г. Чита
20 октября 2008 г. |
Дело N А19-7257/08-27 |
04АП-3083/2008
Резолютивная часть постановления вынесена 13 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лешуковой Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива N 158 владельцев индивидуального автотранспорта на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 августа 2008 года по делу N А19-7257/08-27 по заявлению Гаражно-строительного кооператива N158 владельцев индивидуального автотранспорта к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о признании недействительным предписания N72-02-741 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства,
(суд первой инстанции: Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было,
от Службы: не было,
Гаражно-строительный кооператив N 158 владельцев индивидуального автотранспорта обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области N 72-02-741 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 августа 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Гаражный кооператив обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на необоснованность проведения проверки после завершения строительства объекта, подтвержденного актом приемки и ввода в эксплуатацию от 10.10.2003г., ответом начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Иркутска от 29.09.2005г.; на строительство в соответствии с утвержденной проектной документацией; на неправомерность проведения проверки при отсутствии программы проверки.
Служба в представленном отзыве на апелляционную жалобу полагает решение суда законным и обоснованным, указывая на фактическое отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на момент проведения проверки; на установление несоответствия объекта нормативным документам в области строительства, СНиП; на осуществление проверки на основании обращения отдела Государственного пожарного надзора г. Иркутска.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили, Гаражный кооператив заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ и в отсутствие представителей участвующих в деле лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность соблюдения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области на основании распоряжения N 72-02-741 от 22.05.2008г. в целях осуществления государственного строительного надзора при строительстве проведена проверка объекта капитального строительства - Гаражный кооператив N 158 по адресу: г. Иркутск, Октябрьский округ, ул. Седова, 90.
Уведомление о проведении проверки получено 22.05.2008г. председателем кооператива - Касаруковым В.В.
В ходе проверки установлены следующие нарушения.
1) помещения автостоянки для хранения автомобилей не оборудованы внутренним противопожарным водопроводом с выведенными наружу патрубками с соединительными головками, оборудованными вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники п.п. 6.6, 6.7, 6.8, 6.29 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
2) помещения автостоянки для хранения автомобилей не оборудованы автоматической установкой обнаружения и тушения пожара п.п. 3, 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) (Приложение к приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315) "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", п. 6.29 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
3) в автостоянках не установлены приборы для измерения концентрации СО и соответствующие сигнальные приборы по контролю СО, устанавливаемых в помещении с круглосуточным дежурством персонала, предусмотренные п.6.13 Строительные нормы и правила РФ СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
4) с каждого этажа автостоянки не предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа, чес нарушен п. 5.14 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
5) в автостоянке допущено разделение машиномест перегородками на отдельные боксы. Устройство обособленных боксов не отвечает требованиям п. 5.40, п. 5.35 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
6) в автостоянке не предусмотрены самостоятельные выезды непосредственно наружу с каждого подземного этажа, чем нарушен п. 5.35 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
7) в перекрытиях автостоянки не предусмотрены устройства для отвода воды в случае тушения пожара, чем нарушен п. 5.38 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
8) объект капитального строительства "гаражный кооператив N 158" фактически эксплуатируется, осуществляется заезд и хранение автотранспорта граждан в гаражные боксы кооператива без полученного в установленном порядке разрешения на ввод его в эксплуатацию, нарушена ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
По результатам указанной проверки Службой вынесено предписание N 72-02-741 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 28.05.2008 г., которым предписано в срок до 28.08.2008 г.:
1. оборудовать внутренним противопожарным водопроводом с выведенными наружу патрубками с соединительными головками, оборудованными вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники в соответствии с п.п. 6.6, 6.7, 6.8 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей" помещения автостоянки для хранения автомобилей;
2. оборудовать помещения автостоянки для хранения автомобилей автоматической установкой обнаружения и тушения пожара п.п. 3,4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", п. 6.29 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
3. установить приборы для измерения концентрации СО и соответствующие сигнальные приборы по контролю СО в автостоянке в помещении с круглосуточным дежурством персонала в соответствии с п.6.13 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
4. каждый этаж автостоянки обеспечить двумя рассредоточенными эвакуационными выходами непосредственно наружу в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа в соответствии с п. 5.14 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
5. выполнить с каждого подземного этажа самостоятельные выезды непосредственно наружу в соответствии с п. 5.35 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
6. устройство обособленных боксов выполнить в соответствии с требованиями п.п. 5.35 5.40, СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
7. перекрытия автостоянки обеспечить устройствами для отвода воды в случае тушения пожара в соответствии с п. 5.38 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей".
Не согласившись с вынесенным предписанием, Гаражный кооператив оспорил его путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности предписания в связи с несоответствием характеристик объекта Строительным нормам и правилам СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", Нормам пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-3), указав при этом на правомерность произведенной Службой проверки в рамках ее компетенции в связи с неподтверждением факта введения объекта в эксплуатацию.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 18.03.1991г. исполнительным комитетом Иркутского городского совета народных депутатов принято решение N 19/167 об отводе земельного участка Гаражному кооперативу N 158 под строительство подземных гаражей в Октябрьском районе по ул. Седова.
На основании распоряжения от 18.03.1991г. Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля 28 июня 1993 года выдано разрешение N 44/93 на производство строительно-монтажных работ Гаражному кооперативу N 158 по ул. Седова.
Постановлением мэра г. Иркутска от 26.07.2005г. N 031-06-1278/5 в решение от 18.03.1991 года N 16/167 внесены изменения, в том числе в наименование объекта строительства: подземные гаражи со спортивно-оздоровительным комплексам на кровле.
Согласно решению от 18.03.1991г. (в редакции постановления мэра от 26.07.2005г.) заказчику-застройщику предписано, в том числе, разработать проект подземных гаражей со спортивно-оздоровительным комплексам на кровле, запроектировать инженерное обеспечение и благоустройство участка, получить в главном управлении архитектуры и градостроительства план земельного участка, проект согласовать в установленном порядке; по окончанию строительства ввести объекты в эксплуатацию в установленном порядке; при окончании строительства и сдаче в эксплуатацию зарегистрировать строение в бюро технической инвентаризации многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства и благоустройства.
Акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта - Гаражных боксов ГСК N 158 составлен Гаражным кооперативом и генеральным подрядчиком - ОАО ДСФ "Гарант" 10.10.2003г.
Судом первой инстанции верно указано на несоответствие характеристик объекта Строительным нормам и правилам СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", Нормам пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-3).
Согласно п.п. 5.14, 5.35, 5.38, 6.6, 6.7,6.29 Строительных норм и правил РФ СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей" с каждого этажа пожарного отсека автостоянок должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу, в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа.
В отдельно стоящих подземных автостоянках не более чем с двумя этажами, располагаемых на незастроенной территории, допускается устройство обособленных боксов, отвечающих требованиям п. 5.40. При этом должны быть предусмотрены самостоятельные выезды непосредственно наружу с каждого подземного этажа.
В перекрытиях подземных автостоянок следует предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара. Отвод воды допускается предусматривать в сеть ливневой канализации или на рельеф без устройства локальных очистных сооружений.
В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода.
В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники.
Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа: а) подземных независимо от этажности; б) надземных при двух этажах и более; в) одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м2 и более, IV степени огнестойкости класса СО площадью 3600 м2 и более, класса С1 - 2000 м2 и более, классов С2, СЗ - 1000 м2 и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах - при количестве боксов более 5; г) встроенных в здания другого назначения, за исключением указанных в поз. 25 табл. ЗНПБ110; д) в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки горючесмазочных материалов; е) расположенных под мостами; ж) механизированных автостоянках.
Допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение в одноэтажны подземных автостоянках вместимостью до 25 машиномест, располагаемых н незастроенной территории.
В автостоянках с обособленными боксами, отвечающими требованиям п. 5.40 пр] применении в каждом боксе модульных установок пожаротушения (самосрабатывающи: модулей) предусматривать автоматическое пожаротушение проездов между боксами hi требуется, при этом указанные проезды должны быть оборудованы поэтажно передвижным! огнетушителями (типа ОП-50, ОП-100) из расчета: при площади проездов на этаже до 500 м, 1 шт. на этаж, более 500 м2 - 2 шт. на этаж.
Пунктами 3, 4 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установкам": пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) установлено, чтс тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.
В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения.
Служба правомерно указала на необходимость устранения выявленных нарушений, приняв при этом соответствующее предписание.
Предписание принято в пределах полномочий Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области.
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (часть 2 статьи 54 Кодекса). Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 54 Кодекса).
Документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (п.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как указано в п. 12 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства РФ N 698 24.11.2005г. (постановление вступило в силу 14.12.2005г.), инструкция по его заполнению была утверждена приказом Министерства регионального развития РФ N121 только 19.10.2006г.
В установленном названными нормативными документами порядке объект, на который имеется разрешение на строительство - подземные гаражи со спортивно-оздоровительным комплексам на кровле - не введен в эксплуатацию.
Гаражный кооператив указывает на завершение строительства в 2003 году, ссылаясь при этом на Акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта - Гаражных боксов ГСК N 158.
Между тем, согласно статье 8 Федерального закона N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определяется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
На основании действующего с 05.10.1999г. по 18.08.2006г. Постановления губернатора Иркутской области от 05.10.1999г. N 536-п "Об утверждении территориальных строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" законченные строительством объекты принимаются и вводятся в эксплуатацию в целом или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в составе, предусмотренном проектно-сметной документацией (п.3.1).
Отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта первоначально принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями с последующим предъявлением их приемочной комиссии, принимающей объект в целом. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов оформляется актом, составленным по форме, приведенной в приложении К (п.3.2).
Рабочие комиссии назначаются решением заказчика (застройщика).
В состав рабочих комиссий включаются представители заказчика (застройщика) - (председатель комиссии), генерального подрядчика, субподрядных организаций, эксплуатирующей организации, генерального проектировщика, органов государственного санитарного, пожарного, энергетического, экологического и архитектурно-строительного надзоров. При необходимости к участию в работе рабочей комиссии привлекаются представители заинтересованных организаций и органов надзора, осуществляющих контроль за осуществлением градостроительной деятельности (п.3.3).
Таким образом, при завершении строительства в 2003 году Гаражным кооперативом должен был быть соблюден порядок ввода объекта в эксплуатацию, установленный Постановлением губернатора Иркутской области от 05.10.1999г.
В материалах дела отсутствуют соответствующие документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке путем подписания акта установленной формы (согласно Градостроительному кодексу РФ либо Постановлению губернатора Иркутской области от 05.10.1999г.).
Представленный Гаражным кооперативом акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от 10.10.2003г., а также письмо начальника Управления архитектуры и градостроительства от 29.09.2005г. не принимаются судом апелляционной инстанции в качестве надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию и соответствие характеристик объекта установленным строительным нормам и правилам.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод о необоснованности заявленных требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 августа 2008 года по делу N А19-7257/08-27, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 августа 2008 года по делу N А19-7257/08-27 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7257/08
Заявитель: Гаражно-строительный кооператив владельцев индивидуального транспорта N158
Ответчик: Служба государственного жилищного контроля и надзора Иркутской области