Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2011 г. N 10АП-101/2011
г. Москва
17 марта 2011 г. |
Дело N А41-18540/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Старостиным Н.В,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН: 772205397019, ОГРН: 304770000091811): Киценко С.С., по доверенности от 25.06.2010 3 1/2010, Бойко В.В., по доверенности от 25.06.2010 N 2/2010,
от заинтересованного лица: Ацапкина О.П., по доверенности от 03.08.2010 N 1094а,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2010 по делу N А41-18540/10, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению индивидуального предпринимателя Гаспаряна Самвела Георгиевича к Министерству обороны Российской Федерации, при участии в деле третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, администрации Щелковского муниципального района Московской области, о признании незаконными действий и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гаспарян Самвел Георгиевич (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель, Гаспарян С.В.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Министерство обороны РФ) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в предоставлении индивидуальному предпринимателю Гаспаряну С.Г. земельного участка, общей площадью 4980 кв.м, с кадастровым номером 50:14:040516:275, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Монино, военный городок 21/1, территория ВВА им. Ю.А. Гагарина, в собственность, за плату.
2. Обязать Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, общей площадью 4980 кв.м, с кадастровым номером 50:14:040516:275, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Монино, военный городок 21/1, территория ВВА им. Ю.А. Гагарина, и направить его индивидуальному предпринимателю Гаспаряну С.Г.
Судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), приняты уточнения заявленных требований, в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель просит:
1. Признать действия Министерства обороны РФ по непредоставлению индивидуальному предпринимателю Гаспаряну С.Г. в собственность, за плату, земельного участка, общей площадью - 4980 кв.м, с кадастровым номером 50:14:040516:275, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Монино, военный городок N 21/1 - незаконными.
2. Обязать Министерство обороны РФ, в двухнедельный срок, с момента принятия решения по арбитражному делу N А41-18540/10, принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Гаспаряну С.Г. в собственность, за плату, земельного участка, общей площадью - 4980 кв.м, с кадастровым номером 50:14:040516:275, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Монино, военный городок N 21/1.
3. Обязать Министерство обороны РФ в двухнедельный срок, с момента принятия решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Гаспаряну С.Г. в собственность, за плату, земельного участка, с кадастровым номером 50:14:040516:275, направить в адрес индивидуального предпринимателя Гаспаряна С.Г. проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Администрация Щелковского муниципального района Московской области.
В обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель указал, что имеет преимущественное право на выкуп в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Министерства обороны РФ по не предоставлению индивидуальному предпринимателю Гаспаряну С.Г. в собственность, за плату, спорного земельного участка; обязал Министерство обороны РФ принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Гаспаряну С.Г. в собственность, за плату, спорного земельного участка и направить договор купли-продажи на данный земельный участок в установленный законом срок.
Суд первой инстанции исходил из того, что наличие права Гаспаряна С.Г. на приобретение земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ и подача индивидуальным предпринимателем заявления и документов в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" установлены, действия Министерства обороны РФ не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство обороны РФ указывает, что ответ от 27.07.2010 N 141/16120 является промежуточным и свидетельствует об отсутствии бездействия заинтересованного лица при рассмотрении заявления индивидуального предпринимателя. Министерство обороны РФ также указывает на пропущенный индивидуальным предпринимателем трехмесячный срок подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в арбитражный суд.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители индивидуального предпринимателя против апелляционной жалобы возражали по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, подготовленном в порядке статьи 262 АПК РФ, просили решение суда первой инстанции отставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц, извещенных судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
На основании договора купли-продажи от 31.01.2001 N 30/ВВМ (л.д.28-32), заключенного между Государственным специализированным учреждением Московской области "Фонд имущества Московской области" и Гаспаряном С.Г., за последним зарегистрировано право собственности на расположенные по адресу Московская область, Щелковский район, пос. Монино, военный городок 21/1:
- Здание: свинарник N 1, общая площадь 319 кв.м, инв. N 1585, лит. А, А1, а, объект N 1, номер объекта: 50:14:02:00916:001 (свидетельство от 07.06.2001, л.д.25).
- Здание: свинарник N 2, общая площадь 521,90 кв.м., инв. N 1586, лит. А, объект N 2, номер объекта 50:14:02:00916:002 (свидетельство от 07.06.2001, л.д.26).
- Здание свинарника, 1 - этажный, общая площадь 621,60 кв.м, инв. N 66/М, лит. В, в, кадастровый (или условный) номер 50:14.1:02:97022:001 (свидетельство от 24.10.2003, л.д.27).
Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 03.07.2008 N 1980 утвержден проект границ земельного участка площадью 4980 кв.м (под постройками - 1641 кв.м, прочие - 3339 кв.м), расположенного по адресу: Щелковский район, пос. Монино, военный городок N 21/1 (земли населенных пунктов) на территории городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области под объектами недвижимости (территория ВВА им. Гагарина) согласно прилагаемому проекту границ земельного участка (л.д.62).
В соответствии с кадастровым паспортом от 19.02.2009 N 14.1/09-2989 земельный участок с кадастровым номером 50:14:040516:275 площадью 4980 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение военно-воздушной академии поставлен на государственный кадастровый учет 19.02.2009 (л.д.41-42).
В письме от 16.06.2010 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области сообщило, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок общей площадью 4980 кв.м, кадастровый N 50:14:040516:275, адрес: Московская область, Щелковский район, п. Монино, военный городок 21/1, установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка (л.д.46).
Гаспарян С.Г. обратился в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с заявлением от 17.08.2009 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:14:040516:275 (л.д.7-9).
В письме от 30.09.2009 N 141/4387 Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ сообщил С.Г.Гаспаряну, что для рассмотрения вопроса о продаже указанного в обращении земельного участка необходимо представить документы согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", а также обоснование формирования границ данного земельного участка (л.д.10).
Индивидуальным предпринимателем повторно подано заявление в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ от 29.12.2009 о выкупе земельного участка, с приложением документов согласно перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (л.д.11-12).
В связи с неполучением ответа на повторное обращение, полагая, что Министерство обороны Российской Федерации необоснованно уклоняется от принятия решения о предоставлении Гаспаряну С.Г. в собственность земельного участка, индивидуальный предприниматель обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Московской области.
В период рассмотрения заявления в суде первой инстанции индивидуальным предпринимателем получен ответ Министерства обороны РФ от 27.07.2010 N 141/16120 на повторное обращение, в котором указано, что представленный комплект документов соответствует приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения". Для расчета стоимости продажи земельного участка и заключения договора купли-продажи Департаментом направлен запрос в субъект Российской Федерации о представлении в Министерство обороны РФ копии нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющего цену выкупа земельных участков, продаваемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, а также размер ставки земельного налога, установленный в субъекте Российской Федерации. После получения Министерством обороны РФ указанного нормативного акта Департамент произведет расчет стоимости земельного участка и направит в адрес индивидуального предпринимателя соответствующие проекты договоров купли-продажи (л.д.99-100).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу положений статей 1, 10, 11, 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, уполномоченным лицом, осуществляющим полномочия собственника в отношении земельных участков, переданных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов, является Министерство обороны РФ.
В соответствии с положениями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" все юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности подведомственных Министерству обороны РФ организаций относятся к исключительной компетенции Министерства обороны РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлен месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления для принятия решения исполнительным органом государственной власти или органа местного самоуправления, о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В материалы дела представлена копия запроса Министерства обороны РФ от 22.06.2010 N 141/14461 в адрес администрации субъекта Российской Федерации (л.д.101-103).
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо отмечает, что ответ Министерства обороны РФ от 27.07.2010 N 141/16120 индивидуальному предпринимателю является промежуточным ответом о необходимости направления запроса в администрацию субъекта Российской Федерации, в связи с чем, по мнению министерства, опровергается довод заявителя о бездействии заинтересованного лица.
Указанный довод судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный в силу того, что предпринимателем не обжалуется бездействие Министерства обороны РФ (с учетом уточнения заявленных требования, принятых судом). Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность выдачи промежуточных ответов по вопросу о принятии решения о предоставлении заявителю земельного участка в собственность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ также не отрицал факт соблюдения индивидуальным предпринимателем предусмотренных законом условий для предоставления заявителю земельного участка на праве собственности, однако указал на необходимость получения ответа уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о цене, по которой должен осуществляться выкуп спорного земельного участка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает законным, обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о нарушении действиями Министерства обороны РФ права Гаспаряна С.Г. на приобретение земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Ссылка Министерства обороны РФ на несоблюдение индивидуальным предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора судом апелляционной инстанции также не может быть принята во внимание.
Согласно абзацу 7 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Таким образом, при принятии судом первой инстанции к рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя оснований для применения пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ не имелось.
Довод апелляционной жалобы о пропуске заявителем трехмесячного срока на обжалование бездействия Министерства обороны РФ, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции восстановил срок на подачу заявления индивидуальным предпринимателем с учетом получения Гаспаряном С.В. ответа Министерства обороны РФ от 27.07.2010 N 141/16120 только в период рассмотрения заявления в суде первой инстанции и заявленных индивидуальным предпринимателем уточненных требований.
Суд апелляционной инстанции полагает вывод суда об уважительности подачи заявления за пределами установленного АПК РФ трехмесячного срока мотивированным надлежащим образом.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-18540/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18540/2010
Истец: ИП Гаспарян С. Г., ИП Гаспарян С.Г.
Ответчик: ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Щелковского муниципальный район Московская область", Территориальное управление Росимущества по Московской области, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ г. Москва.
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6888/11
18.04.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1399/12
01.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15416/11
09.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А41/7737-11
17.03.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-101/2011