г. Чита |
Дело N А19-9140/09 |
"13" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. В. Ткаченко, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2009 года по делу N А19-9140/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Югвис" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области об оспаривании Постановлений N 94, 95 от 14.04.2009 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Репин С. А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился.
Общество с ограниченной ответственностью "Югвис" (далее ООО "Югвис") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области (далее налоговый орган) об оспаривании Постановления N 94 от 14.04.2009 г. о привлечении ООО "Югвис" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, в части смягчения назначенного наказания.
В части оспаривания Постановления налогового органа N 95 от 14.04.2009 г. о привлечении к административной ответственности директора ООО "Югвис" заявитель от заявленных требований отказался (л.д. 84, 85-86).
Решением суда первой инстанции от 10.06.2009 г. Постановление налогового органа N 94 от 14.04.2009 г. о привлечении ООО "Югвис" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ признано незаконным и отменено в полном объеме.
Как следует из решения, суда первой инстанции, основанием для отмены обжалуемого постановления послужил вывод суда о том, что проведение должностными лицами налогового органа проверочной закупки не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения, в связи с наличием в действиях ООО "Югвис" вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции..
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, заявив ходатайства о рассмотрении данного дела в отсутствии их представителей. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, дополнительно представленные документы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24.03.2009 г. специалистами налогового органа, на основании Поручения N 23 от 24.03.2009 г., проведена проверка исполнения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в принадлежащем ООО "Югвис" магазине "Кристал", расположенном по адресу: Иркутская область, Заларинский район, с. Холмогой, ул. Юбилейная, д. 20.
В ходе проверки был установлен факт реализации алкогольной продукции: настойка сладкая "Клюквенная", ёмкость 0,5 л., 20 % алкоголя, дата розлива 22.02.2008 г., производитель ОПО ПГ "Ладога" г. Санкт-Петербург, в отсутствии товаросопроводительных документов, а именно, товарно-транспортной накладной.
Результаты проверки зафиксированы в Акте N 23 от 24.03.2009 г.
Позже, 06.04.2009 г., вышеуказанные документы были представлены ООО "Югвис" в налоговый орган при составлении протокола об административном правонарушении.
На основании результатов проверки должностным лицом налогового органа, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в отношении ООО "Югвис", в присутствии представителя юридического лица, составлен Протокол об административном правонарушении N 94 от 06.04.2009 г. о нарушении ООО "Югвис" ст. 10.2 Закона РФ от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства от 19.01.1998 N 55 и совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14. 16 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении N 94 от 06.04.2009 г. руководителем налогового органа, с учетом надлежащего извещения ООО "Югвис" о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, принято Постановление N 94 от 14.04.2009 г. о привлечении ООО "Югвис" к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.1 1.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". (далее - Федеральный Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 10.2 Закона РФ от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объёма готовой продукции).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 26 Закона РФ N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно п. 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства от 19.01.1998 N 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортная накладная;
копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных (не указанных в частях 1, 2 настоящей статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО "Югвис" осуществляло реализацию алкогольной продукции: настойка сладкая "Клюквенная", ёмкость 0,5 л., 20 % алкоголя, дата розлива 22.02.2008 г., производитель ОПО ПГ "Ладога" г. Санкт-Петербург при отсутствии товарно-транспортной накладной.
Поскольку вышеуказанные документы были представлены в налоговый орган при составлении протокола об административном правонарушении, следовательно, ООО "Югвис" нарушило иные правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При отсутствии в деле доказательств опровергающих факты зафиксированные в Акте проверки и в Протоколе об административном правонарушении, с учетом соблюдения налоговым органом норм процессуального права при привлечении юридического лица к административной ответственности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Югвис" вины во вмененном ему правонарушении, и правомерном привлечении его к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Таким образом, налоговый орган, правомерно квалифицировал действия заявителя по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и привлек к ответственности в виде минимального размера штрафных санкций, предусмотренной данной нормой права - тридцать тысяч рублей без конфискации алкогольной продукции.
По мнению суда апелляционной инстанции для подтверждения нахождения алкогольной продукции в незаконном обороте не требуется проведения проверочных закупок, факт реализации алкогольной продукции подтверждает выставление ее в месте продажи в момент проверки в торговой точке.
Согласно п. 2 ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавке, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18 от 24.10.2006 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ" указано, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи.
Нахождения алкогольной продукции на реализации в торговой точке ООО "Югвис" в отсутствии товаросопроводительных документов подтвержден материалами административного производства и не оспаривается заявителем.
В связи с чем, суд первой инстанции не правомерно пришел к выводу, что факт реализации ООО "Югвис" алкогольной продукции в отсутствии товаросопроводительных документов установлен должностными лицами налогового органа именно в ходе проверочной закупки и не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, суд первой инстанции не правомерно признал незаконным и отменил Постановление налогового органа N 9476 от 14.04.2009 г. о привлечении ООО "Югвис" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа, отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Согласно ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО "Югвис" отказалось от ранее заявленных требований в части оспаривания Постановления налогового органа N 95 от 14.04.2009 г.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (части 2 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Отказ ООО "Югвис" от заявленных требований не противоречит закону, не нарушает прав других лиц, подписан полномочным лицом, в связи с чем, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2009 года по делу N А19-9140/09, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от Иркутской области от 10 июня 2009 года по делу N А19-9140/09 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Югвис" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области об оспаривании Постановления N 94 от 14.04.2009 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Югвис" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ - отказать.
Производство по делу по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Югвис" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области об оспаривании Постановления N 95 от 14.04.2009 г. - прекратить.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Э. В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9140/09
Заявитель: ООО "ЮГВИС"
Ответчик: МРИ ФНС России N14 по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2823/09