г. Чита |
Дело N А58-721/2009 |
"27" июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.О.Никифорюк, Э.В.Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу индивидуального предпринимателя Минеева Евгения Михайловича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2009 года по делу N А58-721/09 по заявлению ИП Минеева Е.М. к Окружной администрации города Якутска о признании недействительной выписки из протокола N 303 от 09 июля 2008 года заседания Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г.Якутска, (суд первой инстанции Шевелев В.В.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Индивидуальный предприниматель Минеев Евгений Михайлович (далее - ИП Минеев Е.М., предприниматель) 22 января 2009 года обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация) о признании недействительным выписки из протокола N 303 от 09 июля 2008 года заседания Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г.Якутска (далее - Комиссия) об аннулировании решений Комиссии от 08.12.2006 года N 239, от 02.03.2007 года N 248 и от 01.06.2007 года N 263.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о том, что решение было принято правомочным составом, и предприниматель не представил доказательств нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.
Индивидуальный предприниматель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе предприниматель ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права, и просит удовлетворить заявленные требования, указывая, что основанием для принятия Комиссией решения N 303 от .9.07.2008 г. послужили составленные при проведении проверки акты без номера и без даты и без указания органа, проводящего проверку, оснований её проведения, целей, задач и предмета, что, по его мнению, нарушает положения статей 7, 9 Федерального Закона N 134-ФЗ от 08.08.2001 "О защите прав индивидуальных предпринимателей при проведении Государственного контроля (надзора)". Суд, в нарушение части 3 статьи 64 АПК РФ использовал доказательства, полученные с нарушением федерального закона. Решение 09 июля 2008 года было принято неполномочным составом Комиссии, не соответствующим части 3 статьи 8 Правил землепользования и застройки города Якутска, утвержденных решением Окружного совета г.Якутска 25 июня 2007 года N РОС-51-9 (все члены Комиссии занимают государственные и муниципальные должности). Администрация не представила доказательств обоснованности принятия оспариваемого решения и надлежащих полномочий Комиссии, а суд в решении не указал мотивы, по которым принял или отклонил доводы заявителя и возражения Администрации.
Предприниматель и Администрация о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Минеев Евгений Михайлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП 08 сентября 2005 года за основанным государственным регистрационным номером 305143525100072.
Комиссия 08 декабря 2006 года (протокол N 239) приняла решение проработать ИП Минееву Е.Н. совместно с Комитетом архитектуры и градостроительства окружной администрации г.Якутска и Управлением потребительского рынка и услуг окружной администрации г.Якутска вопрос о предоставлении земельных участков, расположенных в г.Якутске по адресу: ул.Пояркова - ул.Дзержинского; ул.Орджоникидзе (около ЗАО "Таатта"), - для установки киосков - остановок, без повторного рассмотрения на заседании комиссии.
Комиссия 02 марта 2007 года (протокол N 248) приняла решение проработать ИП Минееву Е.Н. совместно с Комитетом архитектуры и градостроительства окружной администрации г.Якутска, Управлением потребительского рынка и услуг окружной администрации г.Якутска и Комитетом по земельным отношениям ДИО Мэрии г.Якутска вопрос о предоставлении земельных участков, расположенных в г.Якутске, по адресу: ул.Ойунского Олимпийская деревня; ул.Пояркова возле Китайской стены; ул.Лермонтова, остановка Глазная больница; остановка Вокзал, аптека Аист; ул.Дзержинского, здание ФСБ; ул.Дзержинского, 5, ДЮСШ; ул.Дзержинского, напротив "Дома быта"; ул.Пояркова,8, остановка Дом быта; ул.Пояркова, Акварель-центр, - для установки киосков - остановок, без повторного рассмотрения на заседании комиссии.
Комиссия 01 июня 2007 года (протокол N 263) приняла решение проработать ИП Минееву Е.Н. совместно Управлением потребительского рынка и услуг окружной администрации г.Якутска вопрос о предоставлении земельных участков, расположенных в г.Якутске, по адресу: ул.Дзержинского,7-я столовая; пр.Ленина 12-14, к/т Центральный; ул.Кирова,13; пр.Ленина, рест."Ели-Пили"; пр.Ленина,35, магазин "Туймаада", - для установки киосков - остановок, без повторного рассмотрения на заседании комиссии.
09 июля 2008 года Комиссия (протокол N 303) приняла решение об аннулировании решений Комиссии N 239 от 08 декабря 2006 года, N 248 от 02 марта 2007 года и N 263 от 01 июня 2007 года, в связи с несоблюдением пункта 10.8 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги". Решение было получено представителем предпринимателя 23 октября 2008 года, не согласившись с ним предприниматель 22 января 2009 года обратился в арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не основании статей 65 и 198 АПК РФ правильно определил обстоятельства, подлежащие доказыванию по настоящему делу и распределил бремя доказывания между заявителем и муниципальным органом.
Из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для принятия арбитражным судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решения N 239 от 08 декабря 2006 года, N 248 от 02 марта 2007 года и N 263 от 01 июня 2007 года были приняты Комиссией не по вопросам предоставленных ей полномочий по использованию земельных участков
В соответствие с пунктами 3.1 и 3.2 "Положения о комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г.Якутска", утвержденного распоряжением Мэра города Якутска от 23 марта 2005 года N 142р, Комиссия принимает принципиальные решения о возможности (невозможности) предварительного предоставления земельных участков, продления сроков договоров аренды земли и изменения целевого назначения земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "Город Якутск", в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), а также решения о предварительном предоставлении земельных участков на территории муниципального образования "Город Якутск" под размещение различных объектов.
В соответствие с пунктами 3.1 и 3.2. "Положение о Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска", утвержденного постановлением главы городского округа "Якутск" от 30 апреля 2007 года N 15 (вступило в силу с 22 мая 2007 года), комиссия как постоянно действующий коллегиальный орган, созданный при окружной администрации г.Якутска для рассмотрения вопросов, связанных с правомерностью предоставления и использования земельных участков на территории городского округа "Якутск", была наделена полномочиями в отношении вопросов о предоставлении земельных участков под объекты некапитального строительства: принимать решения о возможности либо мотивированном отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев предоставления под дачное хозяйство, садоводство и огородничество, а также земель сельскохозяйственного назначения (пастбища, сенокос, пашни); о выставлении на торги права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся на территории городского округа "Якутск".
А также принимать принципиальное решение об опубликовании в официальных печатных средствах информации городского округа "Якутск" извещений о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства при размещении объекта на территории городского округа "Якутск" при отсутствии градостроительной документации о застройке (проекта планировки территории квартала или его части (частей)), о возможности (невозможности) предварительного предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, о предоставлении дополнительного земельного участка (прирезки) к основному земельному участку, находящихся на территории городского округа "Якутск", в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми актами городского округа "Якутск".
В соответствие с абзацем 2 пункта 2 части 2 статьи 1 и части 1 статьи 4 "Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, из земель, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа "Якутск", утвержденного постановлением Городского собрания депутатов г.Якутска от 26 октября 2004 года ПГС N 23-5 (с последующими изменениями), регулирующим отношения о порядке предоставления земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, индивидуальным предпринимателям для установки некапитальных сооружений (торговых киосков, торговых киосков с остановкой) Комиссия рассматривает заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории принимает решения о согласовании места размещения объекта или об отказе в согласовании с указанием причин отказа.
Решением органа местного самоуправления или иного органа, которое может быть обжаловано в порядке главы 24 АПК РФ, является односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти и содержащий индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Принятые Комиссией решения N 239 от 08 декабря 2006 года, N 248 от 02 марта 2007 года и N 263 от 01 июня 2007 года о проработке соответствующими муниципальными органами вопросов о предоставлении ИП Минееву Е.В. земельных участков для установки киосков-остановок вышеназванными нормативными актами органа местного самоуправления к полномочиям Комиссии не отнесены, следовательно, эти решения не устанавливали никаких прав и обязанностей для предпринимателя в отношении указанных в этих решениях земельных участков и не обязывали иные органы совершать в интересах предпринимателя какие-либо действия по предоставлению этих земельных участков. Из буквального содержания указанных решений не следует, что предпринимателю были выбраны земельные участки и предварительно согласованы места размещения на них киосков - остановок.
В соответствие со статьей 8 Правил землепользования и застройки города Якутска, утвержденных Решением Окружного Совета города Якутска от 25 июня 2007 года N РОС-51-9 (далее - Правила землепользования), Комиссия является постоянно действующим консультативным органом при окружной администрации г.Якутска и формируется для обеспечения реализации настоящих Правил. Состав Комиссии формируется постановлением главы окружной администрации г.Якутска, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящими Правилами, Положением о Комиссии, иными документами, регламентирующими ее деятельность и утверждаемыми главой окружной администрации г.Якутска.
Председателем Комиссии является глава окружной администрации г.Якутска. По должности в состав Комиссии входят руководители (или заместители руководителей) структурных подразделений окружной администрации г.Якутска, обладающих полномочиями по социально-экономическому и территориальному планированию, регулированию землепользования и застройки. В состав комиссии включаются также: три депутата окружного Совета города Якутска - по рекомендации окружного Совета города Якутска; четыре человека, представляющие общественные и частные интересы граждан, владельцев недвижимости, общественных, коммерческих и иных организаций. Данная группа лиц включает двух архитекторов, рекомендованных якутским отделением Союза Архитекторов Российской Федерации, а также двух человек, рекомендованных представительным органом местного самоуправления городского округа "Город Якутск". Указанные лица не могут являться государственными или муниципальными служащими. В состав комиссии могут включаться представители государственных органов контроля и надзора, государственных органов управления, представители законодательного органа субъекта Российской Федерации. Общая численность Комиссии определяется постановлением главы окружной администрации г. Якутска. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов, при наличии кворума не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.
Постановлением Главы Городского округа "Якутск" от 18 апреля 2008 года N 906Р утверждено Положение о Комиссии, которой предоставлено право аннулировать ранее принятые на заседании Комиссии решения (пункт 3.1), состав Комиссии утвержден в количестве 14 человек (пункт 4.2), и создана Комиссия, в составе которой отсутствовали три депутата окружного Совета города Якутска, два архитектора, рекомендованные якутским отделением Союза Архитекторов Российской Федерации, и два человека, рекомендованные представительным органом местного самоуправления городского округа "Город Якутск", не являющиеся государственными или муниципальными служащими. Отсутствие в составе Комиссии на 09 июля 2008 года из четырнадцати её членов семи обязательных, свидетельствует о том, что оспариваемое решение было принято неправомочным составом - в отсутствие кворума. В этой части доводы апелляционной жалобы являются обоснованными.
Однако оспариваемое предпринимателем решение Комиссии его права и законные интересы не нарушает, так как решениями N 239 от 08 декабря 2006 года, N 248 от 02 марта 2007 года и N 263 от 01 июня 2007 года земельные участки предпринимателю не предоставлялись, их отмена права предпринимателя не нарушила и не создала препятствия для обращения в установленном порядке с заявлениями о предоставлении ему земельных участков для установки объектов для занятия предпринимательской деятельностью. Принятие решений (распоряжений) о предоставлении земельных участков индивидуальным предпринимателям для установки некапитальных сооружений (киосков, киосков-остановок), а также заключение договоров аренды на них, согласно статье 2 и пунктам 5 и 7 статьи 4 "Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, из земель, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа "Якутск", утвержденного постановлением Городского собрания депутатов г. Якутска от 26 октября 2004 года ПГС N 23-5, относится к полномочиям Департамента имущественных отношений окружной администрации г.Якутска.
В заявлении предприниматель связывает нарушение оспариваемым решением своих прав с тем, что после принятия решений Комиссии N 239 от 08 декабря 2006 года, N 248 от 02 марта 2007 года и N 263 от 01 июня 2007 года он представил в компетентные органы документы для оформления актов выбора земельных участков и оформления договоров аренды, но их рассмотрение затягивается. Также он заключил договоры на изготовление киосков-остановок и на их установку.
Однако указанные факты не являются доказательством нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением Комиссии, так как непосредственно с ним не связаны. Бездействие по ненаправлению Департаментом в Комиссию или по нерассмотрению Комиссией его заявлений о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, если оно нарушает его права и законные интересы, он вправе обжаловать отдельно в установленном законом порядке. К изготовлению киосков-остановок при отсутствии правоустанавливающих документов на земельные участки, заявитель приступил сам.
Не нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, на что правомерно указал суд первой инстанции. Все иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как не влияющие на правильность принятого решения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ предпринимателю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 900 рублей по квитанции N 255292 от 17.06.2009.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2009 года по делу N А58-721/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Минеева Евгения Михайловича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Минееву Евгению Михайловичу из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции N 255292 от 17.06.2009 государственную пошлину в сумме 900 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Н.В.Клочкова |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-721/09
Заявитель: Минеев Еыгений Михайлович
Ответчик: Комиссия по регулированию земельных и градостроительных отношенийГородской округ "г. Якутск"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1769/09