г. Томск |
Дело N 07АП-4929/08 (N А27- 2803/2008-5) |
08.10.2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е.А.,
судей Хайкиной С.Н., Кулеш Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С.Н.,
с участием в заседании представителей:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Вариант" - Плонский П.В. по доверенностям от 28.02.2008 года, от 19.06.2008 года, Лыжина Д.А. по доверенности от 07.05.2008 года,
от Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Колбасовой Е.С. по доверенности от 26.08.2008 года,
от третьего лица Администрации г. Кемерово - Шуревич Е.Н. по доверенности от 28.12.2005 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.06.2008 года по делу N А27- 2803/2008-5 (судья Гуль Т.И.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вариант" к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области о признании незаконным действия,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Вариант" (далее по тексту - ООО "Вариант", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, о признании незаконным действий Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее по тексту - Комитет по УГИ КО, Комитет) по отказу в предварительном согласовании места размещения продовольственного магазина с детским кафе по адресу: г. Кемерово, бульвар строителей, 46/2 и утверждении акта выбора земельного участка, выраженных в письме Комитета от 26.12.2007 года за N 4-6-12/1229 и обязании Комитета по УГИ КО принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, бульвар строителей, 46/2 для размещения продовольственного магазина с детским кафе (дело N А27-2803/2008-5).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.06.2008 года (далее по тексту - решение суда) требования Общества удовлетворены, отказ Комитета предварительно согласовать место размещения объекта по адресу: Кемерово, бульвар строителей, 46/2, выраженное в указанном письме, признан незаконным, как несоответствующий Земельному Кодексу Российской Федерации ( далее по тексту - НК РФ), суд обязал Комитет принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. По заявлению ООО "Вариант" от 22.11.2007 года.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Комитета заявителя, суд сделал в решении выводы, несоответствующие обстоятельствам дела, неправильно применил при вынесении обжалуемого решения нормы материального права.
Из содержания имеющихся в деле документов следует, что ООО "Вариант" обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не обращалось, о чём свидетельствует письмо Администрации г. Кемерово от 09.04.2008 года. В ходе судебного разбирательства соответствующее заявление Общества ни заявителем ни администрацией г. Кемерово представлено не было.
Следовательно отсутствуют основания полагать, что все последующие действия Администрации г. Кемерово являлись работами по обеспечению выбора земельного участка. Так, варианты размещения объекта как того требует статья 31 ЗК РФ Администрацией г. Кемерово не определялись, согласование места размещения объекта и технические условия Общество получило самостоятельно.
05.09.2007 года распоряжением Главы г. Кемерово был утверждён проект границ земельного участка, что говорит о том, что на момент согласования акта выбора земельного участка (период 2000-29003 годов) границы участка определены не были.
Кроме того, информирование населения в соответствии с требованиями законодательства РФ (часть 3 статьи 31 ЗК РФ) органом местного самоуправления проведено не было.
Таким образом, оснований для принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка у Комитета отсутствуют.
Кроме того, на момент обращения Общества в Комитет были проведены мероприятия по формированию земельного участка, что в силу части 6 статьи 30 ЗК РФ исключает возможность его предоставления для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, участок мог быть предоставлен только без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на торгах.
Также Постановлением Администрации г. Кемерово N 148 от 25.10.2007 года утверждён проект застройки микрорайона N 25 Ленинского района г. Кемерово, в состав которого входит испрашиваемый участок. Указанное свидетельствует о том, что в соответствии с частью 11 статьи 30 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в данном случае исключена и по этой причине. Подробно доводы Комитета изложены в апелляционной жалобе в письменном виде.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возразило против приведённых доводов. Указывает, что Общество обращалось в Администрацию г. Кемерово с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Кемерово, бульвар строителей, 46/2 в период до ноября 2002 года.
Ссылка Комитета на нарушение процедуры предоставления Обществу земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта несостоятельны и опровергаются материалами дела, распоряжением Администрации г. Кемерово от 05.09.2007 года утверждён проект границ земельного участка площадью 2765,41 кв. метра, по адресу: г. Кемерово, бульвар Строителей 46 для размещения магазина с детским кафе.
Подробно возражения Общества изложены в письменном виде.
Администрация г. Кемерово в письменном отзыве на апелляционную жалобу согласилась с позицией Комитета. Указывает также, что утверждение Общества о том, что им соблюдена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ошибочно, так как решения Комитета о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке части 8 статьи 31 ЗК РФ не принималось.
Представители Общества и Комитета, Администрации г. Кемерово в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на неё.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось судом апелляционной инстанции до 02.10.2008 года с целью повторного извещения третьего лица - Администрации г. Кемерово о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, 23.11.2007 года ООО "Вариант" обратилось в Комитет с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства - продовольственного магазина с детским кафе по адресу: г. Кемерово, бульвар Строителей, юго-восточнее, д. 46 Ленинского района (том дела 1, лист дела 13).
Комитет отказал Обществу в утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта со ссылкой на то, что Обществом нарушен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. В ответе Комитета от 26.12.2007 года ( том дела 1, листы дела 14-15) также сообщено, что испрашиваемы земельный участок будет предоставлен в аренду только по результатам торгов.
Общество обжаловало данный отказ Комитате в Арбитражный суд Кемеровской области.
Удовлетворяя заявление Общества, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что процедура предоставления земельного участка Обществом соблюдена, информирование населения о предстоящем согласовании места размещения объекта Обществом, а не органом местного самоуправления, а также утверждение проекта границ разномоментно с выдачей акта о выборе земельного участка не нарушили чьих либо прав и охраняемых законом интересов и оснований для отказа в удовлетворении заявления Общества у Комитета не было.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации решение вопросов местного значения в области распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Одной из форм такого распоряжения является предоставление земельных участков в соответствии со статьей 29 ЗК РФ гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Законом Кемеровской области от 12.07.2006 года N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Кемеровской области", Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово, утверждённого Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 11 мая 2007 года N 120 определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово осуществляется специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений - комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Следовательно, Комитет является органом, предоставляющим с момента вступления в законную силу указанных актов, земельные участки под строительство на территории г. Кемерово посредством принятия решения.
До издания указанных актов, как следует из приведённых ранее положений закона, данную функцию выполнял орган местного самоуправления в лице Администрации г. Кемерово.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что участок, расположенный по адресу: г. Кемерово, бульвар Строителей, юго-восточнее, д. 46 Ленинского района на находится на территории, право государственной собственности на которую не разграничено.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, действующее земельное законодательство предусматривает предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов или без предварительного согласования (путём проведения торгов).
Выбор порядка предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности как следует из анализа норм статей 25, 29, 30 ЗК РФ предоставляется муниципальному органу.
Судом первой инстанции дана в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка представленным доказательствам, подтверждающим юридически значимые обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Общество, до ноября 2002 года обращалось в Администрации с заявлением о выборе земельного участка для строительства магазина с детским кафе.
О данном факте свидетельствует прежде всего акт выбора площадки для размещения продовольственного магазина с детским кафе от 22.11.2002 года (том дела 1, лист дела 18).
Кроме того, заявителем представлен паспорт для строительства объекта N 4894 от 26.01.2004 года (том дела 1, листы дела 27- 29), из содержания которого следует, что основанием для его выдачи явилась заявка ООО "Вариант" N 2342 от 13.06.2001 года, указанный акт выбора площадки от 22.11.2002 года, а также распоряжение Администрации г. Кемерово N 889 от 31.03.2003 года "О проектировании продовольственного магазина с детским кафе по бульвару Строителей".
В материалах дела имеется градостроительное обоснование на возможность размещения объекта (том дела 1, листы дела 86-87), где излагается контекст заявки, поданной ООО "Вариант" - согласование площадки на возможность размещения объекта капитального двухэтажного здания магазина розничной торговли продовольственным товарами с детским кафе.
Изложенное однозначно свидетельствует о факте подачи Обществом заявки о предоставлении участка для возведения объекта капитального строительства.
Факт самой выдачи акта выбора площадки для размещения продовольственного магазина с детским кафе от 22.11.2002 года свидетельствует о том, что Администрацией г. Кемерово как уполномоченным на момент 22.11.2002 года органом возбуждена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
При таких обстоятельствах доводы Комитета о том, что факт надлежащего обращения Общества с заявкой в Администрацию не доказан несостоятельны. Действительно, в материалах дела отсутствует сама заявка (в подлиннике или копии), согласно письма Администрации от 09.04.2008 года (том дела 1, лист дела 112). соответствующая заявка Общества отсутствует и в Администрации. Однако, факт обращения Общества с заявкой в установленном порядке в Администрацию г. Кемерово достоверно подтверждается перечисленными документами, которые содержат не только сведения о дате, но и о содержании заявки заявителя, что свидетельствует о реальном существовании заявки Общества. Содержанием указанного письма Администрации подтверждается факт отсутствия экземпляра заявки Общества в настоящее время в Администрации, а не факт непоступления такой заявки вообще в период до 22.11.2002 года.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (ст. 31 названного Кодекса), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, проводится государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Первую стадию указанного порядка - выбор земельного участка обеспечивает орган местного самоуправления на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
В доказательство выполнения соответствующей процедуры суду представлены
- акта выбора площадки для размещения продовольственного магазина с детским кафе от 22.11.2002 года по адресу: г. Кемерово, бульвар Строителей, 46 Ленинского района ( том дела 1, лист дела 18),
- градостроительное обоснование на возможность размещения объекта (том дела 1, листы дела 16-17),
- паспорт на строительство объекта ( том дела 1, листы дела 25-29),
- проект границ земельного участка, составленный 26.04.2006 года ( том дела 1, лист дела21- 22),
- проект границ участка, выполненный на топооснове и согласованный с Комитетом 12.10.2006 года (том дела 1, лист дела 23). Из содержания указанного документа следует, он исполнен по заявке N 435-01.
- распоряжение главы города Кемерово N 3893 от 05.09.2007 года "Об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: бульвар Строителей, 46/2" (том дела 1, лист дела 19), из которого следует, что заявке, по которой издано распоряжение присвоен шифр 435-01. Проект границ утверждён на земельный участок для строительства продовольственного магазина с детским кафе.
- документы, свидетельствующие о согласовании технических и иных условий размещения объекта с необходимыми службами города Кемерово (том дела 1, листы дела 29-78).
Совокупность представленных документальных доказательств с очевидностью свидетельствует об инициировании Администрацией г. Кемерово в 2002 году процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, об осведомлённости проведения этой процедуры не только со стороны Администрации г. Кемерово, но и со стороны Комитата.
Согласно требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешительная документация на строительство объекта выдаётся только в случае наличия у застройщика прав на земельный участок, на котором предполагается строительство, а значит, решение вопроса о предоставлении земельного участка является неотъемлемой частью процедуры выдачи разрешительной документации на строительство объекта.
Материалами дела подтверждено, что Обществом полностью подготовлена такая документация на возведение магазина с детским кафе по адресу: г. Кемерово, бульвар Строителей, 46 Ленинского района, следовательно поданная им заявка о согласовании площадки на возможность размещения объекта капитального двухэтажного здания магазина розничной торговли продовольственным товарами с детским кафе следует рассматривать как заявление о выборе земельного участка для строительства, предусмотренное пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ. Администрация г. Кемерово именно так и восприняла заявку Общества, о чём свидетельствуют перечисленные ранее доказательства. То обстоятельство , что в материалах дела отсутствуют доказательства определения Администрацией иных вариантов размещения объекта, не может свидетельствовать о нарушении процедуры предоставления земельного участка для строительства, так как тот факт, что Администрация не предложила иные варианты размещения объекта не может влиять на право Общества на выполнение законной процедуры предоставления земельного участка со с стороны Администрации и Комитета и не противоречит смыслу законодательных норм, регулирующих данный порядок.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом представлены документы, необходимые для выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения на нем объекта. Представленные документы соответствуют требованиям, предъявляемым к ним статьей 31 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что наличие у Общества акта о выборе земельного участка, согласованного различными организациями не свидетельствует о соблюдении процедуры, предусмотренной статьёй 31 ЗК РФ, поскольку на момент согласования акта выбора участка (2000-2003 года) границы участка не были определены.
С таким доводом нельзя согласиться.
В силу части 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе участка, к которому прилагается утверждённые органом местного самоуправления проекты границ. В силу части 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Таким образом, содержание указанных норм свидетельствует о том, что проект границ необходим как приложение к акту выбора участка к моменту принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Такой проект границ в отношении земельного участка, испрашиваемого Обществом утверждён к моменту подачи 23.11.2007 года заявления в Комитет 05.09.2007 года.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что Обществом до 05.09.2007 года проектировались границы земельного участка с учётом требований действующего законодательства, градостроительных и технических норм, в исходно-разрешительной документации содержатся сведения об адресе, по которому расположен участок, ориентировочной площади как застройки, так и самого земельного участка, что влияет в свою очередь на формирование границ и площади участка для возведения конкретного объекта.
Таким образом, на момента выдачи акта выбора Общество не могло и не обязано было в соответствии с действующим законодательством принимать меры к формированию земельного участка на местности. Данная обязанность возложена в соответствии с частями 2-4 статьи 31 ЗК РФ на органы местного самоуправления, определение границ земельного участка в окончательном проекте как следует из приведённых ранее положений закона необходимо и обязательно лишь к моменту утверждения границ такого проекта, что в данном случае Обществом выполнено.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются доводы Комитета о нарушении Обществом процедуры выбора земельного участка, которое Комитет усматривает в нарушении условия об информировании населения о намечаемом строительстве, а также невозможности предоставлении земельного участка согласно такой процедуре вообще.
Согласно части 3 статьи 31 ЗК РФ о городских и сельских поселений информируют органы местного самоуправления население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная обязанность Администрацией действительно не выполнена. Однако, материалами дела подтверждается, что необходимая информация была опубликована в газете Кузнецкий край" от 20.04.2006 года N 41 (том дела 2, листы дела 24-25). Кроме того, в заключении Управления по технологическому и экологическому надзору от 18.05.2006 года (том дела 1, листы дела 35-44) указано, что за время проведения данной экспертизы замечаний со стороны граждан в связи с данной публикацией не поступало.
Неисполнение надлежащим образом органом местного самоуправления указанной обязанности не может препятствовать реализации законных прав заявителя, который принял меры к информированию населения самостоятельно. Тот факт, что публикация была произведена Обществом (как на то ссылается заявитель) не повлёк нарушения законных прав и интересов третьих лиц, а значит указанный факт не может служить основанием для вывода о признании процедуры предоставления участка Обществу нарушенной.
Что касается ссылки Комитета на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку постановлением Администрации г. Кемерово от 25.10.2007 года N 148 утверждён проект застройки микрорайона N 25 Ленинского района г. Кемерово, суд апелляционной инстанции пришёл к следующему выводу.
Действительно, согласно п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Градостроительная документация представляет собой в силу статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ в первую очередь градостроительный регламент, который устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Однако, как следует из материалов дела, на момент обращения Общества с заявкой до 22.11.2002 на территории г. Кемерово такая градостроительная документация не действовала.
Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.05.2004 N 178 "О Положении "О территориальном зонировании города Кемерово", Постановление Кемеровского городского совета народных депутатов от 24 ноября 2006 года N 75 "Об утверждении правил землепользования и застройки в городе Кемерово", постановление Администрации г. Кемерово от 25.10.2007 года N 148 "О проектах планировки", которым утверждены проекты детальной планировки и проекты застройки и в том числе в отношении микрорайона N 25 Ленинского района, были приняты после рассмотрения заявки Общества, а значит после возбуждения процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Следовательно, данные документы не могли повлиять на право Общества и обязанность Администрации г. Кемерово, а затем и Комитета выполнить процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Кроме того, в материалах дела имеется градостроительное обоснование на возможность размещения объекта (том дела 1, листы дела 16-17), справка о том, что участку, согласно адресного плана г. Кемерово установлен предварительный адрес: бульвар строителей, строение 46/2 ( том дела 1, лист дела 24). Указанное свидетельствует о том, что участок, испрашиваемый Обществом сформирован с учётом проекта планировки, утверждённым постановлением Администрации г. Кемерово от 25.10.2007 года N 148 "О проектах планировки".
Комитет также ссылается на то, что предоставление участка путём процедуры предварительного согласования невозможно в связи с тем, что он сформирован, что исключает проведение процедуры предварительного согласования предоставления участка (часть 6 статьи 30 Земельного Кодекса РФ).
В материалах дела действительно имеется выписка из государственного земельного кадастра о постановки участка на государственный кадастровый учёт, что свидетельствует о факте проведения в отношения участка государственного кадастрового учёта в соответствии со статьями 6 Земельного кодекса Российской Федерации и 1 Федерального закона от 02.01.2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре и о сформированности земельного участка.
Однако, согласно сведениям Управления территориального отдела N 5 Управления Роснедвижимости по Кемеровской области ( том дела 1, лист дела 128), земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт ООО "Вариант" (землеустроительное дело N 560 от 02.08.2004 года). Изложенное свидетельствует о том, что земельный участок был сформирован заявителем в порядке выполнения процедуры предоставления участка с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренной частью 5 статьи 30 ЗК РФ, частями 5,6 статьи 31 ЗК РФ. Данная процедура также предусматривает необходимость формирования земельного участка. Однако, в отличие от указанной процедуры, предоставление земельного участка на торгах предусматривает необходимость формирования земельного участка самим органом местного самоуправления до выставлении его на торги и поступления заявок на его приобретение.
Таким образом, факт формирования земельного участка после поступления заявки Общества, самим Обществом в ходе выполнения процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не может свидетельствовать о невозможности предоставления участка согласно указанной процедуры.
В силу пунктов 6, 7, 8 статьи 31 ЗК РФ возлагают на исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение об отказе в размещении объекта должно быть мотивированным и основанным на нормах действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, в ответ на обращение Общества с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка, Комитет письмом от 26.12.2007 года сообщил заявителю об отказе совершить указанное действие, что не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данный отказ неправомерен, законных оснований для перехода к процедуре предоставления земельного участка по результатам проведения торгов у Комитета не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Комитет по УГИ КО не выполнил возложенную на него процессуальную обязанность доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, выразившихся в принятии решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего указанный акт.
Данные действия нарушают права Общества на получение земельного участка в законное пользование для строительства. В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции не установлен факт нарушения Обществом выполнения условий процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения, которым действия государственного органа признаются незаконными, должно, в том числе, содержаться и указание на обязанность данных органов совершить определённые действия, принять решения по устранению законных прав и интересов заявителя.
Выполняя соответствующую норму закона, суд первой инстанции обоснованно обязал Комитет по УГИ КО принять решение о предварительном согласовании Обществу места размещения объекта.
В соответствии с положением о Комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области, утверждённым Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 92 от 21.03.2008 года Комитет по УГИ КО органом, осуществляющим принятие решения о предварительном согласовании мест размещения объектов строительства или об отказе в размещении объекта, утверждает акт о выборе земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Комитет по УГИ КО в порядке пункта 6 статьи 31 ЗК РФ не имеет права в данном случае отказать в размещении объекта, так как из материалов дела следует, что необходимые согласования со службами и организациями города Кемерово, а также с Администрацией г. Кемерово Обществом получены.
При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что решение Арбитражного суда Кемеровской области по рассматриваемому делу законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановленного решения в порядке части 4 статьи 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
В порядке статьи 110 ПАК РФ госпошлина относится на подателя апелляционной жалобы и уплачена им.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.06.2008 года по делу N А27- 2803/2008-5 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вариант" к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области о признании незаконным действия оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Хайкина С.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2803/2008-5
Истец: ООО "Вариант"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Третье лицо: Администрация г. Кемерово