г. Москва
03 июля 2009 г. |
Дело N А41-19347/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Слесарева А.А.,
Судей Гагариной В.Г., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тумаркиной М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещён надлежащим образом;
от заинтересованного лица - Симанова И.А. по доверенности от 11.01.2009 г .N 15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природопользования Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2009 года по делу N А41-19347/09, принятое судьёй Мельниковой Е.Н. по заявлению Открытого акционерного общества "Торговый Дом "Загорский лакокрасочный завод" о признании незаконным постановления от 01 сентября 2009 года N 6-34-87/08/02 Министерства экологии и природопользования Московской области по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, предусмотренного ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Торговый Дом "Загорский лакокрасочный завод" (далее - ОАО "ТД "ЗЛКЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления старшего государственного инспектора Московской области по охране природы Окунева В.В. от 01.09.2008г. N 6-34-87/08/02, которым обществу назначено административное наказание по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.03.2009г. по делу N 41-19347/08 постановление Министерства экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии Московской области) от 01.09.2008г. N 6-34-87/08/02 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ отменено.
Арбитражный суд Московской области исходил из нарушения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований установленных КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минэкологии Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела.
В качестве доводов апелляционной жалобы Минэкологии Московской области ссылается на следующее. Минэкологии Московской области считает, что ОАО "ТД "ЗЛКЗ" надлежащим образом уведомлено о дате рассмотрения дела об административном правонарушении. Факт получения определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждён журналом учёта отправляемой служебной информации средствами факсимильной связи и данными сотрудника Общества, принявшего факсограмму под фамилией Шаповалова. Вывод суда о том, что представленная копия журнала учёта отправляемой служебной информации средствами факсимильной связи не содержит доказательств получения сведений об отложении рассмотрения дела - является безосновательным на основании п.6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 5.
Представитель Минэкологии Московской области просил решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2009 г. по делу N А41-19347/08 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "Торговый Дом "Загорский лакокрасочный завод" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1020400730558) 14 июня 2001 года (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц) (т.1 л.д. 33-35).
На основании распоряжения первого заместителя министра экологии и природопользования Правительства Московской области от 4.07.2008 г. N 102-Р проведено плановое мероприятие по государственному контролю за соблюдением ОАО "ТД "ЗЛКЗ" требований законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области охраны атмосферного воздуха, государственному контролю за деятельность в области обращения с отходами ( т.1 л.д. 81-83).
11.08.2008г. старшим государственным инспектором Московской области по охране природы Окуневым В.В. в отношении ОАО "ТД"ЗЛКЗ" составлен протокол N 6-34-87/08/02 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41. КоАП РФ (т.1 л.д. 69-70).
Согласно протоколу, должностные лица ОАО "ТД"ЗЛКЗ" в установленное время и в установленном месте не представили документов, подтверждающих статус законного представителя юридического лица, и от дачи объяснений отказались.
01.09.2008г. старшим государственным инспектором Московской области по охране природы Окуневым В.В. рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено в отношении ОАО "ТД"ЗЛКЗ" постановление N 6-34-87/08/02 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (т.1 л.д. 77-78).
Постановлением от 01.09.2008г. N 6-34-87/08/02 "ТД"ЗЛКЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Из содержания постановления следует: ОАО ""ТД"ЗЛКЗ" ведет деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду (производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образует и размещает отходы производства и потребления, осуществляет сбросы загрязняющих веществ). 21 января 2008 года общество не уплатило плату за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2007 г.
Не согласившись с постановлением Минэкологии Московской области от 01.09.2008г. N 6-34-87/08/02 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды Общество обратилось в арбитражный суд.
20.03.2009г. Арбитражный суд Московской области решением по делу N А41-19347/08 удовлетворил требования ОАО "ТД "ЗКЗЛ".
Не согласившись с судебным актом, вынесенным Арбитражным судом Московской области 20.03.2009г., Минэкологии Московской области обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 64-68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды регламентируются Федеральным законом от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы), данный Порядок определения платы распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 2 Порядка установлено два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Сроки внесения платы установлены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (зарегистрирован в Минюсте 17.07.2006 г. за N 8077).
Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2007 года должна быть внесена не позднее 21 января 2008 года с учетом того, что 20 января 2008 года - нерабочий день.
ОАО "ТД "ЗЛКЗ" внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2007 года только 23 января 2008 года.
Статьёй 3 Закона об охране окружающей среды закреплен принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований у Минэкологии Московской области для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ОАО "ТД "ЗЛКЗ".
Согласно ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности.
Как видно из материалов дела Общество 08.08.2008г. уведомлением N 6-34-87/08 извещено о месте и времени составления протокола факсимильной связью (тел. N 730-88 - 45).
Полномочия Шабановой О.С. на получение корреспонденции подтверждены доверенностью от 01.01.2008 г. N 864 со сроком действия до 1.01.2009 г., а также штатным расписанием, согласно которому Шабанова О.С. является секретарем руководителя ОАО "ТД "ЗЛКЗ".
Вместе с тем довод Минэкологии Московской области о надлежащем уведомлении Общества о рассмотрении дела об административном правонарушении 01.09.2008г. не подтверждается материалами дела.
Как видно из материалов дела, уведомление о рассмотрении 01.09.2008г. дела об административном правонарушении поступило в адрес заявителя 11.09.2008г., то есть после его рассмотрения и вынесения оспариваемого постановления. Получение 11.09.2008г. Обществом определения N 6-34-87/08/02 от 25.08.2008 г. об отложении рассмотрения дела на 11 час. 30 мин. 01.09.2008 г. подтверждается почтовым уведомлением (т.1 л.д.76).
В соответствии с ч.1 ст.75 АПК РФ письменные доказательства должны быть выполнены в такой форме, которая позволяет установить их достоверность.
Факт записи в Журнале учета отправляемой служебной информации средствами факсимильной связи Минэкологии Московской области (т.1 л.д. 102-103) не может свидетельствовать о получении отправленного по факсу текста Обществом.
В случае, если заявитель утверждает, что не получил факсимильного уведомления, суд не имеет процессуальной возможности установить достоверность доказательств, представленных административным органом для подтверждения факта извещения общества о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Судом первой инстанции в судебном заседании установлен факт утверждения представителем ОАО "ТД "ЗЛКЗ" о неполучении Обществом определения об отложении рассмотрения дела на 01.09.2008г. по факсу. В штате ОАО "ТД"ЗЛКЗ" нет работника с фамилией Шеповалова. В ОАО "ТД"ЗЛКЗ" работает в должности менеджера по сбыту Шаповалова И.А., которая не имеет полномочий на получение факсов для руководителя общества.
Минэкологии Московской области не представило суду доказательств отчета об отправке определения от 25.08.2008 г. факсимильной связью с указанием на результат его прохождения (получения). В Журнале учета отправляемой служебной информации средствами факсимильной связи не указано, какой именно документ передан обществу.
Указанный в графе N 30 за 25.08.2008г. Журнала, номер факса (т.1 л.д.103), отличается от номера факса, по которому было направлено уведомление 08.08.2008 г. о составлении протокола (т.1 л.д. 67).
При указанных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Минэкологии Московской области не были приняты достаточные меры по извещению Общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. На момент рассмотрения дела старший государственный инспектор Московской области по охране природы Окунев В.В. не имел доказательств надлежащего извещения общества или его законного представителя о месте и времени выполнения этого процессуального действия.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с отсутствием надлежащего извещения законный представитель Общества не смог воспользоваться предоставленными законодательством правами, был лишенным предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника.
В силу ч.2 ст. 211 АПК РФ, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует. Порядок принятия оспариваемого постановления не соответствуют закону.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что Минэкологии Московской области не подтвердило соблюдение установленного КоАП РФ порядка при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении в отношении ОАО "ТД"ЗЛКЗ" постановления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2009 г. по делу N А41-19347/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природопользования Московской области - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
А.А. Слесарев |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19347/08
Истец: ЗАО"Торговый Дом"ЗЛКЗ"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2070/2009