г. Москва
13 июля 2009 г. |
Дело N А41-9912/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Слесарева А.А.,
судей Кузнецова А.М., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания Тумаркиной М.В.,
при участии в заседании:
от истца: Сорокин П.А. - директор правового департамента, доверенность N б/н от 26.12.2008г.,
от ответчика: Тренина А.А. - старший государственный налоговый инспектор юридического отдела, доверенность N 03-03-01/0551 от 29.12.2008г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2009 года по делу N А41-9912/09, принятое судьей Хазовым О.Э., по иску (заявлению) ЗАО "Ледово" к Межрайонной инспекции ФНС России N18 по Московской области о признании недействительным отказа в возврате сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость и обязании возвратить излишне уплаченный НДС в размере 7 000 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Ледово" (далее - ЗАО "Ледово", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным отказа Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области (далее - налоговый орган, Инспекция) в возврате сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость и обязании возвратить излишне уплаченный НДС в размере 7 000 000 руб. путем возврата.
Решением суда от 22 мая 2009 года по делу N А41-9912/09 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, а также не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование своих доводов, налоговый орган ссылается на невозможность возврата ЗАО "Ледово" имеющейся переплаты по налогу на добавленную стоимость, поскольку у Общества имеется недоимка по иным налогам, в том числе, по федеральным.
Налоговый орган считает, что возврат переплаты производится, только при отсутствии недоимки по федеральным налогам. У ЗАО "Ледово" имеется недоимка, которая, образовалась в связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физических лиц.
По мнению налогового органа, суд не учел тот факт, что произвести зачет излишне уплаченных сумм по соответствующим налогам, возможно только на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (п.4 ст.78 НК РФ). Такое заявление в налоговый орган не поступало, соответственно самостоятельно произвести зачет налоговый орган не может.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено: по результатам проведения камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области принято решение N 310 от 02.12.2008г. о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в размере 8 138 127 руб. Указанным решением Обществу также отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5 646 руб. (т.1, л.д.6-9). Решение о зачете налоговым органом не принималось. Копия решения была получена представителем налогоплательщика 02.12.2008г.
16.12.2008г. налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением о частичном возврате НДС в сумме 7 000 000 руб. Заявление было получено налоговым органом 16.12.2008г., о чём свидетельствует входящий штамп налогового органа на указанном документе (т.1, л.д.10).
Уведомлением N 05-13/1301@ от 17.12.2008г. налоговый орган отказал в возврате НДС в сумме 7 000 000 руб. на основании наличия у налогоплательщика задолженности по другим федеральным налогам (т.1, л.д.11). Состав задолженности, послужившей основанием для отказа в возврате НДС, приведен налоговым органом в выписке из лицевого счета ЗАО "Ледово" N 2221 от 05.12.2008г. (т.1, л.д.12-13).
Как пояснил представитель Общества, задолженность, указанная налоговым органом, реструктуризирована на основании Соглашения о реструктуризации долгов N 122-35-800от 19.03.2004г. (т.1, л.д.14-16). В отношении остальной части задолженности у ЗАО "Ледово" отсутствует информация об основании и моменте возникновения ее на лицевом счете налогоплательщика, а именно: пени по НДФЛ (КБК 18210102021010000110) - 1 116 697,73 руб.; штраф по НДФЛ (КБК 18210102021010000110) - 68 071,73 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210202020060000160) - 211 749,34 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210202020060000160) - 16 894,84 руб.
Из представленных выписок лицевого счета следует, что данная задолженность числится за налогоплательщиком более 4 лет (т.1, л.д.81-125; т.2, л.д.1-90). По мнению Общества, в связи с истечением сроков взыскания налоговый орган утратил возможность их взыскания в установленном порядке. Следовательно, зачет суммы НДС, подлежащего возврату, в счет погашения указанной спорной задолженности невозможен.
В связи с указанными обстоятельствами ЗАО "Ледово" полагает, что отказ налогового органа возвратить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению, является недействительным.
Налоговый орган не согласен с позицией ЗАО "Ледово" в связи с тем, что у налогоплательщика имеется задолженность по федеральным налогам, не позволяющая произвести возврат сумм НДС, не осуществив зачет соответствующих денежных сумм.
Данный зачет согласно п.4 ст.78 НК РФ может быть произведен только по заявлению налогоплательщика.
Не согласившись с отказом налогового органа в возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость и обязании возвратить излишне уплаченный НДС в размере 7 000 000 руб. путем возврата, Общество обратилось с заявлением в суд.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно п.п.5 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
Данное право обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
В соответствии с п.п.7 п.1 ст.32 НК РФ налоговый орган обязан принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статьями 171, 172, 176 НК РФ регламентируется порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.
В соответствии с ч. 4 ст.176 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Решение о зачете суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Согласно п. 6 ст. 176 НК РФ, при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме о принятом решении о возмещении, о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом 02.12.2008г. было принято решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость N 310. Одновременно с данным решением налоговым органом не принималось решение о зачете, подлежащей возмещению суммы налога, в счет погашения задолженности по иным федеральным налогам.
Налогоплательщиком было подано заявление о возврате суммы НДС, с указанием соответствующих необходимых реквизитов. Налоговый орган отказался осуществить возврат заявленной суммы в связи с наличием у налогоплательщика задолженности по федеральным налогам и необходимости проведения зачета.
Согласно выпискам из лицевого счета налогоплательщика, у Общества имеется задолженность по федеральным налогам, возникшая в 2005-2007г.г.
Как отмечено в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1395/08 от 21.02.2008г., что проводимый налоговым органом зачет, в порядке п.4 ст.176 НК РФ, является формой принудительного взыскания.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 381-ОП от 08.02.2007г. указано, что допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения существенных обязанностей.
Суд обоснованно указал, что Налоговом кодексе РФ содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Так, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ слоговый орган вправе в течение 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки и иной задолженности, вынести решение о принудительном взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Кроме того, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган не вправе самостоятельно произвести зачёт излишне уплаченного налога в счёт погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе принципов взыскания недоимки, установленных в иных изложения Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьёй 113 НК РФ установлен общий трехлетний срок давности с момента свершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода в течение, которого было совершено правонарушения, и по истечении этого срока лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение слогового правонарушения.
В соответствии со ст. 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее 6 месяцев со дня обнаружения слогового правонарушения и составления соответствующего акта (в редакции федерального закона от 27.06.2006 года, вступившей в силу с 01.01.2007 года - исковое заявление о взыскании штрафа может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа).
В нарушение п.5 ст.200 АПК РФ, налоговым органом не представлены доказательства соблюдения порядка взыскания спорной задолженности по пеням и штрафам, установленного ст.ст.46, 47, 69, 70 НК РФ, а именно: направления налогоплательщику требования об уплате пени и штрафа в установленный срок, вынесения налоговым органом решения о взыскании пени и штрафа или наличия соответствующего судебного решения о взыскании налога, пени, штрафа с общества. Налоговым органом также не доказано, что по спорной задолженности не истек срок давности взыскания.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области в возврате ЗАО "Ледово" налога на добавленную стоимость в сумме 7 000 000 руб., содержащийся в уведомлении N 05-13/1301@ от 17.12.2008г. является незаконным.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2009 года по делу N А41-9912/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Слесарев |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9912/09
Истец: ЗАО "Ледово"
Ответчик: МРИ ФНС России N 18 по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2960/2009