Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 20 августа 2009 г. N 04АП-2018/09
г. Чита |
Дело N А58-1419/09 |
"20" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.В.,
судей: Е.О. Никифорюк, Э.В. Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества "Акционерная компания "Якутскэнерго" к Финансово-казначейскому управлению Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Мегино-Кангаласскому улусу о признании незаконными действий, выразившихся в возвращении без исполнения исполнительного листа N 008026 от 16 апреля 2008 года,
при участии в судебном заседании:
от заявителя ОАО "АК "Яктскэнерго": не было;
от заинтересованного лица Финансово-казначейского управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Мегино-Кангаласскому улусу: не было;
от третьего лица муниципального учреждения "Административно-хозяйственное управление муниципальной собственностью муниципального образования "Село Майя": не было;
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерная компания "Якутскэнерго" (далее - Общество, ОАО "АК "Якутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании незаконными действий Финансово-казначейского управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Мегино-Кангаласскому улусу (далее - Финансовое управление), выразившихся в возвращении без исполнения исполнительного листа N 008026 от 16 апреля 2008 года.
Определением от 02 марта 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Административно-хозяйственное управление муниципальной собственностью муниципального образования "Село Майя" (далее - Административно-хозяйственное управление)
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2009 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2009 года отменено на основании пункта 5 части 4 статьи 270 АПК РФ с переходом на рассмотрение дела по правилам первой инстанции.
ОАО "АК "Якутскэнерго", Финансовое управление и Административно-хозяйственное управление о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
ОАО "АК "Якутскэнерго" и Финансовое управление ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса.
В обоснование своих требований заявитель ОАО "АК "Якутскэнерго" ссылается на то, что в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ содержится закрытый перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, и нарушение действиями Финансового управления его права взыскателя на получение того, что причитается ему по судебному решению.
Финансовое управление заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве от 24 марта 2009 года (исх. N 73), полагает, что не является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета должника Административно-хозяйственного управления для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В апелляционной жалобе Финансовое управление указало, что считает правила установленные Бюджетным кодексом РФ не применимыми к муниципальному учреждению "Административно-хозяйственное управление муниципальной собственностью муниципального образования "Село Майя" в связи с отсутствием у него лицевого счета в Финансовом управлении. Считает, что заявитель обязан был направить исполнительный лист в соответствующую службу судебных приставов, а установленный Бюджетным кодексом РФ порядок исполнения исполнительных листов судебных органов является добровольным порядком исполнения со стороны самого учреждения, за счет его сметы, а не за счет сметы Финансового учреждения.
Третье лицо Административно-хозяйственное управление отзыв не представило.
Проверив доводы сторон, исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2008 года по делу N А58-9747/07-0105 с Административно-хозяйственного управления в пользу ОАО "АК "Якутскэнерго" взыскан долг по договору энергоснабжения в сумме 136 293 рубля 29 копеек и расходы по государственной пошлине в сумме 4 225 рублей 87 копеек.
27 марта 2008 года решение вступило в законную силу и 16 апреля 2008 года Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) выдал исполнительный лист N 008026 на взыскание суммы долга и расходов по государственной пошлине. Должником в исполнительном листе указано муниципальное учреждение "Административно-хозяйственное управление муниципальной собственностью муниципального образования "Село Майя".
5 декабря 2008 года (исх.N 005-2656) ОАО "АК "Якутскэнерго" направило в Финансовое управление исполнительный лист Арбитражного суда Республики Саха(Якутия) N 008026, заявление, заверенную судом копию решения от 27 февраля 2008 года и доверенность представителя Шеметова А.И., ссылаясь на нормы Гражданского кодекса РФ, Федерального Конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации", Федерального закона "Об исполнительном производстве", Бюджетного кодекса РФ просило перечислить Обществу суммы по исполнительному листу.
Финансовое управление письмом от 15 декабря 2008 года (исх.N 296) возвратило без исполнения исполнительный лист, сообщив, что муниципальное учреждение "Административно-хозяйственное управление муниципальной собственностью муниципального образования "Село Майя" не является клиентом казначейства и не получает средства из местного бюджета, расчетный счет учреждения находится в АКБ "Алмазэригиенбанке".
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "АК "Якутскэнерго" в суд с настоящим заявлением.
На основании статей 16 и 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Должник является муниципальным учреждением, создан муниципальным образованием "Село Майя", финансируется из бюджета муниципального образования "Село Майя", поэтому обращение взыскания по денежным обязательствам бюджетного учреждения предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ установлен перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Согласно пункту 4 этой же статьи возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями с ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ также установлен порядок исполнения исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника.
Согласно Положения о Финансово-казначейских управлениях Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по улусам и городам Республики Саха (Якутия), утвержденному приказом Минфина Республики Саха (Якутия) от 03 января 2001 года N 01-04/001, финансово-казначейские управления выполняют функции государственных финансовых органов на территории улуса (города), их главной задачей является, в том числе, организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета улуса, а также обеспечение в соответствии с принятыми бюджетными обязательствами целевого финансирования предприятий, учреждений и организаций за счет и в пределах фактически имеющихся средств бюджета улуса; обеспечение соблюдения иммунитета бюджета и выполнение судебных актов по возмещению ущерба физическим лицам или юридическим лицам, в соответствии с действующим законодательством (пункты 12 и 15 раздела III Положения).
Следовательно, Финансовое управления в соответствие с законом и закрепленными за ним полномочиями обязано принять меры к обеспечению исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых из бюджета. Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета. Финансовое управление возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, чем нарушило действующее законодательство и права Общества как взыскателя на возможность получить то, что ему причитается по судебному решению.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, требования о признании незаконными действий Финансового управления по возврату без исполнения исполнительного листа N 008026 подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункту 3 статьи 239 и пункту 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством. Положения пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ об исполнении исполнительного документа в соответствие с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" в случае открытия должнику счетов в учреждениях Центрального банка РФ или в кредитных организациях применяются по желанию взыскателя.
Апелляционный суд не считает возможным установить Финансовому управлению конкретный срок исполнения исполнительного листа N 008026, в связи с тем, что сроки и порядок его исполнения определены Бюджетным кодексом РФ.
Судебные расходы ОАО "Акционерной компании "Якутскэнерго" по уплате госпошлины в размере 2000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию в его пользу с Финансового управления.
Финансовому управлению подлежит возвращению уплаченная платежным поручением N 236 от 18 июня 2009 г. при подаче апелляционной жалобы госпошлина в сумме 1000 рублей в связи с тем, что на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 101, 104,110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Требования открытого акционерного общества Акционерной компании "Якутскэнерго" удовлетворить.
Признать незаконными действия Финансово-казначейского управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Мегино-Кангаласскому улусу, выразившиеся в возврате письмом от 15.12.2008 исх.N 296 без исполнения исполнительного листа N 008026, выданного 16.04.2008 года Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) по делу N А58-9747/2007, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Обязать Финансово-казначейское управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Мегино-Кангаласскому улусу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества Акционерной компании "Якутскэнерго".
Взыскать с Финансово-казначейского управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Мегино-Кангаласскому улусу (с.Майя, улица Советская 27) в пользу открытого акционерного общества Акционерной компании "Якутскэнерго" (г.Якутск, улица Ф.Попова 14/2) судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 2000 рублей. Выдать исполнительный лист.
Возвратить Финансово-казначейскому управлению Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Мегино-Кангаласскому улусу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей. Выдать справку о возврате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1419/09
Заявитель: ОАО АК "Якутскэнерго"
Ответчик: ФКУ Министерства финансов РС(Я) по Мегино-Кангаласскому улусу
Третье лицо: Администрация МО "Село Майя"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2018/09