г. Ессентуки |
А15-355/07 |
06 февраля 2008 года |
Дело N 16АП-1594/07 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 февраля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Жукова Е.В., Сулейманова З.М.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Капикранян А.А.
С участием в заседании представителей:
от истца
не явились, извещены
от ответчика
Агасиев В.Ф. - представитель по доверенности,
от третьих лиц:
не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции иск Правительства Республики Дагестан
к ФГУ "Дагводресурсы"
3-и лица:
Министерство финансов РД;
Территориальное управление Федерального агентства управления федерального имущества;
Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов;
Министерство Финансов РФ
о взыскании 23.400.000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Дагестан (далее - Правительство РД, истец), ссылаясь на ст. ст. 11, 12, 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ФГУ "Дагводресурсы" (далее - ответчик) о взыскании 23.400.000 руб., выделенных из резервного фонда Правительства Республики для выполнения работ по безаварийному пропуску паводков на реке Терек, с последующим их восстановлением за счет средств федерального бюджета, выделяемых ответчику на указанные цели.
Определениями суда 24.04.2007 и от 13.07.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечены Министерство финансов Республики Дагестан (далее - Минфин РД) и Территориальное управление Федерального агентства федерального имущества по республики Дагестан (далее - ТУ ФАУФИ по РД).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.08.2007 исковые требования Правительства РД удовлетворены в полном объеме. С ФГУ "Дагводресурсы" в пользу Правительства РД взыскано 23.400.000 руб., и в доход федерального бюджета 100.000 руб. госпошлины по иску.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2007 решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.08.2007 отменено на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, как принятое с нарушением норм процессуального права. Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечены Федеральное агентство водных ресурсов и Министерство Финансов РФ.
Истец и третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд полномочных представителей не направили. В письме от 11.02.2008 Правительство РД просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Согласно ст. 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Министерства финансов РФ, ТУ ФАУФИ, Федерального агентства водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов представило письменное мнение на иск, в котором полагает, что требования Правительства РД заявлены необоснованно и подлежат отклонению в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Ответчик ссылается на п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой бюджетное учреждение, не имеет право получать кредиты (займы) из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По мнению ФГУ "Дагводресурсы", обязательственных отношений между ним и Правительством РД не возникало, следовательно, истец необоснованно ссылается на ст. 307 ГК РФ.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, выслушав пояснения представителя ответчика, изучив доводы искового заявления и отзывов на него, исследовав материалы дела и оценив, представленные суду доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Правительства РД удовлетворению не подлежат, в связи со следующим.
Материалами дела установлено, что распоряжениями Правительства Республики Дагестан от 14.08.2002 N 270-р и от 22.03.2004 N 71-р из резервного фонда Правительства РД, ФГУ "Дагводресурсы" выделены денежные средства на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на основном вале реки Терек в общей сумме 28.400.000 руб., с последующим их восстановлением за счет средств федерального бюджета.
Факт выделения денежных средств в указанной сумме подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами и не оспаривается самим ответчиком.
Требования Правительства РД о восстановлении в резервный фонд Правительства 28.400.000 руб. ответчик удовлетворил частично, возвратив 5.000.000 руб.
Полагая, что ФГУ "Дагводресурсы" необоснованно удерживает денежные средства в размере 23.400.000 руб., истец обратился в суд с соответствующим иском.
Ссылаясь на ст. ст. 309, 310 ГК РФ, Правительство РД определило правовую природу взыскиваемой суммы, как заемное обязательство.
Судебная коллегия, проанализировав фактические правоотношения сторон, с учетом имеющихся в материалах дела документов, приходит к вводу, что между истцом и ответчиком отсутствуют гражданско-правовые отношения и поэтому нормы гражданского законодательства не могут быть применены к рассматриваемому спору.
Прийти к такому выводу суду позволяет следующее.
Согласно п. 1 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В рассматриваемых отношениях по выделению ФГУ "Дагводресурсы" денежных средств из резервного фонда, Правительство РД действовало на основании властных предписаний, то есть с его стороны отсутствует автономия воли. Денежные средства, подлежащие перечислению Правительством РД, являются бюджетными, а не имуществом последнего, а, следовательно, отсутствует признак имущественной самостоятельности. Кроме того, Правительство РД выступает как распорядитель указанных денежных средств, а ФГУ "Дагводресурсы" как их получатель, следовательно, отношения сторон основаны не на равенстве, а на административной подчиненности.
Учитывая изложенное судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела следует руководствоваться нормами, регулирующими бюджетные отношения, а не гражданские, как полагает истец.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Часть 5 указанной статьи устанавливает, что порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Дагестан, утвержденному постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.06.2001 N 124 (с изменениями от 09.10.2003, 03.08.2004) Резервный фонд Правительства Республики Дагестан создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий республиканского значения, не предусмотренных в республиканском бюджете РД на соответствующий год.
Бюджетное законодательство не предусматривает выделение средств из резервных фондов на возвратной основе, равно как подобных норм не содержится в указанном выше постановлении Правительства Республики Дагестан от 13.06.2001 N 124.
ФГУ "Дагводресурсы" является федеральным бюджетным учреждением. Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выделения указанной суммы) бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Таким образом, ФГУ "Дагводресурсы" финансируется за счет средств федерального бюджета согласно смете доходов и расходов.
Согласно части 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
С 2005 года в соответствии с пунктом 5.13. Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов Агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.
Федеральное агентство водных ресурсов доводит до ФГУ "Дагводресурсы" лимиты бюджетных обязательств на содержание и реализацию, возложенных на него функций согласно смете доходов и расходов.
Выделяемые по смете средства федерального бюджета Российской Федерации носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели, нежели те, которые предусмотрены сметой доходов и расходов и бюджетным законодательством.
С учетом того, что финансирование ФГУ "Дагводресурсы" из федерального бюджета носит целевой характер, довод истца о том, что у ФГУ "Дагводресурсы" имеется возможность восстановить в бюджет Республики Дагестан полученные в 2002 г. и 2004 г. денежные средства за счет средств федерального бюджета ошибочен и противоречит бюджетному законодательству.
При таких обстоятельствах требования Правительства РД заявлены необоснованно и подлежат отклонению в полном объеме.
Госпошлина по иску, в порядке ст. 110 АПК РФ относится на Правительство РД, но взысканию не подлежит, поскольку в силу пп.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса истец, как государственный орган, обращающийся в арбитражные суды в защиту государственных интересов, освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении исковых требований Правительства Республики Дагестан о взыскании с ФГУ "Дагводресурсы" задолженности, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий: |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-355/07
Истец: Правительство Республики Дагестан
Ответчик: Федеральное государственное учреждение по водному хозяйству Республики Дагестан "Дагводресурсы"
Третье лицо: Федеральное агентство водных ресурсов министерства природных ресурсов РФ, Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом рд, Министерство Финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Дагестан
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1594/07
26.05.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2496/2008
06.02.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1594/07