г. Чита |
Дело N А78-4087/2008 С2-20/174 |
04АП-3145/2008
"22" октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Г.Г. Ячменёва, Т.О. Лешуковой при ведении протокола судебного заседания секретарем Будаевой Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю, на решение арбитражного суда Читинской области от 11 сентября 2008 года по делу NА78-4087/2008 С2-20/174, принятое судьей Анисимовым М.И.,
при участии:
от заявителя: Федорова С.В., представителя по доверенности от 10.10.2008г.;
от заинтересованного лица: Абрамова М.А., представителя по доверенности от 28.04.2008г.;
и установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Фарм-Про", обратился с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене постановления за N 70 от 28 апреля 2008 года о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 11 сентября 2008 года требования заявителя удовлетворены.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как видно из материалов дела, установленная законодательством об обороте алкогольной продукции обязанность ООО "Фарм-Про" не исполнена, в момент проверки представлены документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, оформленные ненадлежащим образом, - в разделе "Б" справки к грузовой таможенной декларации отсутствует запись ООО "Фарм-Про", подтверждающая легальность приобретения алкогольной продукции.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных
товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
Один лишь факт ненадлежащего оформления обществом правой части раздела "Б" справки к ГТД не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции, тем, более, что согласно представленных документов данная алкогольная продукция ранее имела несколько собственников, то есть, была легализована, следовательно, совершенное ООО "Фарм-Про"" деяние не может быть квалифицировано налоговым органом по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанное нарушение не образует состава правонарушения и по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку административная ответственность по данной статье наступает за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, кроме перечисленных в части 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Налоговым органом не доказано, что заявителем допущено нарушение иных правил продажи алкогольной продукции.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление налогового органа следует признать незаконным и отменить.
Налоговый орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что согласно материалам проверки и протокола об административном правонарушении обществом при проведении проверки 15.04.08 г. не была представлена часть раздела "Б" копии справки, прилагаемой к ГТД в части прохождения (купли-продажи) товара от ООО "Авионт" до ООО "Фарм-Про". Данное обстоятельство подтверждается объяснением директора ООО "Фарм-Про", данными в протоколе: "Раздел справки "Б" к ГТД был утерян продавцом".
Копия справки, прилагаемая к ГТД на указанную алкогольную продукцию в полном объеме представлена обществом в инспекцию 16.04.2008 г.
Таким образом, по мнению налогового органа, общество с ограниченной ответственностью "Фарм-Про", вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей по представлению копии справки, прилагаемой к ГТД на продаваемую алкогольную продукцию нарушило п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации", п. 12, 139 "Правил продажи отдельных видов товаров...", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55.
Представитель общества просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, поскольку ненадлежащее оформление раздела "Б", по мнению заявителя, не образует объективной стороны правонарушения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15.04.2008 г. в отделе магазина "Продтоварищ", расположенном по адресу: Забайкальский край, Карымский район, с. Большая Тура, ул. Трактовая, 39 было установлено, что ООО "Фарм-Про" осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции без копии справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации на продаваемую в отделе алкогольную продукцию - вино "Ле Казалет", 0,75 л., по цене 160 рублей, производства Франции в полном объеме по причине отсутствия в отделе (часть раздела "Б" прохождения товара от бывшего собственника ООО "Авионт" до ООО "Фарм-Про" не заполнена), тем самым нарушив п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.05 г. N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации". Копии справок, надлежащим образом оформленных, были представлены заявителем в налоговый орган 16.04.08 г.
На основании материалов проверки, налоговым органом 16 апреля 2008 года составлен протокол N 38 об административных правонарушениях, которым зафиксирован факт непредставления заявителем в ходе проверки в полном объеме части "Б" копии справки к ГТД.
28 апреля 2008 года постановлением о назначении административного наказания N 70 ООО "Фарм-Про" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.1 1.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с п. 1 ст. 10.2 Закона РФ от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объёма готовой продукции).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 26 Закона РФ N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно п. 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства от 19.01.1998 N 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортная накладная;
копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 872 утверждены Правила заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива.
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара;
- при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара;
- при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенной оригиналом оттиска его печати, в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки;
В соответствии с пунктом 6 названных Правил раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями.
Индивидуальные предприниматели, реализующие товар, вместо наименования организации указывают фамилию, имя, отчество, а также серию, номер, дату и место выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность).
Ответственность за достоверность сведений, указываемых в разделе "Б" справки на каждом этапе реализации (передачи) товара, несут собственник товара (продавец) и покупатель (получатель) товара.
При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей должны быть четкими и ясными.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных (не указанных в частях 1, 2 настоящей статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как следует из материалов дела, актом проверки от 15.04.2008г. (л.д. 6), протоколом об административном правонарушении от 16.04.2008 г. N 38 (л.д.9) установлено отсутствие у ООО "Фарм-Про" на момент проверки в торговой точке розничной продажи алкогольной продукции раздела "Б" копии справки к ГТД в полном объеме (л/д. 37-39).
Согласно материалам дела, общество в момент проверки представило налоговому органу часть раздела "Б" копии справки к ГТД. Вторая часть раздела "Б" копии справки к ГТД (продолжение справки), была представлена заявителем в налоговый орган 16.04.2008г. (л.д. 42-468), в момент составления протокола об административном правонарушении.
Из представленной в ходе проверки части раздела "Б" копии справки к ГТД невозможно было установить лицо реализовавшего алкогольную продукцию ООО "Фарм-Про", последовательность движения алкогольной продукции, т.е. фактически проверить легальность данной алкогольной продукции.
Вторая часть раздела "Б" копии справки к ГТД представленная на момент составления протокола, подтвердила легальность реализуемой алкогольной продукции, что позволило налоговому органу правомерно квалифицировать действия общества по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что факт наличия у общества сопроводительных документов, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции подтверждает нарушение обществом иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Следовательно, налоговый орган правомерно квалифицировал действия заявителя по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и привлек к ответственности в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей без конфискации алкогольной продукции.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае, образует сам факт отсутствия на момент проверки документа, подтверждающего легальность оборота алкогольной продукции.
Согласно ч. 3 ст. 270 АПК РФ, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии у общества состава административного правонарушения, не соответствует обстоятельствам дела.
В связи с указанным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба налогового органа - удовлетворению. В удовлетворении требований заявителю надлежит отказать.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Читинской области от "11" сентября 2008 года по делу N А78-4087/2008 С2-20/174 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Фарм-Про" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю от 28 апреля 2008 года N 70 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 30 000 рублей, отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4087/08
Заявитель: ООО "Фарм-Про"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 3 по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3145/08