г. Москва
22 июня 2009 г. |
Дело N А41-2680/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Кузнецова А.М., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартиросян К.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Морозова Т.П., ген. директор, приказ от 01.06.2006 N 4;
от заинтересованного лица: Рожков М.А., доверенность от 11.01.2009 N 18,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Осьминог" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.04.2009 года по делу N А41-2680/09, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению закрытого акционерного общества "Осьминог" к Министерству экологии и природопользования Московской области об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Осьминог" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Министерства экологии и природопользования Московской области (далее - министерство, административный орган) от 16.12.2008 N 7-121-74/08, N 7-121-75/08 и N 7-121-76/08, согласно которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей по каждому из постановлений.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.04.2009 заявленные обществом требования удовлетворены частично, оспариваемые ненормативные акты признаны недействительными в части назначения наказания, размеры административных штрафов снижены до 50 000 руб. по каждому из оспариваемых постановлений.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права и при неполном выяснении обстоятельств дела.
Заявитель ссылается, что общество не является субъектом административного правонарушения, поскольку в силу агентского договора, заключенного между обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Компания Девятый вал" (далее - ООО "Компания Девятый вал") право собственности на отходы переходит к последнему, в связи с чем оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, обществом отмечено, что допущенное правонарушение (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) неправомерно квалифицировано в качестве самостоятельных трех правонарушений, совершенных исходя из количества периодов и нарушенных сроков внесения платы.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение арбитражного суда и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, признав оспариваемые ненормативные акты недействительными полностью.
Представитель министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, считая решение арбитражного суда первой инстанции законным, апелляционную жалобу общества - необоснованной.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжений от 26.09.2008 N 160-Р и от 28.10.2008 N 191-Р административным органом проведены мероприятия по государственному контролю за соблюдением обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В результате мероприятий установлено, что обществом представлены доказательства внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду лишь за 2007 год. Административным органом составлен акт от 04.12.2008 N 7-108-106/08 проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
Уполномоченным сотрудником министерства в отношении общества в присутствии его генерального директора составлены протоколы от 09.12.2008 N 7-108-74/08, N 7-108-75/08, N 7-108-76/08 об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 КоАП РФ, из которых следует, что выявлены три аналогичных правонарушения - отсутствие платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2008 года, чем нарушен Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", согласно которому плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (том 1, л.д. 46-51).
При составлении административных протоколов законному представителю (генеральному директору) общества разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, вручены копии протоколов.
Помимо этого 09.12.2008 генеральному директору общества вручены определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (том 1, л.д. 54-56).
По результатам рассмотрения указанных протоколов об административных правонарушениях административным органом и вынесены постановления от 16.12.2008 N 7-108-74/08, N 7-108-75/08, N 7-108-76/08 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, согласно которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статей 8.41 КоАП РФ - за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2008 года, в виде штрафов в размере 100 000 руб. по каждому из постановлений (том 1 л.д. 57-62).
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности фактов административных правонарушений и о наличии вины заявителя в их совершении.
Вместе с тем, арбитражным судом учтены смягчающие ответственность обстоятельства - отсутствие фактов привлечения общества к административной ответственности за аналогичные правонарушения ранее и внесение обществом 04.12.2008 необходимой платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем фактически снизил размер штрафных санкций вдвое, до 50 000 руб. по каждому из оспариваемых постановлений.
Данные выводы арбитражного суда являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству и доказательствам, представленным в материалы дела.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по переработке, расфасовке и реализации рыбной продукции. В результате названной деятельности образуются отходы, что подтверждено актом проверки от 04.12.2008, а также заключенным договором на вывоз и размещение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от 01.01.2008 N 18/08.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды регламентируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным Федеральным законом, иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 указанной статьи к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 75 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно Положению о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, Министерство экологии и природопользования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции.
Упомянутым положением предусмотрено, что в полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области входит контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, принадлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2008 года должна быть внесена не позднее 20 апреля 2008 года, за второй квартал - не позднее 20 июля 2008 года, за третий квартал - не позднее 20 октября 2008 года.
Нарушение сроков внесения указанной платы обществом не оспаривается.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы), данный Порядок определения платы распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствовавших заявителю исполнить обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2008 года в установленные сроки, суду не представлено.
В данном случае, как правильно отметил арбитражный суд первой инстанции, административным органом доказаны как событие вменяемого обществу административного правонарушения, так и виновность лица, привлекаемого к ответственности, в совершении данного правонарушения.
Довод заявителя о том, что в данном случае совершено одно правонарушение подлежит отклонению по следующим основаниям.
Административная ответственность статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В рассматриваемом случае, как было отмечено ранее, плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Таким образом, нарушение срока внесения платы за каждый отчетный период представляет собой оконченное административное правонарушение.
Ссылки заявителя на то, что общества ввиду наличия агентского договора на вывоз отходов не является субъектом правонарушений, также подлежат отклонению.
Толкование норм статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в том числе в их взаимосвязи, свидетельствует о том, что бремя за негативное воздействие на окружающую среду (в виде соответствующей платы) должны нести хозяйствующие субъекты, являющиеся непосредственным виновником такого загрязнения окружающей среды.
При этом для целей применения соответствующих административных норм, гражданско-правовые обязательства и договорные отношения указанных лиц не влияют на обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Факт ведения хозяйственной деятельности, которая негативным образом сказывается на окружающей среде, обществом не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 9 Порядка определения платы перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
По смыслу данной нормы плата за негативное воздействие должна вноситься непосредственно природопользователями.
Поскольку в данном случае причиной негативного воздействия на окружающую среду является именно деятельность общества, то для применения вышеупомянутых норм не имеет значения, каким образом происходит вывоз и размещение отходов - непосредственно обществом, либо с привлечением третьих лиц.
При таких обстоятельствах, общество правомерно привлечено министерством к административной ответственности. Судом установлено, что порядок привлечения к административной ответственности и права общества при рассмотрении материалов административного дела не нарушены. Возможность для соблюдения требований действующего законодательства у общества имелась, доказательства иного в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, как правильно указал арбитражный суд первой инстанции, при отсутствии в материалах дела сведений о наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, при одновременном наличии смягчающих обстоятельств - ранее общество не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, плата за негативное воздействие на окружающую среду на момент принятия оспариваемых ненормативных актов внесена - административный орган имел возможность назначить минимальный штраф в размере 50 000 руб. по каждому правонарушению.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отмечено, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд, при наличии соответствующих оснований, вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.7 КоАП).
В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Арбитражным судом первой инстанции установлено отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и учтены конкретные условия совершения обществом административного правонарушения, в связи с чем, арбитражным судом апелляционной инстанции снижение размера административного штрафа признано правомерным. Поскольку административным органом при назначении административного наказания названные обстоятельства не учтены, то их правомерно учел арбитражный суд первой инстанции при принятии решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
В силу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Таким образом, государственная пошлина, оплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей по платежному поручению от 28.04.2009 N 119 (том 1, л.д. 147) подлежит возврату в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.04.2009 по делу N А41-2680/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Осьминог" - без удовлетворения.
Возвратить из Федерального бюджета закрытому акционерному обществу "Осьминог" 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины, оплаченной по платежному поручению от 28.04.2009 N 119.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2680/09
Истец: ЗАО "Осьминог"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области