г. Чита |
Дело N А19-12400/08 |
"18" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Д.Н.Рылов, Е.О.Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 июня 2009 года по делу N А19-12400/08 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Детский городок "Чиполлино" о признании недействительным в части решения от 20 мая 2008 года N 6429 Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (суд первой инстанции: Щуко В.А.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Детский городок "Чиполлино" (далее - Общество, ООО "ДГ "Чипполино") обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 20 мая 2008 года N 6429 в части пункта 1 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2007 года в виде штрафа в сумме 54 047 рублей 80 копеек, пункта 2 о начислении пени за несвоевременную уплату НДС в размере 36196 рублей 32 копейки, подпункта 3.1 пункта 3 предложения уплатить недоимку по НДС за 1 квартал 2007 года в сумме 270 239 рублей, подпункта 3.2 пункта 3 предложения уплатить пени за несвоевременную уплату НДС в размере 36 196 рублей 32 копейки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2008 года решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03 апреля 2009 года вышеуказанные судебные акты отменены, дело передано в Арбитражный суд Иркутской области на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены. Как следует из судебного акта основанием для признания решения налоговой инспекции недействительным в оспариваемой части послужил вывод суда о том, что Общество правомерно применило льготу, предусмотренную подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, отразив по строке 010 Раздела 9 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 года сумму реализации входных билетов в размере 1501330 рублей по коду операции 1010255.
Налоговая инспекция, не согласившись с решением суда, обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе инспекция ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением и неправильным применением норм материального права и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, просит принять новый судебный акт, указывая на то, что суд, делая вывод о наличии у ООО "Детский городок Чиполлино" статуса учреждения культуры и искусства - парка культуры и отдыха на основании присвоения кода ОКВЭД 92.72 и осуществления деятельности по реализации входных билетов на территории муниципального учреждения культуры "Парк культуры и отдыха", дал неправильное толкование нормы подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ; а не учел, что доказательства реализации Обществом билетов утвержденной формы в спорном налоговом периоде, отсутствуют.
Общество и налоговая инспекция о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Общество ходатайствовал о рассмотрении жалобы своё отсутствие, представило отзыв, в котором считает доводы жалобы несостоятельными, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
В судебном заседании был объявлялся перерыв с 05 августа 2009 года с 11 часов 20 минут до 12 августа 2009 года до 12 часов 00 минут.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция на основании статьи 88 Налогового кодекса РФ провела камеральную налоговую проверку уточненной декларации по НДС за 1 квартал 2007 года, представленной ООО "ДГ Чиполлино" 02 ноября 2007 года, в которой по строке 040 Раздела 1 отразило сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную к уплате в бюджет в размере 5 080 рублей, по строке 020 Раздела 3 отразило налоговую базу по реализации товаров (работ, услуг) в размере 28 224 рублей по ставке 18 процентов, по строке 350 Раздела 3 отразило общую сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет, в размере 5 080 рублей, по строке 010 Раздела 9 отразило реализацию товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость в размере 1 501 330 рублей по коду операции 1010255 (подпункт 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).
По результатам проверки был составлен акт от 12.02.2008г. N 7638, на основании которого вынесено решение от 20 мая 2008 года N 6429/7215/1357 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 54 047 рублей 80 копеек, предложено уплатить суммы доначисленного налога на добавленную стоимость в размере 270 239 рублей и соответствующих пени в размере 36 196 рублей 32 копейки. Из решения инспекции следует, что основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности и начислении НДС и соответствующих пени явилось неправомерное включение налогоплательщиком реализации входных билетов на аттракционы в сумме 1501330 рублей в состав операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, поскольку заявитель осуществляет коммерческую деятельность в форме общества с ограниченной ответственностью, и не является учреждением культуры и искусства в понятии, предусмотренном подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. А также представленный Обществом на камеральную проверку образец входного билета на аттракцион не соответствует утвержденной форме бланка строгой отчетности.
Указанное обстоятельства послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
На основании статьи 143 Налогового кодекса РФ общество с ограниченной ответственностью "Детский городок Чиполлино" в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Из содержания статей 45, 52 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот и уплачивают налоги в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
На основании подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относится, в том числе, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
К учреждениям культуры и искусства для целей правового регулирования главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
По смыслу указанной выше нормы законодатель связывает возможность применения плательщиками налога на добавленную стоимость спорной льготы не с организационно-правовой формой последних, а со сферой применения и характером оказываемых ими услуг, то есть, с видом деятельности. При этом согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ к реализации услуг в сфере культуры и искусства отнесена, в том числе, реализация налогоплательщиками входных билетов на посещение аттракционов в парках культуры и отдыха, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Таким образом, при реализации указанных билетов выявляется стоимостная оценка результатов деятельности налогоплательщика, выразившихся в создании и оказании услуг по проведению названных мероприятий.
Вывод суда первой инстанции о том, что ООО "ДГ "Чипполино" в 1 квартале реализовывало услуги в сфере культуры и искусства в форме реализации входных билетов на посещение аттракционов, подпадающие под определение услуг, данное в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствам.
В 1 квартале 2007 года ООО "Детский городок Чиполлино" осуществляло предпринимательскую деятельность по организации детских аттракционов на территории муниципального учреждения культуры "Городской парк" на основании договора аренды земельного участка от 15.01.2007г. N Ф-145, и реализовало входные билеты на указанные аттракционы на общую сумму 1 501 330 рублей, что подтверждается уточненной налоговой декларацией общества по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 года, тетрадью регистрации реализованных билетов за 2006 год, январь-сентябрь 2007 года, подтверждено налоговой инспекцией в оспариваемом решении и не оспаривалось уполномоченными представителями последней в ходе судебных разбирательств.
Согласно письму Иркутского областного комитета государственной статистики от 18.04.2003г. N 128/62 ООО "Детский городок Чиполлино" включено в состав Единого государственного реестра предприятий и организаций и ему присвоены, в том числе, код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001г. N 454-ст, 92.72 (прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки) и код ОКВЭД (деятельность ярмарок и парков с аттракционами) подраздела 92 (деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта), что свидетельствует о соответствии осуществляемой заявителем в 1 квартале 2007 года деятельности понятию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 2.2. Устава ООО "Детский городок Чиполлино" основными видами деятельности предприятия заявлены, в том числе, организация и эксплуатация детского городка аттракционов, организация детского парка, организация детских развлекательных мероприятий, что соответствует вышеназванным кодам ОКВЭД, присвоенным обществу территориальным органом государственной статистики.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы, что по смыслу подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ освобождается от обложения НДС деятельность некоммерческой организации в форме учреждения, осуществляемая в соответствии пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, т.е. не противоречащая некоммерческим целям деятельности такой организации реализация входных билетов на посещение учреждения культуры.
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Для целей правового регулирования главы 21 Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость" дано специальное понятие учреждения культуры и искусства. Перечень организаций, которые отнесены к учреждениям культуры, действительно является закрытым, однако этот перечень не органичен условиями создания указанных организаций в определенной форме, и без цели получения прибыли, то есть в форме некоммерческих организаций.
Понятие учреждения, которое дано в статье 120 Гражданского кодекса РФ при разрешении настоящего спора неприменимо в силу прямого указания Налогового кодекса РФ (пункта 1 статьи 11).
Понятие культурной деятельности, которое дается в статьях 3 и 41 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09 октября 1992 года N 3612-1, также не имеет значение для решения вопроса о применении льготы по НДС по спорному основанию, так как в абзаце 3 подпункта 20 пункта 1 статьи 149 Налогового кодекса РФ указан конкретный вид деятельности "реализация входных билетов на посещение аттракционов в парках культуры и отдыха", который дает право на льготу.
Вывод суда, что входные билеты, которые Общество реализовывало на посещение аттракционов в спорный период, соответствовали форме бланка строгой отчетности "Образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительских организаций и учреждений и посещения спортивно-массовых мероприятий", утвержденной Приказом Минфина России от 25.02.2000г. N 20н, является правильным.
Согласно письму от 29.05.2009г. ОАО "Иркутская областная типография N 1" с 2003 года изготавливало для ООО "Детский городок Чиполлино" билеты на аттракционы, форма которых с 2003 по 2008 год изменялась три раза, при этом в период с сентября 2006 года по июнь 2008 года выпускались билеты серии АБ с N 176750 по N 270000.
Образец входного билета серии АБ N 193757, приложенный к письму ОАО "Иркутская областная типография N 1" от 29.05.2009г (т.2 л.д.119-120) по своему порядковому номеру соответствует нумерации, отраженной в тетради регистрации билетов, реализованных Обществом в 1 квартале 2007 года (в январе), и форме бланка строгой отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 25.02.2000г. N 20н.
Тот факт, что в ходе камеральной налоговой проверке Обществом был представлен иной образец входного билета (серии АВ N 263522, т.2 л.д.80), сам по себе не подтверждает отсутствие права Общества на заявленную льготу по НДС в спорном периоде. Согласно записям в тетради реализации билетов Общество в 1 квартале 2007 года билеты под N 263522 не реализовывало, на что налоговый орган должен был обратить внимание в ходе проверки, а дата осуществления расчета не может находиться на образце входного билета, так как проставляется в момент его реализации.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Иркутской области от 04 июня 2009 года по делу N А19-12400/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Д.Н.Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12400/08
Заявитель: ООО "Детский городок Чиполлино"
Ответчик: ИФНС РФ по Правобережному округу г.Иркутска