Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 г. N 14АП-9268/2010
23 марта 2011 г. |
г.Вологда Дело N А13-9294/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Никитиной О.Ф. по доверенности от 11.01.2011 N 01-21/1-2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного производственного предприятия "Коммунальщик" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 ноября 2010 года по делу N А13-9294/2010 (судья Селиванова Ю.В.),
установил
муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное производственное предприятие "Коммунальщик" (далее - предприятие, МУЖЭПП "Коммунальщик") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным пункта 1.6 предписания от 30.07.2010 N 1092-07/1.
Решением арбитражного суда от 23 ноября 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В отзыве управление отклонило доводы, приведенные в жалобе, считает решение суда законным и обоснованным.
МУЖЭПП "Коммунальщик" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей административного органа, изучив приведенные в жалобе доводы и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции
Как следует из материалов дела, по жалобе жителя дома N 130а по ул. Козленской г. Вологды на неудовлетворительное содержание и состояние подвального помещения, входа в данное помещение, инспекцией проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю с целью проверки содержания и эксплуатации вышеуказанного жилого дома.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 30.07.2010 N 1092-07/1 и выдано предписание от 30.07.2010 N 1092- 07/1.
В пункте 1.6 данного предписания инспекцией зафиксировано, что конструкция входа в подвал со стороны 1 подъезда разобрана, наблюдается выпучивание фундаментальных блоков, отклонение от вертикали, что является нарушением пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.3., 4.2.1.14, 2.6.2, 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Кроме того, названным пунктом предписания предприятию указано на необходимость выполнения работ по восстановлению конструкции входа в подвал со стороны 1 подъезда.
МУЖЭПП "Коммунальщик", полагая указанный пункт предписания незаконным и нарушающим его права, оспорило его в судебном порядке.
Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат в связи со следующими обстоятельствами.
Из содержания статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого будет осуществляться управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок определения цены договора.
Как усматривается в материалах дела, согласно заключенному 01.05.2008 договору управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. Козленская, д. 130а, МУЖЭПП "Коммунальщик" является управляющей организацией.
В пункте 3.1.1 названного договора определена обязанность предприятия осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм и иных правовых актов.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 N 491), в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Пунктом 10 Правил от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Пунктом 1.1 указанных Правил определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пункта 1.8 данных Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, в том числе организацию эксплуатации; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Пунктом 2.6.2 названных Правил установлено, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя.
В соответствии с пунктом 4.2.1.3 Правил N 170 не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.
Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.
Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать (пункт 4.2.1.14 Правил N 170).
Факт того, что в проверяемом многоквартирном доме конструкция входа в подвал со стороны 1 подъезда разобрана, наблюдается выпучивание фундаментальных блоков, отклонение от вертикали подтверждается материалами административной проверки, следовательно, несоблюдение предприятием нормативных положений Правил N 170, является установленным.
Кроме того, пунктом 3.1.2 договора управления многоквартирным домом 01.05.2008 закреплено, что управляющая организация принимает на себя обязанности оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с приложением N 1 к указанному договору.
Из приложения N 1 к данному договору следует, что предприятием приняты на себя обязательства по восстановлению поврежденных участков фундаментов, входов в подвалы, стен.
Довод апеллянта об отсутствии в указанном договоре пункта, обязывающего управляющую компанию производить работы по восстановлению кирпичной кладки входа в подвал, отсутствии решения общего собрания по данному вопросу, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующих обстоятельств.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29сентября 210 года N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Затраты на проведение таких работ и предоставление услуг подлежат в последующем возмещению управляющей организации собственниками жилых помещений.
Из этого следует, что факт выполнения работ (услуг), входящих в обязанность управления организацией, не может быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственника о проведении и соответствующей оплате таких работ (услуг).
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно установлено, что оспариваемый пункт предписания является законным и не нарушает прав заявителя как субъекта предпринимательской деятельности.
Следовательно, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, спор разрешен согласно требованиям действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 ноября 2010 года по делу N А13-9294/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного производственного предприятия "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6328/2008-52/165
Истец: ОАО "НАПО им В.П. Чкалова"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6219/08