г. Томск |
Дело N 07АП-4331/08 |
12 августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.
судей: Кулеш Т. А.
Залевской Е. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Славгородского отделения N 179
поданную
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.06.2008г. (судья Е.В.Русских)
по делу N А03-3186/2008-36
по заявлению акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Славгородского отделения N 179
к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации
о признании решения в части недействительным
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.06.2008г. отказано в удовлетворении требования Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Славгородского отделения N 179 (далее - банк, апеллянт, податель жалобы) к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, учреждение) - о признании незаконным решения от 22.01.2008 N 273 в части непринятия к зачету расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования, в размере 10 949 руб. 06 коп.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, банк обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 5 июня 2008 г. по делу N А03-3186/08-36 и принять новый судебный акт, которым признать незаконным решение Филиала N4 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 22 января 2008 г. N 273 в части непринятия к зачету суммы 10949 руб. 06 коп. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие основания.
Податель жалобы указывает на то, что районный коэффициент 1,25 применяется работодателем при начислении заработной платы и социальных пособий на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края". Суд первой инстанции, по мнению апеллянта, неправильно истолковал указанное постановление Правительства Российской Федерации и необоснованно не применил его. Постановлением не только установлен размер районного коэффициента, дата его введения, территории, на которых он применяется, но и источники выплат.
Кроме того, податель жалобы указывает, что вывод суда о необходимости принятия администрацией Алтайского края нормативного правового акта для введения повышенного районного коэффициента не основан на нормах права, поскольку решение данного вопроса не относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, по мнению апеллянта, не учел также того обстоятельства, что в соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты. К таким выплатам относятся и суммы районного коэффициента, которые учитываются в составе заработной платы. Заработная плата работникам заявителем исчисляется с районным коэффициентом 1,25, следовательно, страховые взносы в фонд исчисляются и уплачиваются с применением указанного коэффициента.
Отзыва на апелляционную жалобу со стороны заинтересованного лица не представлено.
В судебное заседание надлежащим образом извещенные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 05.06.2008г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения арбитражного суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Алтайским региональным отделением ФСС РФ на основании решения от 27.11.2007г .N 394 проведена проверка Славгородского отделения N 179 Сбербанка РФ по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
По результатам проверки составлен акт от 30.11.2007 N 362, в котором, в том числе отражено, что при начислении пособий по беременности и родам работникам общества Драч Ж.Ф. по листку нетрудоспособности N 9293306 и Гутыра О.В. по листку нетрудоспособности N 2928567, начислении пособия по временной нетрудоспособности работникам общества Гутыра О.В. по листку нетрудоспособности N 2931848, Сергеевой Ю.А. по листку нетрудоспособности N 2930757, Личенко Н.П. по листкам нетрудоспособности N 9297584. 2152437, Игнаткович О.Н. по листкам нетрудоспособности N 9298455, N 2152407, Бединой Н.Н. по листку нетрудоспособности N 2928955. Пивоварову В.В. по листку нетрудоспособности N 2195349, Цайслер А.И. по листкам нетрудоспособности N 1957482, 2199542, Чистеевой Н.И. по листку нетрудоспособности N 2130880, Бровко Г.М. по листкам нетрудоспособности N 2222208, N 2185225, 2185228, Галуцкой С.А. по листку нетрудоспособности N 2260411, Отто В.Н. по листку нетрудоспособности N 6464188, Поповой Е.В. по листку нетрудоспособности N 2199466, Тыщенко Ж.Н. по листку нетрудоспособности N 2152134, Зуевой О.Н. по листку нетрудоспособности N 2152532. Светличной Т.В. по листку нетрудоспособности N 6466341 вместо районного коэффициента 1,2 применялся районный коэффициент 1,25.
На основании указанного акта и материалов проверки директором филиала N 4 ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования принято решение от 22.01.2008 N 273, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы страхователя на общую сумму 12 200 руб. 50 коп.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Политика Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Нормами международного права, установленными во Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией N 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), также закреплен основополагающий принцип равенства прав и недопустимости дискриминации их и, в частности, трудовых прав в какой-либо форме.
Согласно положениям статьи 2 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. В силу положений статьи 23 указанной Декларации каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (часть 1), каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (часть 2) и каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (часть 3).
Аналогичные положения содержатся во вводной части и статьях 2 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), а также во вводной части и статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года).
Статьей 15 установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15). Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15). Общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в редакции от 16.05.1997 N 490, от 13.08.1998 N 963).
Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, то в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Оценке на соответствие закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, нормативные акты руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
В силу статьи 13 Трудового кодекса федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом признаются равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений закреплено в статье 6 Трудового кодекса, согласно которой к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе: обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Статьей 148 Трудового кодекса предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Размер районного коэффициента определяется в соответствии со ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции принимает довод апеллянта относительно неверного толкования судом первой инстанции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180- ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" размеры государственных пособий гражданам, имеющих детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
В силу статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Постановление Правительства РФ N 1631 от 27.12.1997г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 05.01.1998, N 1, ст. 135 и в "Российской газете", N 2, 06.01.1998, имеет нормативный характер. Обязательность исполнения в Российской Федерации постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации закреплена в статье 115 Конституции Российской Федерации.
Из наименования и текста вышеназванного постановления при буквальном его толковании следует введение указанного коэффициента с 1 января 1998 г., а также подчеркивается, что районный коэффициент повышается по предложению администрации Алтайского края, а не по инициативе Правительства либо иных органов. Постановлением не только установлен размер районного коэффициента, дата его введения, территории, на которых он применяется, но и источники выплат.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции относительного того, что для введения повышенного районного коэффициента на территории Алтайского края требуется принятие администрацией края соответствующего нормативного правового акта, поскольку вышеназванные действия являются правом, но не обязанностью исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации не устанавливает необходимости принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации в случае установления размера районного коэффициента Правительством Российской Федерации. Повышение районного коэффициента согласно Постановлению Правительства РФ N 1631 от 27.12.1997г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" не поставлено в зависимость от принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что для работника, получающего пособие, не имеет значения, кем установлен районный коэффициент, поскольку предприятие уплачивает страховые взносы в ФСС со всего заработка (в том числе и с районного коэффициента) независимо от того, установлен этот коэффициент на федеральном уровне либо на уровне субъекта федерации. Иное толкование закона привело бы к необоснованному взысканию страховых взносов с районных коэффициентов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 мая 2004 г. по делу N Ф04/2903-286/А81-2004).
Постановлением РФ N 1631 от 27.12.1997г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" установлен размер районного коэффициента, указанное постановление обладает юридической силой, следовательно, в данном случае на территории края к выплатам из средств обязательного социального страхования не должен применяться районный коэффициент к заработной плате в размере 1,2, установленный распоряжением Совета Министров СССР от 03.01.1972 N 4-р, в порядке, установленном Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при принятии решения неправильно применил нормы материального права, что, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями ч.1 ст. 110, ст.ст. 258, 268, п.2 ст. 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.06.2008г. по делу N А03-3186/2008-36 по заявлению акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Славгородского отделения N 179 Сбербанка РФ к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о признании решения в части недействительным - отменить. Принять новый судебный акт. Признать незаконным решение от 22.01.2008 N 273 Филиала N4 государственного учреждения - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в части непринятия к зачету расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования, в размере 10 949 руб. 06 коп.
Взыскать в пользу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Славгородского отделения N 179 Сбербанка РФ с государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ расходы по государственной пошлине в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано и в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3186/08
Истец: Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (ОАО) в лице Славгородского отделения N179 Сбербанка РФ
Ответчик: ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4331/08