г. Чита |
Дело N А78-2594/2008-С2-25/133 |
04АП-2644/2008
20 октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по развитию потребительского рынка и ценообразованию Читинской области на решение Арбитражного суда Читинской области от 10 июля 2008 года по делу N А78-2594/2008 С2-25/133 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фармея" к Управлению по развитию потребительского рынка и ценообразованию Читинской области о признании недействительным предписания N1 от 30.04.2008г.,
(суд первой инстанции: Борголова Г.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Науменко Т.Г., директора,
от Управления: Глушенковой Т.В., по доверенности от 10.10.2008г.,
Общество с ограниченной ответственностью "Фармея" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления по развитию потребительского рынка и ценообразованию Читинской области N 1 от 30.04.2008г.
Решением суда первой инстанции от 10 июля 2008 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным как противоречащее Федеральному закону N 86-ФЗ от 22.06.1998 года "О лекарственных средствах". Как следует из судебного акта, основанием к удовлетворению заявленных требований явился вывод суда о правильности исчисления обществом предельной розничной надбавки к ценам на лекарственные средства на фактическую отпускную цену товара, являющейся ценой товара с налогом на добавленную стоимость.
Не согласившись с данным решением суда, Управление по развитию потребительского рынка и ценообразованию Читинской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Заявитель жалобы указывает на правомерность оспариваемого предписания, ссылаясь на то, что налог не является составной частью цены товара, следовательно, при определении налоговой базы по НДС принимается цена товара без включения в неё налога, фактической отпускной ценой товара является цена товара без учета НДС.
В заседании апелляционного суда представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Общество доводы заявителя апелляционной жалобы оспорило устно, полагает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Судом апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена Управления по развитию потребительского рынка и ценообразованию Читинской области на Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка общества по вопросу исполнения постановления администрации Читинской области от 12.07.2002 года N 98-А/П "О предельных торговых надбавках на лекарственные средства и изделия медицинского назначения", по результатам которой составлен акт от 30 апреля 2008 года N 1.
При проверке приходно-расходных документов на лекарственные средства Управлением установлено, что ООО "Фармея", реализуя лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяло розничную надбавку к цене завода-изготовителя с НДС. Данное обстоятельство привело к завышению цены на лекарственные средства за счёт включения дважды в цену НДС завода-изготовителя, что явилось превышением установленной региональным законодательством предельной розничной надбавки. Сумма завышения составила 6394 рубля 70 копеек.
30 апреля 2008 года Управлением выдано предписание N 1 об устранении выявленных нарушений порядка ценообразования, из которого следует, что сумму завышения предельного размера торговой надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения необходимо перечислить в тридцатидневный срок в муниципальный бюджет. Предписание также содержит предупреждение о том, что в случае его невыполнения будет рассматриваться вопрос о привлечении должностного лица к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
ООО "Фармея", полагая, что оспариваемым предписанием нарушены его права в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного предписания.
Решением арбитражного суда от 10 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным как противоречащее Федеральному закону N 86-ФЗ от 22.06.1998 года "О лекарственных средствах". Принимая указанное решение, суд пришел к выводу о правильности исчисления обществом предельной розничной надбавки к ценам на лекарственные средства на фактическую отпускную цену товара, являющуюся ценой товара с налогом на добавленную стоимость.
Изучив материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, возражения общества, проверив правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона N 86-ФЗ от 22.06.1998 года "О лекарственных средствах" законодательство Российской Федерации о лекарственных средствах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 указанного закона государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется, в том числе, путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.
В целях государственного регулирования цен на лекарственные средства и эффективного и экономного использования бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" и Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 09 ноября 2001 года N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (в редакции постановлений Правительства РФ от 17.10.2005г. N 619, от 07.06.2008г. N 441) постановило:
1. Осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемое Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2007 года N 376-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Постановлением Правительства РФ от 17.10.2005 года N 619 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2007г. N 935) утверждены изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на лекарственные средства, которыми предписано:
в) Федеральной службе по тарифам осуществлять согласование предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;
г) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Полномочия субъектов РФ согласно Положению о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (пункты 14-18) заключаются в следующем.
14. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории этих субъектов Российской Федерации, предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства.
15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные оптовые надбавки:
а) к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств. При этом под фактической отпускной ценой российского производителя понимается цена, по которой производитель фактически отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре купли-продажи и сопроводительной документации на товар (в накладных и т.п.), а иностранного производителя - контрактная цена на лекарственное средство, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену, в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оформления грузовой таможенной декларации;
б) к отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей.
16. Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
17. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или к отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами.
18. Размер розничной надбавки аптечного учреждения, осуществляющего реализацию лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать размер соответствующей предельной розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Читинской области от 12.07.2002 года N 98-А/П установлены предельные оптовая и розничные надбавки на лекарственные средства, как включенные в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", так и не включенные в него.
Управлением данный факт не оспаривается (л.д.54).
Таким образом, нарушением порядка государственного регулирования цен на лекарственные средства будет являться в соответствии с постановлениями Правительства РФ лишь превышение предельных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, включенные в перечень.
Между тем данное нарушение Управлением при проверке не установлено.
Акт проверки не содержит данных, указывающих на превышение предельных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, включенные в перечень. Как следует из приложений к акту, надбавки превышены обществом, том числе, на витамины. Управлением в приложениях к акту и в самом акте не приведены ссылки на соответствующие позиции перечня, подтверждающие включение перечисленных в приложениях лекарственных средств к жизненно важным и необходимым. Данные недостатки не устранены Управлением и в суде апелляционной инстанции.
Сумма завышения определена Управлением по количеству приобретенных обществом лекарственных средств (по счетам-фактурам поставщиков), в то время как она должна определяться от количества реализованных лекарственных средств. Доказательств, подтверждающих определение завышения от количества реализации, Управлением не приведено, первичных документов (контрольно-кассовых лент, фискальных отчетов и т.д.) не представлено.
Таким образом, следует признать, что выявленное Управлением нарушение им документально не подтверждено, проверка порядка ценообразования проведена неполно.
Ссылки Управления на нормы Налогового Кодекса РФ апелляционным судом рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, поскольку определение цены данным законом производится в целях налогообложения, а не ценообразования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Гражданский Кодекс РФ является необоснованной, поскольку ГК РФ не определяет понятие фактической отпускной цены товара.
Ссылкам Управления на приказ Росздравнадзора от 17 апреля 2006 года N 887-Пр/06 и разъяснения Минэкономразвития судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что из постановлений Правительства РФ, Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, нормативного акта субъекта РФ не следует неучет НДС при установлении спорных надбавок.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются правильными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 10 июля 2008 г. по делу N А78-2594/2008 С2-25/133, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Читинской области от 10 июля 2008 г. по делу N А78-2594/2008 С2-25/133 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2594/08
Заявитель: ООО "Фармея"
Ответчик: Управление по развитию потребительского рынка и ценообразованию Читинской области