15 000 рублей. Оснований для снижения штрафа до минимального размера арбитражным судом не установлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, как незаконное и необоснованное.
В качестве доводов апелляционной жалобы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" ссылается на следующее. Общество считает, что суд не учёл то обстоятельство, что Общество, являясь организацией обслуживающей жилой фонд, не имеет возможности выполнять работы и оказывать услуги, не обусловленные договором с собственниками помещений многоквартирных жилых домов, а также изменять размер платы, путём включения дополнительных работ и услуг.
Кроме того, в апелляционной жалобе Общество указывает, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Госадмтехнадзора Московской области возражал против удовлетворения жалобы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, считая её необоснованной.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП".
Как следует из материалов дела, 11.01.2009г. территориальным отделом N 14 территориального управления N 2 Госадмтехнадзора Московской области, в соответствии с Законом Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" произведен осмотр внутридворовых проездов и пешеходных зон жилых домов NN 25, 27, 29 по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина.
В ходе осмотра административным органом установлено, что пешеходные дорожки, внутридворовые проезды и площадки перед входами в подъезды жилых домов, расположенные около домов N N 25, 27, 29 по ул. Гагарина г. Орехово-Зуево, покрыты неубранным уплотнённым снегом и наледью толщиной от 1см до 7см, так же отсутствует обработка данной территории противогололёдными компонентами и песком, что является нарушением требований ст. 7 Закона Московской области от 29.11.2005г. N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 29.11.2005г. N 249/2005-ОЗ).
Материалы осмотра зафиксированы в акте осмотра территории (объекта) от 11.01.2009г. N 14/581/10.
В процессе проведения осмотра применялась фотосъёмка. Копии фотоматериалов представлены в материалы дела (л.д. 113-117).
23.01.2009г. составлен протокол об административном правонарушении N 14/581/, предусмотренном п.1 ст. 23 Закона Московской области N 161/2004-03 " О государственном административно - техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области, нарушение правил подготовки и проведения земляных, ремонтных и иных видов работ".
В тот же день Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 04.02.2009г.
04.02.2009г. составлен акт осмотра территории N 14/851/10А около домов N N 25, 27, 29 по ул. Гагарина г. Орехово-Зуево Московской области, которым установлено, что нарушения, указанные в акте от 11.01.2009г., Общества не устранены.
04.02.2009г. территориальным отделом N 14 территориального управления N 2 Госадмтехнадзора Московской области рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление N 14/581/10 по делу об административном правонарушении о признании ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" виновным в совершении административного наказания, предусмотренного п.1 ст. 23 Закона Московской области N 161/2004-03 и назначении ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" административного наказания в виде административного штрафа в размере 41000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.03.2009г. по делу N А41-8723/09 изменено в части меры назначения административного наказания.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области от 31.03.2009г. по делу N А41-8723/09 Общество оспорило его в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Московской области от 31.03.2009г. по делу N А41-8723/09 не подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что субъекты РФ принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.
Закон Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Согласно ст.4 указанного Закона государственному административно-техническому надзору подлежит территория Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе: места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций, строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты и т.д.
В силу ст.4 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ) надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
Согласно п.1 ст. 9 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Согласно п. 3 ст.7 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ в период зимней уборки дорожки и площадки парков, скверов, бульваров должны быть убраны от снега и посыпаны песком в случае гололеда. Детские площадки, садовые диваны, урны и малые архитектурные формы, а также пространство вокруг них, подходы к ним должны быть очищены от снега и наледи.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ к первоочередным мероприятиям зимней уборки улиц, дорог и магистралей относятся:
1) обработка проезжей части дорог противогололедными средствами;
2) сгребание и подметание снега;
3) формирование снежного вала для последующего вывоза;
4) выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок общественного пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий и т.п.
На основании п.9 ст.7 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ обработка проезжей части дорог противогололедными средствами должна начинаться с момента начала снегопада. В случае получения от метеорологической службы заблаговременного предупреждения об угрозе возникновения гололеда обработка проезжей части дорог, эстакад, мостовых сооружений производится до начала выпадения осадков.
В силу ст. 17 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ в период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны на территории поселений должны обрабатываться противогололедными материалами. Время на обработку всей площади тротуаров не должно превышать четырех часов с начала снегопада.
Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках и посадочных площадках общественного пассажирского транспорта начинаются сразу по окончании снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными средствами должны повторяться, обеспечивая безопасность для пешеходов.
Согласно п. 19 ст. 7 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ тротуары и лестничные сходы должны быть очищены на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно-ледяных образований).
В период снегопада тротуары и лестничные сходы, площадки и ступеньки при входе в здания (гостиницы, театры, вокзалы и другие места общественного пользования) должны обрабатываться противогололёдными материалами и расчищаться проходы для движения пешеходов.
Внутридворовые проезды, контейнерные площадки, за исключением контейнерных площадок, расположенных на дорогах общего пользования, подъездные пути к ним, тротуары и другие пешеходные зоны, имеющие усовершенствованное покрытие (асфальт, бетон, тротуарная плитка), должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия. Время на очистку и обработку не должно превышать двенадцати часов после окончания снегопада (п. 20 ст.7 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ).
Пунктами 4, 6 Правил по содержанию, организации уборки и благоустройству территорий городского округа Орехово-Зуево, утверждённых Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области 25 мая 2006 г. N 530/44 (с изм. от 18 ноября 2008 г. N 992/83) предусмотрено, что границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком и прилегающей к границам территории - для организаций, управляющих и/или обслуживающих многоквартирные жилые дома, жилищных кооперативов, кондоминиумов, товариществ собственников жилья;
- до границ с соседними участками (включая тротуары), но не более 50 метров;
- для промышленных предприятий и хозяйствующих организаций - до проезжей части автодороги либо до границ соседнего участка, но не более 15 метров;
- для мест временной уличной торговли, объектов торговли (торговые комплексы, павильоны, палатки, киоски и т.п.) - до границы соседнего участка, но не более 10 м.
Согласно пп.17 п.6 Правил в период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны на территории поселений должны обрабатываться противогололедными материалами. Время на обработку всей площади тротуаров не должно превышать четырех часов с начала снегопада.
Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках и посадочных площадках общественного пассажирского транспорта начинаются сразу по окончании снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными средствами должны повторяться, обеспечивая безопасность для пешеходов.
Тротуары и лестничные сходы мостовых сооружений должны быть очищены на всю ширину до плотного слоя от свежевыпавшего снега (снежно-ледяных образований), обеспечивающего свободный проход пешеходов.
В период снегопада тротуары и лестничные сходы мостовых сооружений должны обрабатываться противогололедными материалами и расчищаться проходы для движения пешеходов.
При оповещении о гололеде или возможности его возникновения мостовые сооружения, в первую очередь, лестничные сходы, а затем и тротуары обрабатываются противогололедными материалами в полосе движения пешеходов в течение 2 часов (пп. 19 п.6 Правил)
Дворовые территории с тротуарами и проездами должны быть очищены от снега и наледи - от свежевыпавшего снега (снежно-ледяных образований) до плотного слоя, обеспечивающего свободный проход пешеходов и проезд транспорта. При возникновении наледи, гололеда производится обработка мелким щебнем или крупнозернистым песком (пп.20 п.6 Правил).
Пунктом 1 статьи 23 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ административная ответственность установлена за невыполнение установленного нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка уборки снега, наледей, обледенений с кровель зданий и сооружений, пандусов, с проезжей части дорог, а также улиц, внутридворовых проездов, тротуаров, ступеней и площадок перед входами в здания влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы административного дела, считает, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" обоснованно привлечено Госадмтехнадзором Московской области к административной ответственности на основании п.1 ст.23 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ, так как состав административного правонарушения, установлен, вина Общества в совершении правонарушении - доказана.
Довод ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" о том, что Общество, являясь организацией обслуживающей жилой фонд, не имеет возможности выполнять работы и оказывать услуги, не обусловленные договором с собственниками помещений многоквартирных жилых домов, а также изменять размер платы, путём включения дополнительных работ и услуг, судом не принимается в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 27.08.2007г. ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" и собственники помещений многоквартирных домов N N 25, 27, 29 заключили договоры о предоставлении собственникам услуг и выполнение работ по содержанию, текущему и капитальном ремонту общего имущества многоквартирных домов (т.1, л.д. 31-44, 45-58, 59-72).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с жилищным законодательством, утверждёны Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. Постановление от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176, следовательно, Правила от 27.09.2003 г. N 170 являются нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержанию жилищного фонда, имеют властно-распорядительный характер, обязательны для исполнения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что ответственным за надлежащее содержание пешеходных дорожек, внутридворовых проездов и площадок перед входами в подъезды жилых домов, расположенных около домов N N 25, 27, 29 по ул. Гагарина г. Орехово-Зуево Московской области является ООО "Орехово-Зуевское ГЖП".
Довод ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" о нарушении процессуальных норм права административным органом в процессе производства по административному делу, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Госадмтехнадзором Московской области нарушен установленный ст. 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении - протокол составлен 23.01.2008, правонарушение выявлено 11.01.2009г.
Частями 1 и 2 статьи 28.5 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Частью 3 статьи 28.5 КоАП РФ установлено, что в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В оспариваемом решении суд первой инстанции правомерно указал, что составление протокола об административном правонарушении административным органом с пропуском срока, установленного КоАП РФ не является существенным процессуальным нарушением.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N 12, от 11.11.2008 N 23) нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения являются несущественными, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
В то же время, как указывается в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2003 г. N 10964/03 само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной, п. 1 ст. 23 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ, и правомерно вынес решение от 31.03.2008 г. по делу N А41-8723/09.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 КоАП РФ).
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.03.2009г. вынесено с учётом положений ст. 4.1 КоАП РФ.
Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного апелляционный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2009 г. по делу N А41-8723/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Орехово-Зуевское городского жилищное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
А.А. Слесарев |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8723/09
Истец: ООО"Орехово-Зуевское ГЖП"
Ответчик: Территориальный отдел N14 Территориального управленияN2 Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2058/2009