г. Москва
21 июля 2009 г. |
Дело N А41-6463/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Боровиковой С.В., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Шишкиной В.В.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Московский машиностроительный завод "Вымпел" - Тимофеевская М.С. по доверенности от 07.05.2009; Муракаев Т.М. по доверенности от 23.06.2009; Сидоров С.В. по доверенности от 23.06.2009; Петраков А.П. по доверенности от 07.05.2009;
от администрации города Бронницы Московской области - Табакова Л.Г. по доверенности от 31.12.2008 года;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Бронницы Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2008 года по делу N А41-6463/08, принятое судьей Антоновым В.И., по заявлению открытого акционерного общества "Московский машиностроительный завод "Вымпел" к администрации города Бронницы Московской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Московский машиностроительный завод "Вымпел" (далее - ОАО "ММЗ "Вымпел") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным действий (бездействий) Администрации города Бронницы Московской области, выраженных в виде отказа (исх. N 534 от 18.03.2008) в выкупе ОАО "ММЗ "Вымпел" земельных участков, указанных в заявлении о выкупе (письмо исх. N 4/23 от 23.01.2008; вх. N 84/4/08 от 24.01.2008), по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков, в отношении ОАО "ММЗ "Вымпел" и об обязании Администрации г. Бронницы вынести решение о продаже земельных участков, указанных в заявлении о выкупе (письмо исх. N 4/23 от 23.01.2008; вх. N 84/4/08 от 24.01.2008), ОАО "ММЗ "Вымпел" по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2008 года по делу N А41-6463/08 заявленные требования удовлетворены.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 15 сентября 2008 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2008 года N КГ-А/11038-08, вышеуказанное решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявления отказал.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2009 N ВАС-2814/09 в передаче дела N А41-6463/08 Арбитражного суда Московской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления от 15.09.2009 Десятого арбитражного апелляционного суда и постановления от 11.12.2008 Федерального арбитражного суда Московского округа по заявлению ОАО "ММЗ "Вымпел", отказано.
Вместе с тем, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем определении указал, что согласно пункту 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" судебный акт, оспариваемый в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, может быть пересмотрен в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по вновь открывшимся обстоятельствам.
02 июня 2009 года ОАО "ММЗ "Вымпел" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 по настоящему делу (т. 3 л.д. 51-59).
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 25 июня 2009 года удовлетворил заявление ОАО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" о пересмотре постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2008 года по делу N А41-6463/08 по вновь открывшимся обстоятельствам, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2008 года по делу N А41-6463/08 отменил.
Частью 2 статьи 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Пунктом 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 17 предусмотрено, что в случае отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам дело повторно рассматривается тем же арбитражным судом, которым отменен ранее принятый судебный акт.
Выслушав объяснения представителей истца и представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции
Как следует из материалов дела, 24.01.2008 ОАО "ММЗ "Вымпел" на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) и в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 обратился к Администрации г. Бронницы Московской области с заявлением от 23.01.2008 г. исх. N 4/23 (вх. N 84/4/08) о принятии решения о предоставлении в собственность за плату по цене в размере два с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков:
- земельный участок площадью 2580 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0011, расположенный в Московской области, г. Бронницы, примерно 80 м по направлению на юго-запад от ориентира пересечение ул. Советская и Производственного проезда;
- земельный участок площадью 5559 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0009, расположенный в Московской области, г. Бронницы, примерно 120 м по направлению на северо-восток от ориентира птичник ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 4830 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0013, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 25 м по направлению на северо-восток от ориентира картофелехранилище ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 3900 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 03 02:0002, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 350 м по направлению на юго-восток от ориентира конюшня ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 14208 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0015, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 100 м по направлению на юг от ориентира пересечение ул. Советская и Производственного проезда, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы;
- земельный участок площадью 587 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 02:0001, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 60 м по направлению на северо-восток от ориентира акклиматизатор ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 5000 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0007, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 30 м по направлению на юго-восток от ориентира телятник ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 2951 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 41:0013, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 6 м по направлению на запад от ориентира Арочный склад ООО "Сортсемовощ", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пер. Каширский;
- земельный участок площадью 3033 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 41:0014, расположенный в Московской области, г. Бронницы, установлено относительно ориентира Здание зернохранилища, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пер. Каширский;
- земельный участок площадью 5061 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0014, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 10 м по направлению на северо-восток от ориентира телятник ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 7583 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0003, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 280 м по направлению на юго-запад от ориентира пересечение ул. Советская и Производственного проезда, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы;
- земельный участок площадью 18500 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 03 02:0003, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 20 м по направлению на юго-запад от ориентира склад минеральных удобрений ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 2004 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 03 02:0001, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 50 м по направлению на юго-восток от ориентира конюшня ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд;
- земельный участок площадью 7000 кв.м, кадастровый номер 50:62:002 01 01:0012, расположенный в Московской области, г. Бронницы, в 130 м по направлению на юго-запад от ориентира здание картофелехранилища ОАО "ММЗ Вымпел", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Бронницы, пр. Производственный проезд (л. д. 10-13 т.1).
Администрация г. Бронницы Московской области своим письмом от 19.02.2008 N 338 сообщило, что для согласования проектов постановлений и договора купли-продажи земельных участков в Министерстве имущественных отношений Московской области необходимо предоставить справки о ставке земельного налога, выдаваемые МРИ МНС России N 1 по Московской области, так как земельные участки приобретаются в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (л. д. 14 т. 1).
Впоследствии, ОАО "ММЗ "Вымпел" в своем письме исх. N 18/23 от 27.02.2008 выразило несогласие по данному требованию Администрации (т. 1, л.д. 15).
Также ОАО "ММЗ "Вымпел" с сопроводительным письмом исх. N 1/08Д от 07.03.2008 представило Администрации дополнительные документы, подтверждающие, что здания, строения и сооружения, расположенные на испрашиваемых земельных участках, ранее находились в государственной собственности и были приватизированы из государственной собственности Акционерным обществом закрытого типа "Бронницкий", от которого ОАО "ММЗ "Вымпел" получил эти объекты недвижимости по решению суда (л. д. 16 т.1).
18.03.2008 Администрация города Бронницы Московской области, рассмотрев заявленные требования ОАО "ММЗ "Вымпел" по вопросу льготного выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города, своим письмом N 534 отказало. При этом сообщило, что земельные участки, заявленные к выкупу по пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" не соответствуют нормам и обязательным признакам, закрепленными данной статьей, поскольку права ОАО "ММЗ "Вымпел" на здания, строения и сооружения установлены решением арбитражного суда, то есть не были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. Следовательно, при выкупе ОАО "ММЗ "Вымпел" земельных участков будут применены нормы пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) (л. д. 17-18 т.1).
Как установлено судом первой инстанции, Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области на основании соглашений об отступном от 14.05.2005 N 1 и N 2, заключенных в соответствии с определениями суда от 19.01.2005 и 14.04.2005, и актов приема-передачи недвижимого имущества зарегистрировано право собственности ОАО "ММЗ "Вымпел" на эти здания, строения и сооружения и выданы свидетельства о государственной регистрации права от 14.06.2005 г. (л. д. 34-48 т. 1).
Доказательств обжалования и отмены данных определений об утверждении мировых соглашений, суду не представлено, а также не представлено доказательств оспаривания права собственности ОАО "ММЗ "Вымпел" на указанные здания, строения и сооружения.
Как следует из письма Роспотребнадзора от 27.12.2007 N 2594 спорные земельные участки не находятся в границах 1 и 2 поясов зон санитарной охраны поверхностных источников питьевого водоснабжения.
Также из постановлений Главы г. Бронницы Московской области от 30.12.2005 N 1010 и от 06.04.2006 N 207 следует, что право постоянного (бессрочного) пользования под производственными зданиями и сооружениями ЗАО "Бронницкий" общей площадью 93949 кв.м. прекращено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из смысла данной нормы права следует, что по своему содержанию указанный порядок приобретения земельных участков является льготным по отношению к порядку, установленным пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ).
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2009 N 14649/08 определена правовая позиция по толкованию пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007N 212-ФЗ).
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2009 N 14649/08 следует, что действие пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Факт отчуждения земельных участков в процессе приватизации из государственной собственности судом первой инстанции установлен, судом апелляционной инстанции проверен.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются правомерными и обоснованными, оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы представителя администрации города Бронницы Московской области о том, что факт отчуждения имущества совхоза "Бронницкий" в частную собственность в порядке приватизации не является установленным опровергается материалами дела, в частности, представленными представителями ОАО "ММЗ "Вымпел" свидетельствами о государственной регистрации права собственности ЗАО "Бронницкий" на 15 объектов недвижимого имущества на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1992 год по совхозу "Бронницкий".
Доказательства оспаривания оснований приобретения ЗАО "Бронницкий" права собственности на указанные выше 15 объектов недвижимого имущества в ходе приватизации администрация города Бронницы Московской области суду апелляционной инстанции не представила.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15 июля 2008 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-6463/08 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6463/08
Истец: ОАО"Московский машиностроительный завод"Вымпел"
Ответчик: Администрация г.Бронницы Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области