Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2011 г. N 13АП-924/2011
г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2011 г. |
Дело N А21-7321/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-924/2011) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.11.2010 по делу N А21-7321/2010 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению Агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
о признании недействительными представлений
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области (далее - Агентство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями о признании недействительными представлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (далее - Управление) от 04.08.10 N 35-02-07/1807 и N 35-02-07/1808 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Определением от 14.10.2010 суд объединил дела N А21-7321/2010 и N А21-7322/2010 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А21-7321/2010, поскольку заявленные требования являются однородными, оспариваются по одним и тем же основаниям, в деле участвуют одни и те же лица.
Решением от 22.11.2010 суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 22.11.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, возврат Агентством остатка средств субсидий, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", свидетельствует о неэффективном использовании заявителем денежных средств. Следовательно, как полагает управление, обжалованные представления является законными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с централизованным заданием от 18.01.10 N 43-01-02-25/97 Управление провело проверку использования в 2009 году бюджетных средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета на развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК) на 2006-2010 годы и ресурсного обеспечения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 01.01.2010 при отсутствии потребности остались неиспользованными средства, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федеральном бюджета, предоставленные в 2009 году бюджету Калининградской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в сумме 22614810,60 руб. по направлениям:
-возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам по лученным в российских кредитных организациях, в 2007-2010 годах на срок до 1 года, сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм,
крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям потребительской кооперации в сумме 3619631 руб.;
- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в российских кредитных организациях, крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным кооперативам в сумме 4805701,60 руб. (с учетом остатка средств на 01.01.2009 в сумме 2837752,60 руб.);
- возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, по лученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства в сумме 13849118,00 руб.;
- снижение рисков в сельском хозяйстве, а именно: для возмещения затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенными со страховыми организациями, в сумму 340360,00 руб.
По результатам проверки управление составило акт от 29.07.2010 и вынесло в адрес заявителя представление от 04.08.2010 N 35-02-07/1807 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (том дела 1, листы 6-26, 31-32).
Кроме того, в соответствии с централизованным заданием от 03.02.2010 N 43-01-02-25/394 Управление провело проверку использования в 2009 году бюджетных средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса по под программе "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства".
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 01.01.2010 остались неиспользованными денежные средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета на поддержку элитного семеноводства и компенсации части затрат на приобретение средств химической защиты растений в сумме 240890 руб.
По результатам проверки составлен акт от 29.07.2010 и в адрес Агентства направлено представление от 04.08.2010 N 35-02-07/1808 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (том дела 1, листы 61-67, 71).
Действия Агентства по неосвоению выделенных субсидий квалифицированы Управлением как неэффективное использование средств федерального бюджета.
Не согласившись с законностью ненормативных актов, Агентство обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.04 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.05 N 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Исходя из статьи 284 БК РФ, представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
Орган бюджетного надзора вынес представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием денежных средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета на внедрение комплексного проекта модернизации образования в Республике Карелия. В представлении содержатся выводы о нарушении Минфином финансового законодательства, а также требования, обязывающие отделение принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.
В статье 28 БК РФ указано, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Согласно положениям статьи 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статьей 162 БК РФ определены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, к которым относится, в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных получателю бюджетных средств бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242 БК РФ не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Апелляционная инстанция поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что сами по себе действия Агентства по неосвоению денежных средств выделенных субсидий в полном объеме не могут рассматриваться в качестве неэффективного использования этих денежных средств.
Из материалов дела не усматривается, что заявитель нарушил установленный статьей 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Вмененное управлением в вину Агентству поведение соответствует вышеприведенным нормативным положениям.
Апелляционная жалоба не содержит никаких доводов со ссылками на доказательства, которые бы опровергли подтвержденные материалами дела выводы суда первой инстанции.
В этой связи суд обоснованно признал недействительным обжалованные представления Росфиннадзора как нарушающее права и экономические интересы заявителя.
Учитывая изложенное, жалоба управления подлежит отклонению.
Безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.11.2010 по делу N А21-7321/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7763/2009
Истец: Новосибирская таможня
Ответчик: Фроленко Максим Александрович
Третье лицо: Представитель компании "BMW", Компания "Хонда Мотор Ко. ЛТД"
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4259/09