Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2011 г. N 07АП-1747/2011
г. Томск |
Дело N 07АП-1747/11 |
25 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Музыкантовой М. Х., Солодилова А. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкляр Т. Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Абзалов Ю.Р. по доверенности от 04.10.2010 года (сроком на 1 год)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 30 декабря 2010 года по делу N А27-12887/2010 (судья Плискина Е. А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Компания Сибойл", г. Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово
третьи лица: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконными действий, об обязании исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Сибойл" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании незаконными действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:15:0100308:51, площадью 213 450,13 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская обл., Тяжинский р-н, пгт. Тяжинский, ул. Рабочая, 43, в сумме 111 497 809,91 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 522,36 руб. за кв.м. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя Общество просло обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости упомянутого земельного участка с кадастровым номером 42:15:0100308:51, площадью 213 450,13 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская обл., Тяжинский р-н, пгт. Тяжинский, ул.Рабочая, 43, в сумме 111 497 809,91 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 522,36 руб. за кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" и Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 года и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как Управлением Росеестра по Кемеровской области были предоставлены все необходимые документы подтверждающие, что кадастровая стоимость земельных участков заявителя, внесенная в государственный кадастр недвижимости, определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель. При этом применение норм, изложенных в ФСО N 2 и N 3 к Отчету, являющемуся на основании п. 6 "Ожидаемые результаты работ" технического задания результатом работ по государственной кадастровой оценке земельных участков земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, неправомерно.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица не подлежащей удовлетворению.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.
15.03.2011 года в канцелярию Седьмого арбитражного апелляционного суда поступило ходатайство Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", согласно которому оно поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Коллегия Администрации Кемеровской области, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 2, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 декабря 2010 года подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 42:15:0100308:51, площадью 213 450,13 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская обл., Тяжинский р-н, пгт. Тяжинский, ул. Рабочая, 43, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка N 123 от 03.10.2007 года, свидетельством о государственной регистрации права 42 АВ N 782963 от 25.12.2008 года.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 02.09.2009 года N 4200/001/09-223236 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:15:0100308:51 составила 111 497 809,91 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 522,36 руб. за кв.м.
Ссылаясь на отчет независимого оценщика - Общества с ограниченной ответственностью "Финансы Бизнес Консалтинг" - от 13.08.2010 года N ЗУ-02/08-2010, которым стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:15:0100308:51 определена в сумме 4 909 000 руб., полагая, что при определении кадастровой стоимости были нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедура проверки результатов кадастровой оценки, ООО "Компания Сибойл" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебная инстанция сослалась на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
В силу положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно п. 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 года N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 года N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 года N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующим закону.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 года N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008 года.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008 года.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка Общества и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции о незаконности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:15:0100308:51 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
Исходя из установленных обстоятельств, является преждевременным вывод арбитражного суда об удовлетворении требования об обязании исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 года N 519, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено в установленном порядке.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Учитывая изложенное, апелляционный суд установил несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, что в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в части; в части возвращения государственной пошлины заявителю в размере 2 000 руб. оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110 и 156, пунктом 2 статьи 269, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 декабря 2010 года по делу N А27-12887/2010 отменить в части удовлетворения требований Общества с ограниченной ответственностью "Компания Сибойл" и взыскания с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Компания Сибойл" судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Принять по делу в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Компания Сибойл" в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Компания Сибойл" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Музыкантова М. Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6741/2008-1
Истец: ООО "Факел"
Ответчик: ООО "Стройкомплекс"
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6914/08