г. Чита |
Дело N А19-2088/08-27 |
"16" декабря 2008 г.
04АП-3728/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Т. О. Лешуковой, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2008 года по делу N А19-2088/08-27 по заявлению Открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании незаконным и отмене Постановления N 14 от 09.01.2008 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Колосов В. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от лица привлекаемого к ответственности: не явился;
Открытое акционерное общество "Восточный экспресс банк" (далее ОАО "Восточный экспресс банк") обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее Антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 14 от 09.01.2008 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 31 октября 2008 г. в удовлетворении требований заявителя отказано.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о правомерном привлечении заявителя к ответственности по ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ, поскольку состав административного правонарушения в действиях общества подтверждается материалами дела, уведомления о заключении соглашений между банком и обществами были представлены с нарушением установленного антимонопольным законодательством срока. Спорные соглашения не могут быть отнесены к категории сделок, заключаемых финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности. Данные соглашения заключены за пределами потребностей банка в обеспечение вопросов, возникающих в процессе текущей хозяйственной деятельности. Следовательно, заключенные банком соглашения не подпадают под исключения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с отсутствием в действиях общества состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Представители сторон в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.09.2007 г. ОАО "Восточный экспресс банк" и ООО "Индустриальная Строительная Компания" заключили соглашение о сотрудничестве N 10. В рамках данного соглашения стороны осуществляют взаимное сотрудничество по оказанию друг другу информационных, консультационных и иных видов услуг в сфере развития рынка ипотечного кредитования в г. Ангарске.
Уведомление о заключении указанного соглашения ОАО "Восточный экспресс банк" представило в Антимонопольный орган 25.10.2007 г.
24.12.2007 г. по факту нарушения установленного Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" 15-дневного срока подачи уведомлений должностным лицом Антимонопольного органа в отношении банка составлен Протокол об административном правонарушении N 193.
На основании протокола об административном правонарушении ОАО "Восточный экспресс банк" Постановлением Антимонопольного органа N 14 привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ, в виде штрафов в размере 150000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 9 статьи 35 Федерального закона N 135-ФЗ финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме, между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном Законом, за исключением:
соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Частью 12 статьи 35 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения.
Рассмотрев указанное выше соглашение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное соглашение не может быть отнесено к категории сделок, заключаемых финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности. Данные соглашения заключены за пределами потребностей банка в обеспечение вопросов, возникающих в процессе текущей хозяйственной деятельности.
Следовательно, заключенное банком соглашение не подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с чем, банк обязан был направить в антимонопольный орган уведомления о заключенных соглашениях в течение пятнадцати дней с даты их заключения. Таким образом, в действиях ОАО "Восточный экспресс банк" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, Федеральным законом от 08.11.2008 г. N 195-ФЗ п. 9 ст. 35 Федерального закона "О защите конкуренции" изложен в следующей редакции:
"Финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) соглашений между финансовыми организациями, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
2) соглашений между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам;
3) соглашений, являющихся договорами об оказании финансовых услуг, а также соглашений, достижение которых предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг;
4) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности;
5) соглашений о расторжении ранее достигнутых соглашений;
6) соглашений об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающих изменение существенных условий ранее достигнутых соглашений;
7) соглашений, являющихся предварительными договорами".
Финансовые организации, не направившие в соответствии с частью 9 статьи 35 данного документа (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ) в антимонопольный орган уведомлений о соглашениях, достигнутых до дня вступления в силу указанного закона, если обязанность уведомлять о таких соглашениях предусмотрена частью 9 статьи 35 данного документа (в редакции Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ), должны направить в антимонопольный орган соответствующие уведомления в течение девяти месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ. Уведомления об указанных соглашениях, направленные финансовыми организациями в антимонопольный орган в вышеназванный срок, считаются направленными с соблюдением сроков, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ).
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции законодательно устранена обязанность банка уведомлять антимонопольные органы о соглашениях, достигнутых в любой форме с любыми организациями.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП).
Указанная норма Федеральным законом от 08.11.2008 N 195-ФЗ вступила в силу 11.11.2008, следовательно, со дня ее вступления в силу публичная обязанность, нарушение которой вменено банку, отменена.
Оспариваемое постановление не исполнено, наложенный штраф не уплачен и не взыскан с банка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконными и отмене.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2008 года по делу N А19-2088/08-27 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2008 года по делу N А19-2088/08-27 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 14 от 09.01.2008 г. о привлечении Открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" к административной ответственности предусмотренной ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Т. О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2088/08
Заявитель: ОАО "Восточный экспресс банк"
Ответчик: Иркутское УФАС России
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3728/08